Современный логопед не только учит говорить, он еще психолог, дефектолог. Работает со взрослыми, например, помогает восстановить речь, дыхание людям, пережившим инсульт. Занимается с детьми – «ставит» им дикцию. К профессиональному празднику «Наша жизнь» расспросила логопеда детского сада № 7 Выльгорта Юлию Плетцер о ее работе, методах и трудностях.
— Юлия Владимировна, традиционный вопрос: почему именно эта специальность?
— С детства я была окружена малышами — двоюродными братьями и сестрами. Мне нравилось с ними играть. Мечтала стать педагогом, заниматься с детьми. А в десятом классе определилась – стану логопедом. В Сторожевске, где я выросла, эта профессия считалась редкой, отчасти поэтому она меня заинтересовала. Мне захотелось попробовать себя в этой роли. Закончила Сыктывкарский государственный университет по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия». Хотя живу в городе, на работу устроилась сюда, в Выльгорт.
— У вас самой были речевые проблемы в детстве?
— Нет. Моя мама по профессии бухгалтер, но она интуитивно понимала, как научить меня говорить правильно. Например, мы кривлялись, строили рожицы перед зеркалом, развивали артикуляцию. По словам мамы, с детства я была любознательным и разговорчивым ребенком. Речевых проблем не имела. Со своей дочкой разговаривала еще во время беременности. Наверное, поэтому она с десятимесячного возраста очень разговорчивая (улыбается. — Прим. авт.).
— Много ли сейчас детей с проблемами речи?
— Еще на первом курсе начала их замечать. Проходишь мимо, и слышишь – ребенок говорит как-то нечисто. С каждым годом таких все больше и больше.
— С чем это связано?
— Сейчас все от мала до велика «сидят» в телефонах, целыми днями смотря телевизор. А раньше дети росли в окружении сверстников, разговаривали друг с другом, с родителями. Сейчас очень трудно найти маму или папу, которые будут читать чаду каждый день. А ведь это, считаю, необходимо! Моей дочери шесть лет, она не умеет пользоваться телефоном. Но этому как раз легко научиться. Зато она хорошо разговаривает. Умеет себя занять – разложит свои лего-конструкторы, пазлы, раскраски. Речь и активность мозга — две взаимосвязанные деятельности организма. Надо говорить с малышом, играть с ним, читать ему.
— Как найти время на ребенка?
— Я всегда так рассуждаю: посуду, которую мне надо сейчас помыть, и через 10-15 лет также надо будет мыть. А вот ребенок в подростковом возрасте станет другим и уже сам скажет: «Мама, мне некогда!». Так лучше сейчас уделить ему внимание, которое он требует. Дочь сама предлагает мне помочь с посудой, чтобы у нас осталось время на лепку или игру.
— У взрослых много речевых проблем?
— Предостаточно. Даже у некоторых телеведущих искаженная речь. Особенно внимательными к своему произношению нужно быть студентам, которые получают образование дефектологов и логопедов. Ведь как ты научишь ребенка, если сам не выговариваешь какие-то звуки? Наоборот, можешь навредить своему подопечному. Вообще, я бы ввела дополнительный вступительный экзамен для логопедов на проверку произношения.
— Какие методы вы используете при работе с детьми?
— Дошколята лучше усваивают все через игру. Я сшила игрушку-рукавичку попугая Говорушу. Вместе с ним мы проводим занятия. Мальчикам и девочкам интереснее разговаривать с ним, а не со мной. Для моих подопечных постарше есть Лягушка. Для двухлетних малышей — пальчиковые куклы. В ходе игры мы выполняем артикуляционные упражнения, развиваем дыхание, меняем высоту голоса, тембр. Все эти куклы сшиты для работы в кружках. К пяти годам ребенок уже должен хорошо выговаривать все звуки. Если же нет, начинается индивидуальная коррекционная работа с дефектами речи. По этому направлению я занимаюсь не только с воспитанниками нашего сада. Есть специальная программа, которая действует за счет президентского гранта. В рамках этой программы два раза в неделю я езжу в села Палевицы и Часово. Там провожу коррекционную работу с детьми.
— Как оттачиваете мастерство?
— В первую очередь, это курсы повышения квалификации. Участвую в обучающих вебинарах. Ищу новые методики в интернете. Готовлюсь к сдаче экзамена на первую категорию.
— Почему, по-вашему, так важна профессия логопеда?
— В жизни все взаимосвязано: из одной проблемы вытекает другая. Если человек неправильно говорит, то и пишет он неграмотно. Есть дети, которым сам Бог велел стать актерами, ораторами. Но из-за дефектов речи этот путь для них будет закрыт. Сверстники могут над таким малышом издеваться, появятся комплексы, а дальше – снизится качество жизни. То есть логопед корректирует не только речь, но и будущее.
— Какие качества должны быть у логопеда?
— Фантазия, творческие способности. Это детям постарше уже все понятно, а перед дошколятами чуть ли не сплясать надо, чтобы они усвоили материал. Если ты их любишь, они это чувствуют. Мои воспитанники, когда долго меня не видят, очень скучают, обнимают, не могут дождаться занятия. Надо обязательно любить детей, поддерживать их! Иначе ничего не получится.
_________________________________________
Упражнение для развития дикции
Надеваем на язычок маленькую сушку и выполняем разные движения: вверх-вниз, в стороны, можно «порычать». Вообще, подражать звукам животных очень полезно для дикции.
Беседовала Диана ДАНИЛЕВСКАЯ. Фото автора.