«Я мечтала помогать людям!»: следователь из Сыктывдина о трудностях и достижениях в работе

25 июля – День сотрудника органов следствия

 Ирина Ширяева  – на вид хрупкая девушка. Если бы не форма, даже и не догадаться, что она – старший лейтенант юстиции, следователь Сыктывдинского подразделения следственного отдела по городу Сыктывкару СУ СК России по РК.

О том, как она пришла в свою профессию, о своих трудностях и достижениях Ирина поведала нашему корреспонденту. 

«Справилась отлично»

—  Традиционный вопрос: почему решили стать следователем, где учились?

—  Мне с детства хотелось приносить пользу людям. Следователь призван помогать тем, чьи права и законные интересы нарушены какими-то неправомерными действиями. Задача следователя – восстановить законность и справедливость. Училась в Академии госслужбы, затем в Сыктывкарском госуниверситете. Начинала работать следователем в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ в 2018 году. С мая 2022-го прохожу службу в сыктывдинском подразделении.

— Помните первый рабочий день?

— Мне дали уголовное дело, возбуждённое по факту оскорбления и применения насилия                                     в отношении представителя власти – сотрудника полиции. Всё произошло в декабре 2018 года на станции Печора. Мужчина 1987 года рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в вагоне пассажирского поезда публично оскорбил сотрудника транспортной полиции нецензурной бранью и… укусил его за палец. Основные действия, которые не требуют участия подозреваемого, уже были выполнены. Мне предстояло созвониться с подозреваемым и адвокатом, провести следственные действия с их участием, составить обвинительное заключение и направить дело прокурору. С задачей я справилась.

В первый год было нелегко. В реальной жизни всё оказалось значительно сложнее, чем в теории. Не всегда просто обеспечить явку к следователю участников судопроизводства. Порой требуются значительные усилия, чтобы найти подход к свидетелю или подозреваемому, разговорить его, при этом добиться правдивых показаний. Вначале ничего не успевала, домой приходила, как говорится, только поспать. С опытом стало проще, хотя всё равно не без трудностей.

«Моя совесть чиста»

— Было опасение обвинить невиновного?

— Следователь не может направить уголовное дело прокурору и в суд при недостаточности доказательств, подтверждающих обвинение. В случае, о котором я говорила, один из признаков состава преступления «оскорбление представителя власти» – публичность. То есть, должны быть свидетели – гражданские лица, которые подтвердят факт оскорбления. Ещё на стадии проведения проверки по сообщению о преступлении, если нет основания для возбуждения уголовного дела, принимается решение об отказе. Также и во всех других случаях следователь должен быть абсолютно уверен в виновности лица.

Так, мной собраны доказательства, позволившие направить в суд уголовное дело в обвинении местного жителя в убийстве. Всё произошло в этом году в частном доме в селе Ыб. Во время конфликта, возникшего при совместном распитии спиртного, фигурант ударил сожительницу ножом в спину. От полученного ранения женщина скончалась на месте происшествия.

— Обратила внимание, как вы сшиваете документы. Даже игла с нитками у вас на столе. Как соотносится бумажная работа с оперативной?

—  Так называемая бумажная работа – это неотъемлемая часть дел следователя. Все следственные действия, те же допросы, осмотры, изъятия, фиксируется на бумаге. У нас в отделе двое следователей. Во время дежурства мы должны быть на связи в любое время суток. Если из дежурной части нам сообщают о преступлении, которое относится к нашей подследственности, мы оперативно выезжаем на место происшествия как руководители следственно-оперативной группы и проводим комплекс необходимых следственных действий.

— И как часто это происходит?

— Всегда по-разному. Район у нас сложный, растянутый географически во всех направлениях. На прошлой неделе в составе следственно-оперативной группы два раза выезжала в разные точки Сыктывдина. Одно сообщение было по факту противоправных действий в отношении несовершеннолетнего в Лэзыме. Второе – по обнаружению тела мужчины в лесном массиве близ посёлка Мырты-Ю. В настоящее время по данным материалам проводятся проверки, устанавливаются обстоятельства.

О «глухарях»

— Как вы принимаете окончательное решение по делам прошлых лет?

— У меня в производстве находилось дело по факту убийства в 2002 году. В Выльгорте несовершеннолетний, повздорив с пожилым мужчиной, ударил его несколько раз по голове кирпичом, в результате чего пострадавший скончался. Данный молодой человек являлся свидетелем по уголовному делу. Доказательств, что он причастен к убийству, на тот момент не было. В октябре прошлого года этот свидетель обратился к нам с повинной, рассказав об обстоятельствах совершения убийства. К этому моменту он уже был судим по аналогичным преступлениям против личности. И вот решил признаться спустя двадцать лет. Мы провели много экспертиз. Конечно, этот процесс трудоёмкий, поскольку многие участники дела или уже умерли, или переехали в другие регионы. Доказательства добывались по крупицам. Мы отправились с подозреваемым на место преступления. Он показал нам, как всё происходило. В настоящее время уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд. Теперь родные погибшего знают, кто виновен в его смерти.

«К критике отношусь спокойно»

— Из чего состоит ваша неделя?

— В конце недели стараюсь запланировать все следственные действия на следующую. Смотрю по срокам, их нельзя пропустить, и расписываю по дням в специальной таблице. По возможности стараюсь вызывать людей на первую половину дня, а техническую работу, осмотр предметов и документов оставляю на вторую. Но это в теории. На практике же зачастую многое идёт не по плану.

— Как относитесь к критике со стороны начальства?

— Если такое случается, делаю выводы и стараюсь впредь не допускать ошибок.

— Что самое сложное, интересное и неприятное?

— Сложное – нехватка времени. Сроки «поджимают». Из интересного то, что постоянно развиваюсь. Особенно интересно, когда возникает необходимость изучать кодексы: Трудовой, Семейный, Гражданский. Неприятное: чтобы иметь полное представление о преступлении, я пытаюсь его визуализировать. Мне необходимо представить все детали. Был случай, когда жена зарезала мужа. Она объясняла, показывала, как это сделала. И всё это я прокручивала в своей голове.

— Какие самые важные качества для следователя?

— Ответственность, аналитические способности. Например, нужно находить несоответствия в показаниях участников уголовного судопроизводства, устранять их. Объективность, непредвзятость к любому человеку, независимо от его социального статуса и положения.

Врезом

Хобби.

Недавно следователь увлеклась сноубордом:

— Снег, адреналин, что ещё нужно для счастья? – признаётся Ирина Ширяева.

Диана СКАЛАЦКАЯ.