«Печатная экскурсия»: все о краеведческом музее в Ыбе

Ежегодно 21 февраля отмечается Всемирный день экскурсовода. Путешествуя по каким-либо местам, исследуя достопримечательности и заглядывая в музеи, хочется с головой окунуться в историю. В этом всегда готов помочь специалист, который знает множество интересных фактов и с удовольствием ими делится.

Сегодня, примерив на себя роль гида, «Наша жизнь» проведет для вас экскурсию по Ыбскому историко-краеведческому музею имени А.А. Куратовой и его интерактивной площадке, которая победила в региональном конкурсе «Лидеры туриндустрии Республики Коми».

Впервые музей распахнул двери в 1992 году. С 1997-го все его исторические экспонаты размещаются в бывшей сельской школе. А 16 лет назад Ыбский историко-краеведческий музей стал филиалом Сыктывдинского музейного объединения. Нынче учреждение будет отмечать свое 30-летие. 

Быт наших предков

Попадая в сокровищницу памяти о наших предках, в этнографическом зале мы знакомимся с уникальной коллекцией XIX – начала ХХ веков. Перед нами вдоль окон музея представлены различные предметы быта и хозяйственной деятельности коми крестьян: изделия из дерева, глины и бересты сделаны руками односельчан.

Обратите внимание на угол комнаты. По своему виду он схож с частью интерьера избы сысольских коми. Здесь мы разглядим самую диковинную для нашего времени вещь – светец. Такой символ крестьянского быта служил укреплением горящей лучины. Тонкие щепки, изготовленные из березовых поленьев, располагались между тремя расщепленными железными вставками. Также мы видим деревянную основу с корытцем, в которую наливали воду или насыпали песок, чтобы угольки от горящей лучины падали и гасли. Так оберегали жилище от пожара.

Взглянув направо от крестьянского угла, рассмотрим домашнюю утварь того времени. Поскольку в селе выращивали лен, то и предметы были соответствующие – льномялки, льночесалки. Также здесь мы можем увидеть традиционный ткацкий станок. Его и поныне могут использовать для создания высокохудожественных изделий. А в те времена благодаря станку обеспечивали семью одеждой.

Мода дней мннувших

К слову, женский наряд состоял из сарафана и нижней длинной рубашки и отличался от девичьего тем, что верхняя часть одежды была распашной, чтобы можно было кормить ребенка грудью. Мужчины же надевали длинные рубашки и брюки, обвязываясь поясами.

В ту эпоху большое распространение получил особенный вид росписи ткани – набойка. Рисунок на ткани выполнялся при помощи печати штампом. Печатная доска изначально была с вырезанным на ней рельефным рисунком. Затем она стала наборной – узоры набирались из медных пластин или проволоки. Чтобы выполнить рисунок при помощи такого штампа, его покрывали краской, клали на ткань и ударяли специальным молотком. Мастеров набойки называли синильщиками – видимо, из-за использования в работе синего цвета.

Что касается обуви, то ее наши предки тоже шили вручную из сыромятной кожи. Женские коты обували поверх длинных чулок, которые подвязывались веревочками. Мастера ходили по домам и принимали заказы. Снимали мерку ноги специальными приспособлениями из дерева – колодками, (по-коми – «бала»), верхняя часть которых была съемная. Здесь вы можете рассмотреть сапоги ручной работы, высокие, с подогнутыми голенищами и подошвой, пробитой деревянными гвоздиками.

Ненадолго остановимся у зоны промыслового быта коми рыбаков, который имел большое сходство с охотничьим. Особенно распространены были рыболовные заграждения для ловли, которые назывались «гымгами» и «вентерями».

Экспонат с историей

При входе во второй зал сразу же обращаем внимание на предметы, изготовленные на Нювчимском чугунолитейном заводе. К слову, здесь расположен экспонат со своей вековой историей. Из чугунной плиты был сделан пол Пятницкой церкви в деревне Чулиб в 1888 году. Само здание было разрушено еще до Великой Отечественной войны, а плита сохранилась до наших дней.

Рядом расположены инструменты для обработки древесины. Например, поперечные, продольные пилы и скобели на коротких и длинных ручках для снятия коры с дерева.

О чем будем помнить всегда

В зале воинской славы размещены фото и документальные материалы, личные вещи и письма с фронта односельчан – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и участников локальных войн. Здесь хранятся «Книга памяти села Ыб», а также предметы, найденные во время раскопок на местах боев.

Село знаменито тем, что в 1942 году в деревне Волокул был открыт интернат для участников Великой Отечественной войны. Здесь возвратившимся с фронта изувеченным воинам помогали начать свою жизнь практически с нуля. Их обучали сапожному, швейному мастерству, делам бухгалтеров-счетоводов и гармонистов. Получать такое образование могли не только местные, но и приезжие из других регионов.

