В этом году впервые главную награду традиционной республиканской выставки декоративно-прикладного искусства и народного творчества «Мастер года» вручили посмертно – человеку, который стоял у истоков этого конкурса и внес неоценимый вклад в развитие народно-художественных промыслов Республики Коми. Народный мастер России Валерий Торопов скончался в день церемонии награждения – 9 апреля, ему было 72 года. На последней прижизненной выставке мастер представил 11 глиняных игрушек-свистулек.
Диплом победителя за Валерия Лаврентьевича получила его дочь Елена Маргелова, директор еще одного детища мастера – Дома народных ремесел «Зарань» в селе Выльгорт.
Отец и наставник
– В моем детстве папы было мало, – говорит Елена Маргелова, старшая дочь Валерия Торопова. – Он учился, создавал, впечатлял и организовывал, вдохновлял всех и впитывал окружающую жизнь всеми своими порами.
Второй скаутский лагерь при Ульяновском монастыре, 1994 г.
В раннем детстве Елена была спутницей папиных учеников художки в селе Тонкино Нижегородской области в многочисленных экспедициях и на пленэрах. В памяти не только этюды, но и встречи со змеями, насекомыми и неблагоприятными атмосферными явлениями. «Не говори маме, чтобы не попало», – советовал папа дочери, отправляясь в маленький поход с детьми навстречу приключениям. Игрой в «куличики» для Лены было создание «шедевров» из песка, глины и другого подручного природного материала в погребе художественной школы, которой руководил отец, и на берегу пруда с потрясающей дамбой.
В 1981 году семья переехала в Коми, где мастер хотел открыть художественную школу. На его родине, в Нижегородской области, таких школ тогда было шестьдесят. В Коми АССР – всего пять, но «наверху» посчитали, что этого достаточно. Так что сначала под руководством художника Александра Куликова, который возглавлял районный отдел культуры, он стал директором Пажгинской централизованной клубной системы, включавшей три села – Пажгу, Гарью и Лэзым.
Во время службы в армии.
– Отец с азартом изучал историю региона, завязывал дружбу с увлеченными людьми. Он был одержим желанием приносить пользу, делясь своими идеями и знаниями, – говорит Елена.
Подвал многоэтажного жилого дома в селе Выльгорт, мусор, «вешние воды», запах краски, струганных досок – так рождалась детская образцовая изостудия «Гончарик».
– Отец – ее создатель и строитель, новатор, вдохновитель, руководитель и педагог. Таким я помню его в 1980-х годах. Он был рад этому помещению несказанно: очень переживал за детей, поэтому и выпросил подвал на Домны Каликовой, 73, который пришлось ремонтировать вместе с ребятами целый год, – вспоминает дочь.
Тогда же в доме появился свой «театр кукол». Вечерами мастерили тростевых кукол всей семьей: это был заказ для этнографического спектакля «Три тайны Гундыра Премудрого» в районном доме культуры. Ткани, ленты, кожа и мех, швейная машинка и другие инструменты не покидали своего места в импровизированной мастерской целый месяц. «Когда торжественно несли готовые изделия заказчикам, меня просто распирало от гордости!» – вспоминает Елена.
Следующее воспоминание дочери – учебно-производственный комбинат, важный элемент в советской школьной программе. Руководитель и наставник школяров Валерий Лаврентьевич Торопов – главный художник гончарного цеха при Выльгортском лесопункте в поселке Пичипашня. Группа подростков по направлению «художественная керамика» проходит производственную практику, в их числе и Елена. Выпускники двухгодичного обучения в УПК получали удостоверения от Минтруда и могли даже работать по специальности – оправщик-чистильщик гончарных изделий и изготовитель изделий из керамики.
Всю жизнь, по словам дочери, отец учил ее «творить и вытворять». До последних дней был наставником и советчиком. Сейчас Елена Валерьевна возглавляет одно из детищ мастера – Дом народных ремесел «Зарань» в Выльгорте.
– Наблюдала, советовалась, спорила, училась у отца, – говорит Елена. – И сегодня с ответственностью заявляю: постараюсь быть достойной светлой памяти отца, приносить пользу и делать мир красивее, как учил он.
С младшей дочерью Анастасией.
Младшая дочь Валерия Лаврентьевича, Анастасия, в отличие от сестры, не стала художником, несмотря на то, что в детстве этот выбор был очевиден. В 1988 году отец организовал первую персональную выставку одаренной дочери, а 1991 году отвел ее в Гимназию искусств. Анастасия признается, что в детстве ревновала отца, пока не осознала, что он принадлежит не только ей и своей семье, но и многим людям, его талант многогранен и велик, а его сердце бьется для всех.
