До выхода фильма не телеэкране его презентация и обсуждение прошли в Центре культурных инициатив «Югöр». Свою работу первым зрителям представила автор «Русского Страдивари» Елена Красильникова:
– Фильм снимался в основном летом 2019 года, а завершилась работа в минувшем ноябре. Основная творческая группа – десять человек: восемь сотрудников телеканала, художник Анжела Разманова и артист драмтеатра Владимир Рочев, который читает закадровый текст. Эта наша совместная работа – дань уважения нашему великому земляку и подарок республике к ее 100-летию.
Съемочная группа побывала в Москве и Санкт-Петербурге – в музеях и частных коллекциях обеих столиц бережно хранятся балалайки и домры Налимова. Наведались и в город Бежецк и селе Марьино Тверской области, где была мастерская Семёна Ивановича.
В фильме о мастере и его балалайках с восторгом рассказывают правнучатый племянник мастера Николай Налимов, мастер-реставратор Валерий Гребенников, завкафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных Андрей Горбачев и московский виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский – владелец четырех «налимов».
Купить налимовскую балалайке как-то предложили и участнику группы «Балалайка» имени Семёна Налимова Владимиру Политову. Но история эта оказалась криминальной. Нашему музыканту позвонил незнакомый продавец из Москвы и сказал, что уникальный инструмент достался ему по наследству. Сыктывкарец засомневался, начал наводить справки и выяснил, что «налим», действительно, настоящий. Но краденый. Конечно, Владимир сообщил об этом в полицию.
А уж распознать фальшивки, подделки под «налима» – дело для людей знающих и вовсе нехитрое. Ведь до сего времени еще никому из мастеров не удавалось сделать балалайки, похожие на налимовскую.
Всего Семен Налимов сделал триста инструментов. 170 из них – балалайки, 115 – домры. Часть инструментов погибла от неправильного хранения и неграмотной реставрации, большинство подверглось переделкам. Четырнадцать сейчас находится в музее музыки Санкт-Петербурга в Шереметевском дворце, пять – в Российском национальном музее музыки в Москве, еще пять – в музее Андреева в Бежецке. Остальные – в частных руках: у музыкантов и коллекционеров. Инструменты налимовской работы – уже музейная редкость, и их также трудно достать, как скрипку работы Амати или Страдивариуса.
Анна ВАСИЛЬЕВА.
Фото автора и respublika11.ru