Интернат сгорел, а то, что от него осталось (две швейные машинки, фотоаппарат и счеты) теперь хранится в маленьком уголке краеведческого музея.

Лев Толстой – в каждом доме

Последний зал богат коллекцией доподлинных чугунных утюгов. Один из таких экспонатов хранит в себе необычную историю, связанную с известным русским писателем.

За десять лет до смерти Лев Толстой, разуверовав в догматы церкви, отрекся от нее. В наказание за такой поступок современники изобразили портрет классика русской литературы на заслонке вместительного утюга, на его задней части. Портрет был схематическим, но, тем не менее, узнаваемым. Мастера приделывали графу длинный нос, который служил «ручкой» для заслонки. А чтобы узнать, хорошо ли разогрет утюг, нужно было плюнуть в лицо изображению.

В другой части зала сформирован небольшой уголок быта интеллигенции ХХ века. Здесь собраны патефоны, швейная машинка, самовар и лампа с абажуром над столом. Такая композиция навеивает атмосферу того времени.

Древние рептилии в музее

Также хочется познакомить вас с изюминкой музея, которая овладевает вниманием не только детей, но и взрослых. Речь идет об интерактивной площадке «Территория древнейших, или Ожившие ящеры». Четыре года назад проект выиграл грант Главы Республики Коми в области музейного дела, а также стал победителем регионального конкурса «Лидеры туриндустрии Республики Коми», в номинации «Лучший музейный проект».

Окунаясь в предысторию тематического замысла, стоит напомнить, что в 1999 году во время экспедиции представителей Коми республиканской станции юннатов по берегу Сысолы в деревне Каргорт были найдены кости, по виду напоминающие хоккейные шайбы. После изучения в исследовательском институте ученые установили, что они принадлежат плезиозавру, обитавшему 168 миллионов лет назад. В последующие годы здесь находили и другие фрагменты морских обитателей. Занимательными находками захотелось поделиться. Так и родилась идея создания проекта.

К слову, уникальное место захоронения морских ящериц юрского периода в 2012 году получило статус особо охраняемого природного ландшафта. В него входят часть реки Сысолы, а также ее обнаженный берег и ближайший остров. Раньше в тех местах росли субтропические деревья, окаменевший ствол одного из которых и сейчас можно увидеть в береговом обрыве. Отличить его от камня уже практически невозможно. Полюбоваться таким историческим живописным видом Каргортской излучины приезжают туристы из разных уголков страны.

А мы проводим вас в тематический зал, заполненный витринами с коллекциями окаменелых остатков ящериц, камней и ракушек из морских глубин, фрагментами юрской древесины. Погрузившись в историческое прошлое планеты, разнообразить досуг предлагаем посредством интерактивных игр. Вы сможете проявить себя в роли художника и рисовать песком на световых столах. А еще, на время став археологами, вести раскопки костей древних рептилий в песке.

Также стоит отметить зону древнего Сысольского моря, оформленную изображениями и объемными фигурами морских обитателей юрского периода. Благодаря сотрудничеству музея с преподавателем Республиканского колледжа искусств Александром Сергиенко появилось реалистичное и современное оформление зала. Деревянные плезиозавр и яйцо динозавра сделают фотографию на память незабываемой.

А рядом с Ыбским историко-краеведческим музеем установлена деревянная скульптура плезиозавра, некогда плескавшегося в водах Сысольского моря. Морской обитатель напоминает тюленя с длинной шеей и головой рептилии, с округлым телом и коротким хвостом, а плавники широкие и длинные. Он стал настоящей местной достопримечательностью.

 

Местные легенды

В XIV веке на эту землю ступила нога святителя Стефана Пермского. Предание гласит, что креститель коми народа приплыл по реке на большом камне (по некоторым источникам, на лодке), поднялся вверх по течению, чтобы обратить зырян в новую веру. Но жители деревни не приняли посланника, забросав его камнями. Тогда миссионер разгневался и назвал место «худым». И действительно, в конце XIX века в состав Ыба входила деревня Худой-грезд.

Согласно поверью название деревни Мальцев-грезд имеет две версии происхождения: первая – большая часть жителей носит фамилию Мальцевы, отсюда и такое наименование; вторая – деревня названа в честь георгиевского кавалера по фамилии Мальцев.

 Про музей в цифрах

Экспонатов и коллекций – 4425.

Площадь музея – 231 кв. м.

Тематические экспозиции представлены в 5 залах.

Подготовила Елена ВИШНЯКОВА. Фото предоставлены музеем.

*Опубликовано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Республики Коми.