Игра стоит свеч: интервью с актрисой Академического театра драмы  им. В. Савина Юлией Экрот

Конец марта собрал в пышный букет несколько значимых для культурной сферы дат. Так, 21 числа – Международный день кукольника, 25-го – День работника культуры, а 27 марта свой профессиональный день отмечают служители Мельпомены. И в свете этих праздников нам весьма приятно познакомить вас с сегодняшней героиней. Одна из ведущих актрис  Академического театра драмы  им. В. Савина, режиссёр, преподаватель, мастер курса Коми республиканского колледжа культуры им. В. Чисталёва. Сыграла более 30 разноплановых ролей, поставила не один спектакль, буквально живёт в театре, дышит с ним в унисон, отдавая себя искусству без остатка. Всё это – о Юлии Экрот.

— Юлия Васильевна, расскажите, пожалуйста, где родились, учились?

— Родилась недалеко от Ухты, но с ранних лет жила в Выльгорте. Была активным, увлекающимся ребёнком, посещала драмкружок в Доме культуры и с детства знала, что хочу в театр.

После школы два года работала актрисой вспомогательного состава, потом поступила в Ярославский театральный институт на отделение театра кукол. По окончании вуза вернулась и вот уже 25 лет тружусь, живу и работаю в любимом театре. Моя детская мечта сбылась, чему я несказанно рада: именно такой должна быть профессия – выбранной по любви.

В 2019 году я закончила Российский государственный институт сценических искусств, получила диплом режиссёра театра кукол.

— Актёрское и режиссёрское образование вы получили в области кукольного театра, но работаете в драматическом. А как же куклы?

— Они всегда со мной. В 2003 году мне предложили вести курс в Республиканском колледже культуры им. В. Чисталёва. Мы выпускаем руководителей любительских творческих коллективов, преподавателей. Но мой курс имеет дополнительный бонус – специализацию «Театр кукол». За четыре года ребята познают азы актёрского мастерства, режиссуры. Учатся технологии изготовления кукол, сценографии. Студенты участвуют в конкурсах, фестивалях, мастер-классах, даже выезжают на гастроли, как настоящие артисты. Буквально недавно вернулись из Печоры, куда ездили со спектаклем «Кудым Ош» по коми-пермяцким легендам. Сейчас у меня выпускной курс – пятый по счёту – и мы готовим дипломный спектакль.

— Одной из ваших первых режиссёрских работ был цикл спектаклей о «Долине фей». Расскажите о нём.

— Эта постановка для самых маленьких театралов и их родителей: они сидят на цветочной поляне, и действие разворачивается прямо перед ними. Так зрители становятся прямыми участниками театральной истории, помогают персонажам преодолеть трудности. Спектакль интерактивный и познавательный. Приятно видеть, как взрослые подключаются и отгадывают загадки, вырезают снежинки или пишут письмо Радужному Дракоше вместе с детьми.

— Считается, что театр кукол – искусство для детей. Так ли это?

— Нет. Театр кукол родился  как театр для взрослых, но в 20 веке ситуация поменялась. Хотя, например, Сергей Образцов (известный актёр и режиссёр театра кукол, основатель одного из лучших кукольных театров в мире – прим. ред.), создавая свой театр, опирался и на взрослую публику. И сегодня каждый театр кукол стремится иметь в репертуаре спектакль для взрослых.

Наш театр очень смелый. Мы не боимся экспериментов. Поэтому я очень рада, что мне дали возможность поставить спектакль, который соединил в себе три театра: кукольный, пластический и драматический. Это постановка «Шесть комнат» по мотивам пьесы испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы». В 2021 г.оду на V Международный фестивале театров кукол «В гостях у Мойдыся» «Шесть комнат» был отмечен наградами в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучшая работа художника».  В том же году спектакль стал лауреатом X Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина в номинациях «Лучшая женская роль», «Лучший спектакль (малая форма)».

Как в вашей голове рождаются идеи? Где черпаете вдохновение для создания образов кукол, сюжетов?

— Мой любимый сказочник Ганс Христиан Андерсен как-то сказал: «Сказки сами приходят ко мне. Их нашептывают деревья, они врываются с ветром. Они всюду, надо только заметить их…». Вот так и у меня….

— В какой ипостаси вы чувствуете себя в своей стихии в большей степени: играя на сцене или работая над спектаклями как режиссёр?

— Сложно ответить. Я чувствую себя цельной, когда я актриса, режиссёр и педагог.

А есть ли у вас любимая роль?

— На этот вопрос ответить ещё сложней. Каждую из них ты проживаешь, вкладываешь часть своей души. Но есть знаковые роли, которые меняют тебя.  Роль Кабанихи в спектакле «Гроза». Люблю Кабато в спектакле «Ханума», Полину Андреевну в «Чайке», Миссис Хиггинс в «Пигмалионе» и многие другие.

 Современный театр… Какие он переживает метаморфозы, а что остаётся неизменным?

— Сегодня театр – это тотальный театр, он сочетает разные виды искусства – литературу, пластику, музыку, живопись и так далее для выполнения единой сверхзадачи режиссёра. Есть в этом плюсы, есть и минусы.

 А хотелось бы вам, например, сниматься в кино, опробовать новую грань творчества?

— Как-то я участвовала в съёмках дипломной работы одного кинорежиссёра. Очень интересный опыт, я бы повторила. Удалось почувствовать разницу между существованием актёра на сценической площадке и перед камерой. В кино трудно, но ужасно интересно.

— А чем увлекаетесь в повседневной жизни, вне театра?

— Моя жизнь – это театр, как ни громко звучат такие слова. Конечно, каждая сфера требует отдачи, но театру этого мало, он становится вашей жизнью. На другие увлечения у меня не хватает ни сил, ни времени. Те, кто предан искусству, это знают. Даже мои дочки, можно сказать, росли не дома, а в театре.

Они пошли по вашим стопам?

— Пошли, хоть я и отговаривала. Старшая учится на третьем курсе в Ярославском театральном институте, младшая пока в десятом классе, но тоже думает об этой профессии. От любви к театру нет прививки.

Юлия Васильевна Экрот

– лауреат премии VII Республиканского театрального конкурса им. заслуженного артиста РСФСР С.И. Ермолина в номинации «Лучший спектакль» за высокий профессионализм в исполнении роли Смеральдины и роли Клариче в спектакле Truffaldino il servitore по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ» (2015), режиссёр Ролан Бонин;

– лауреат Государственной премии Республики Коми (2019) за роль Полины Андреевны в спектакле «Чайка» А.П. Чехова, режиссёр Елена Оленина;

– лауреат X Республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина (2021), спектакль «Шесть комнат» – «Лучшая женская роль», «Лучший спектакль (малая форма)»;

– награждена Почётной грамотой Республики Коми (2021).

Виорика ГОЛОВИНА, фото из открытых источников.