– Он был одаренной творческой личностью с непростым характером, общественным деятелем, талантливым педагогом, трудоголиком и перфекционистом, гостеприимным хозяином и мужем, ответственным сыном, добрым дедом и верным другом, сладкоежкой и настоящим волшебником, моим родным папой, теплым, большим и добрым, – вспоминает Анастасия. – В детстве своей маленькой рукой я могла обхватить только его мизинец, и этот мизинец был со мной всегда! С ним в моей детской жизни было уютно и спокойно. Папа называл меня «хвостиком». Я всюду была с отцом: рисовали, лепили, ходили по его друзьям и коллегам, по музеям, хранили мои секреты. Он научил меня лепить из глины, расписывать игрушки, плести из бересты. Мы вышивали, резали по дереву, стругали.
Тем не менее выбор повзрослевшей дочери, решившей стать юристом, Валерий Торопов одобрил.
– Сегодня я прохожу службу в органах внутренних дел. И папа с легкостью это принял и был горд, что на этом поприще я добилась успехов и ношу офицерские погоны.
Со старшей дочерью Еленой, директором Дома ремесел «Зарань».
Детской школе художественного ремесла на базе Дома народных ремесел «Зарань» решено присвоить имя ее создателя – Валерия Торопова.
Рождение «Зарани»
Валерий Торопов подчеркивал, что первым начальником, спустившимся в подвал, где располагался «Гончарик», был руководитель администрации Сыктывдинского района Артур Рудольф. Спустился – и «вытащил» уникальную школу наружу. Происходило это непросто, но очень творчески.
– С Валерием Лаврентьевичем мы познакомились в подвале, где размещалась детская студия «Гончарик». Как-то у нас практически сразу возникло доверие друг к другу. Мы понимали, что детям не место в подвальном помещении. Он вызвался подобрать место, куда можно было их «присоседить»: к школе, к садику или к библиотеке. Я настаивал на отдельном здании, – вспоминает Артур Рудольф, который в 2003 – 2012 годы возглавлял администрацию Сыктывдинского района, а ныне живет в Калининграде.
Будучи мудрым, спокойным и взвешенным человеком, Валерий Лаврентьевич вначале сомневался, что такое возможно. Началось обсуждение.
– Я его попросил: «Валерий Лаврентьевич, ты человек творческий, дай свободу своей фантазии, не приноси мне зарисовки бетонных коробок. Помечтай, порисуй, ты же знаешь, что нужно, чтобы создать хорошую, крепкую, красивую школу ремесла», – рассказывает Артур Рудольф.
Сначала с недоверием, но он начал делать наброски, а потом загорелся, и на эскизах стало возникать красивое здание со своими мастерскими, комнатой обжига, классами для занятий.
– Мы бурно обсуждали, рисовали, отбрасывали варианты, незаметно друг друга убеждая в том, что это возможно, – вспоминает Артур Альбертович. – Не было денег не то чтобы на здание, даже на проект. Но продолжали, убеждали других, ходили с ним по разным инстанциям. Многие нам помогали, поддержали и депутаты районного совета, и работники администраций района и села Выльгорт.
Вскоре к разработке проекта подключились профессиональные архитекторы и строители. Но все основные идеи, как сделать центр удобным и неповторимым, по большому счету, принадлежали Валерию Лаврентьевичу. Даже рисунки резных ставен он рисовал, иногда по ночам, а утром приносил руководителю администрации района ворох бумаг и идей…
В 2008 году «Зарань» открыли. И деньги нашлись, и невероятно сложные задачи решились. Теперь выльгортские дети учатся в удобном красивом здании, а не в подвале. Приезжают взрослые и дети из Сыктывкара.
– Об этом мечтал Валерий Лаврентьевич, – говорит Артур Рудольф. – Он умер, а мечта его воплотилась и живет. Его дело и его творчество будет переходить от поколения к поколению. А значит, он правильно жил. Верно жил. Надежно жил, как крепкий русский мужик, думая не только о сегодняшнем. Он в детях видел будущее. Он и ушел туда, в будущее. Он теперь навсегда будет с детьми – и этого поколения, и многих последующих.
Фото Артура Артеева
Сила созидания
Друг Валерия Торопова, педагог Сергей Таскаев, считает Дом ремесел «Зарань» вершиной его творчества и таланта. Уход друга, как и для многих, стал для семьи Таскаевых потрясением.
– Не верится, что он никогда больше не позвонит, не поделится своими планами, не будет петь с нами песни у костра, шутить, – говорит Сергей Таскаев. – Русский человек, он всем сердцем полюбил Коми край, его людей, народную культуру. Он, как волшебник, лепил из глины птичек, и после обжига они оживали и пели на все голоса. Мастер Торопов был талантливым педагогом. Родители с огромным желанием отдавали ему на обучение своих детей. Он, как магнит, притягивал к себе людей: открытостью, дружелюбием, умением отдавать себя другим. Скаутские лагеря при Ульяновском монастыре, походы, костры, задушевные разговоры «за жизнь» – все это отличалось от обычной школы, от всего этого веяло романтикой, путешествиями.
«Когда очень давно знаешь человека, трудно выделить из своих воспоминаний самое значительное событие или историю», – говорит художница Майя Волкова. Ее сотрудничество с Валерием Тороповым превратилось в прочные и долгие дружеские отношения.
