Ударная доза музыки: интервью с барабанщиком Романом Мартыновым

Барабаны – это первое, что приходит на ум, когда просят назвать ударные инструменты. Но их мир куда шире, чем может казаться несведущему человеку. Об этом разнообразии и работе мечты поведал «Нашей жизни» специально ко Дню барабанщика, который отмечается 15 ноября,  артист оркестра театра оперы и балета Республики Коми, преподаватель Детской музыкальной школы имени Семёна Налимова в Выльгорте Роман Мартынов.

Первое шоу барабанщиков

Свой профессиональный путь он начал, переступив в шестилетнем возрасте порог пажгинской Детской школы искусств. Сначала учился по классу фортепиано, но свое призвание нашел как ударник.

– Как сейчас помню все свои ощущения, когда в первый раз зашел в музыкальный класс и увидел многообразие ударных инструментов. Я был, по меньшей мере, удивлен, ведь мое представление о них ограничивалось барабанной установкой. С тех пор блеск в глазах не тускнеет, – поделился Роман.

Навыки оттачивал во время учебы в Гимназии искусств при Главе Республики Коми, затем – в Колледже искусств, активно применяя их в военном оркестре во время службы в армии. Высшее образование получил в Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.

В юношеском возрасте музыка целиком и полностью владела умом и сердцем нашего героя. Вместе с друзьями он создал первое в республике шоу барабанщиков «Beatboys». Новаторы в течение четырех лет в свободное от учебы время колесили по региону, производя на зрителей фурор.

– Играли мы композиции собственного сочинения на простых кастрюлях, бочках. «Топливом» нашей группы служил энтузиазм. Именно мы задали тренд сегодняшним шоу барабанщиков.

Сейчас Роман отдает предпочтение более традиционной музыке. Играя в оркестре театра оперы и балета, исполняет партии ударных инструментов в операх, опереттах, балете и симфонической музыке.

Кроме того, он третий год преподает в Детской музыкальной школе Выльгорта. Там же работает и супруга Романа. К слову, музыка объединила их сердца в консерватории. Виолетта Мартынова специализируется на духовых инструментах: играет в оркестре на гобое, а в музыкальной школе дает уроки игры на флейте.

Ксилофон от вибрафона

Преподаватель заверяет, что наша ДМШ достаточно хорошо для начального образования оснащена музыкальными инструментами. Например, в его классе есть два ксилофона, барабанная установка, малый, маршевый и большой барабаны. Среди такого разнообразия учиться ребятам одновременно сложно и интересно. Юные музыканты изучают особенности каждого инструмента, которые поначалу трудно даже выделить. Ведь, на первый взгляд, тот же ксилофон и вибрафон довольно схожи.

– Ширина клавиши нижней ноты на ксилофоне аналогична верхней, и звук из них извлекается одинаково. Переходя на маримбу, нужно успеть сориентироваться: нижняя клавиша инструмента в четыре раза шире верхней. А отличие вибрафона от предыдущих инструментов не только в «расширении» клавиш, но и в добавлении педали. Ко всем тонкостям ученикам нужно привыкнуть и научиться перенастроиться, – пояснил специалист.

Домашняя работа

Одна из основных сложностей для начинающих барабанщиков – координация действий. Нужно много тренироваться, прежде чем ученик сможет одновременно (и главное – своевременно) нажимать на педаль и ударять палочками. В целом необходимо научиться выполнять как минимум четыре функции на одном инструменте.

– Распространенная ошибка, когда ученик зацикливается на одной руке, забывая про другую. Человека, играющего на ударных инструментах, я порой сравниваю с пауком, плетущим красивую паутину. В голове музыканта тоже должна быть «схема» – полная картина того, что он играет. Постепенно к этому привыкаешь, если систематически заниматься. Но без самоподготовки желаемого результата не достичь.

Однако далеко не у каждого есть дома ударные инструменты. По словам Романа, дети могут упражняться на глухом барабане или оттачивать мастерство на коробках, кастрюлях.

– Своих же учеников я призываю заниматься в музыкальном классе. Исхожу из собственного опыта, ведь в гимназии такой практике мы уделяли по два часа в день, благодаря чему вырабатывается самодисциплина, оттачивается навык, открываются новые возможности в развитии.

Музыкальные мечты

Как любой преподаватель, Роман мечтает выпустить настоящих профессионалов. В планах – отправлять учеников на региональные и даже всероссийские конкурсы с достойными выступлениями. Со своей стороны он отдает много сил обучению ребят, обращая внимание на все детали.

Что касается музыки, то тут нашему герою хочется играть всеми красками ударных инструментов. В классических театральных постановках это не всегда получается. Чего не скажешь о современных спектаклях, в музыкальном сопровождении которых можно услышать не только барабаны и тарелки, но и множество звуковысотных ударных инструментов: ксилофон, колокольчик, вибрафон. Артист оркестра приводит в пример вызвавший у зрителей ажиотаж  балет «Русалочка», автор музыки которого – современный финский композитор Туомас Кантилинен.

– Для меня очень важно передать настроение произведения, прожить внутри себя историю и эмоции. Все это стало огромной частью моей жизни. И хочется вновь благодарить судьбу за то, что музыка стала моим предназначением и свела меня с единомышленниками, дорогими сердцу людьми, с любовью всей жизни, – рассказал музыкант.

Рабочий распорядок

Репетиции в театре идут с 11:00 до 14:00 и с 18:00 до 21:00. Между ними Роман успевает давать три урока в музыкальной школе.

 

Преподавателем Романа Мартынова во время учебы в Гимназии искусств при Главе Республики Коми и в Колледже искусств был заслуженный артист Российской Федерации художественный руководитель ансамбля «Асъя кыа», наш земляк Александр Титаренко.

Беседовала Елена ВИШНЯКОВА. Фото автора и предоставлено Романом Мартыновым.