– Валерий Лаврентьевич, Валера – каждый называл его по-своему. Для меня он был всегда Валера, с тех пор, когда в далеких 80-х мы встречались на худсоветах при Минпроме, на обсуждениях сувенирной продукции, выпускаемой в республике, – рассказывает Майя Ивановна. – Тогда Валера делал все возможное, чтобы восстановить работу керамического цеха в Выльгорте. Бился он отчаянно, хотя и трудновато было одному энтузиасту доказать что-то там, где требуются усилия целого коллектива профессионалов. Именно упорство и бесстрашная вера в успех больше всего меня в нем удивляли. Не вышло с керамическим цехом – он создал школу для детей «Гончарик», а для взрослых – общественную организацию «Союз мастеров народного и декоративно-прикладного искусства». Теперь понимаешь, как много для республики это значит. Идея создания Дома народного творчества «Зарань» в Выльгорте всем казалась фантастической. Но не Валерию Лаврентьевичу… Теперь «Зарань» известна по всей России и имеет прочные связи с партнерами из Финляндии.
Фото Дмитрия Напалкова
Любое подобное начинание, по словам Майи Волковой, у Валерия Торопова вырастало, развивалось и начинало жить самостоятельной жизнью – он умел вложить в свои проекты какую-то созидательную силу. Люди, с которыми он общался, рано или поздно проникались его идеями и включались в совместную работу.
– Хочется найти название этому его качеству, хотя бы и в шутливой форме. Я бы назвала его «неутомимый генератор фантастических идей», которые, впрочем, чаще всего сбывались, – говорит Майя Волкова.
Учитель и ученики
У Валерия Торопова сотни учеников. Юных и взрослых, талантливых, творческих, благодарных. Мастер следил за их творческим ростом, поддерживал на конкурсных показах, радовался их успехам. Многие из них стали известными в республике мастерами, художниками, дизайнерами.
Одна из них – Ольга Томилова, председатель Союза мастеров Республики Коми. Она признается, что Валерий Лаврентьевич был для нее примером позитивного отношения к миру, мудрого и философского взгляда на жизнь, культуры, деликатности и творческого начала.
– Мы еще долго будем осознавать, какого человека потеряли, – говорит Ольга Томилова. – Валерий Лаврентьевич стоял у истоков создания нашей общественной организации. С 1993 по 1999 год он руководил Союзом мастеров Республики Коми. Организовывал и сам участвовал в выставках, фестивалях, жюри, выставочных комиссиях. Кроме этой большой общественной работы, он продолжал творить, занимался керамикой, организовал детскую изостудию «Гончарик» – учил детей работать с глиной. Валерий Лаврентьевич принял активное участие в организации отделения «Художественная керамика» факультета искусств Сыктывкарского государственного университета, где сам преподавал. А когда он занялся созданием «Зарани», на его место в университете пришел его ученик Владимир Дурнев.
– Но Валерий Лаврентьевич постоянно присутствовал в творческой жизни своих студентов, в учебном процессе, был в комиссиях, помогал нам, подсказывал, как и что лучше сделать. У него всегда находилось слово поддержки, хотя мог нас и поругать-пожурить, но тут же помочь найти верное решение, – вспоминает Ольга Томилова. – Он охотно делился с нами, студентами, своими идеями, мог увидеть в наших работах то, что мы бы сами и не заметили, какой-то нюанс, то, что помогало и улучшало и творческую работу, и настроение, желание делать дальше и лучше. В 2009 году, когда мы защитили дипломы, он сказал: «Теперь все мы с вами коллеги!» Мне кажется, что я до сих пор слышу его голос…
Полина РОМАНОВА, журнал «Регион»
В публикации использованы фото из семейного архива Валерия Торопова
Фото Дмитрия Напалкова
Валерий Торопов – уроженец города Шахунья Нижегородской области, выпускник Чувашского государственного педагогического института. Педагогический и творческий путь начал на родине. Переехав в 1981 году в Сыктывдинский район, связал свою жизнь с Республикой Коми. Здесь начал включать национальные мотивы в декор художественных изделий, а затем создал авторскую интерпретацию произведений с сохранением традиционной технологии. Возродил выльгортский народный промысел глиняной игрушки-свистульки. Занимался живописью, художественной обработкой дерева и бересты, керамикой, резьбой по кости, глиняной игрушкой и многим другим.
Стоял у истоков создания Союза мастеров Республики Коми, ежегодной выставки-конкурса «Мастер года», факультета искусств и кафедры декоративно-прикладного искусства Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина, изостудии «Гончарик», Школы художественного ремесла и Сыктывдинского Дома народных ремесел «Зарань». Обладатель множества региональных, российских и международных наград. Народный мастер России, лауреат национальной премии «Душа России», заслуженный деятель искусств Международной ассоциации «Искусство народов мира». Педагог, автор ряда учебных пособий по методике преподавания декоративно-прикладного творчества.
Лучшие произведения мастера Валерия Торопова хранятся в частных коллекциях Республики Коми, России и зарубежья.