Кладезь талантов и генератор идей: интервью с методистом управления образования Ларисой Кулышевой

Через их заботливые руки прошел каждый из нас, ведь совместно с семьей работники детского сада ведут по жизни маленького человека, формируя его личность. 27 сентября в России отмечался их профессиональный праздник.

В дошкольных образовательных организациях Сыктывдина работают 480 человек, из них 144 воспитателя и 9 старших воспитателей, 15 музыкальных руководителей, 9 инструкторов по физкультуре, 7 учителей-логопедов, 1 учитель-дефектолог, 5 педагогов-психологов, 3 педагога дополнительного образования. В районе функционируют 6 средних школ с дошкольными группами и 10 детских садов. В садики ходят 1390 дошколят.

Такая работа – призвание, дошкольные работники вместе с маленьким человечком проживают детство, видят мир его глазами. Это сложный и кропотливый труд, требующий больших духовных и эмоциональных затрат, ведь помимо занятий с детьми современные воспитатели вовлечены в целый мир коммуникаций. Общение и обмен опытом между собой, участие в различных конкурсах профессионального мастерства, педагогических мероприятиях разного формата. И этот мир для них неустанно красит яркой палитрой методист управления образования Сыктывдина и по совместительству старший воспитатель детского сада в Лэзыме Лариса Кулышева.

С какой теплотой она говорит об удивительной способности сыктывдинских «дошкольных» педагогов раскрывать дарования юных подопечных, их активности и мастерстве! Да и сама наша героиня – кладезь талантов и генератор идей.

450 лет педагогического стажа

Детство бойкой Ларисы прошло в Пажге. Училась девочка в Лэзыме, окруженная педагогами ­­– представителями собственной семьи. Мама работала учителем коми языка и литературы, тетя – химии, дядя – физики, а его жена была директором Лэзымской школы.

По словам Ларисы Геннадьевны, общий педагогический стаж ее семьи 450 лет.

– Я – педагог в пятом поколении. Мои родные и двоюродные братья и сестры, дяди и тети, бабушки, дедушки – учителя разного профиля, директора школ и гимназий. Мама – известный автор учебников Валентина Михайловна Грабежова, даже дочь преподает (робототехнику). Это заложено генетически: любовь к детям и стремление делиться знаниями, умениями, навыками, – рассказывает собеседница.

– Конечно, в такой «компании» я априори должна была учиться хорошо, и уроки мне, действительно, давались легко, – продолжает гостья редакции. – Бурлила и внеучебная жизнь – я была барабанщицей в пионерском отряде, а мой стаж Снегурочки – с первого класса. Вся эта интересная, яркая жизнь подпитывает меня энергией до сих пор

О детстве Лариса Кулышева вспоминает тепло, как и в целом о Лэзыме. Местный детский сад, где она сейчас работает, хоть и небольшой, но уютный и пропитан доброй и позитивной атмосферой. Он часто становится республиканской и районной платформой для реализации идей педагогов, репетиций новых и интересных проектов, демонстрационной площадкой на различных конкурсах. Интересно, но детсад построен  на месте старой школы, где училась героиня публикации.

Творчество в ночи

Лариса Геннадьевна не только профессионал своего дела, но и рукодельница. Ее фавориты – куклы тильды. Каких только нарядов не шьет она своим рукотворным «красавицам»!

– Времени днем, конечно, нет. Зато ночью открывается второе дыхание. Мне очень нравится заниматься творчеством, постоянно рождаются интересные идеи, – говорит наша собеседница.

Дачный домик мастерицы стал хранилищем ее произведений. Здесь – лоскутные пледы, связанные покрывала и накидки, мягкие игрушки, салфетки, рисунки. Даже оконные рамы она обшила лоскутками.

Вагон и несколько телег проектов

– Мне с детства нравится сплачивать коллективы. Наша большая, дружная семья дошкольных работников живет пестрой, интересной, насыщенной жизнью с выездами в удивительные места нашей республики и страны. Мы дружим с Карелией, Ленинградской областью, Бурятией. Летом педагоги ездили на Межрегиональный народный массовый праздник коми-ижемцев «Луд». Это не только общение, но и трансляция опыта, – говорит Лариса Геннадьевна.

Ею придумано, а главное, реализовано несколько крупных и интересных инициатив. Например, межрайонный сетевой проект «Ов да выв, коми кыв! Ов да выв, Коми Республика!» в честь празднования 100-летнего юбилея Республики Коми. В его рамках педагоги всех районов региона ездили друг к другу на мастер-классы, обменивались идеями. В копилке и проект «Серпасасям ­­– ёртасям. Я в мире дружбы и общения» – это комплекс мероприятий в сфере этнокультурного образования, по итогу которого был выпущен сборник «Электронный вернисаж» с демонстрационными и методическими материалами о культуре Республики Коми

Одна из самых свежих идей, активно реализуемых в настоящее время, – межрегиональный проект «Ӧта-мöдкöд! Друг с другом!» для развития сетевого взаимодействия педагогических, детско-родительских сообществ. Как раз сейчас один из детских садов Выльгорта ожидает посылку. В ней и игрушка Лягушка-путешественница. Детсад тоже отправит посылку следующему адресату, поменяв содержимое. Но лягушка должна остаться и вернуться в Ленинградскую область.

– Горжусь нашим коллективом. Рожденным им идеям нельзя остывать. Да они и не успевают. Педагоги схватывают их на лету, всегда готовы к новому, как пионеры, все на связи утром, днем, даже ночью. Это окрыляет. Спасибо и начальнику управления образования Нине Николаевне Панюковой, которая поддерживает наши инициативы, – говорит Лариса Геннадьевна.

Думаю по-коми

Одна из главных линий, которых придерживается наша героиня в работе, – привить сыктывдинским детям любовь к родной земле.

­- Я люблю коми язык, иногда даже думаю на нем или в разговоре бессознательно переключаюсь на коми речь. Моя глобальная цель – через наших педагогов донести до каждого ребенка его принадлежность к национальной культуре, научить его любить свою Родину, свой дом, село, район, республику, страну, – говорит Лариса Геннадьевна.

В недалеком будущем ассоциация дошкольных педагогов Сыктывдина планирует выезд в Удорский район, где коми язык знают практически все, а коми культуру прививают с пеленок.

– Наши воспитатели ждут этой поездки, чтобы обменяться опытом: и на других посмотреть, и себя показать, – говорит собеседница.

Дорогу молодым

Сейчас Ларисой Кулышевой создан и активно продвигается «Клуб молодых педагогов». Его цель – адаптация молодых специалистов в профессиональном педагогическом сообществе, приобщение и создания условий для роста профессионального мастерства начинающих педагогов, их саморазвитие и самосовершенствование.

– Сколько у нас хоть и молодых, но таких сплоченных, активных, инициативных педагогов с горящими глазами. В клубе уже 40 человек. Есть кому нам, стажистам, передать накопленный багаж, – говорит она.

— Наша Лариса – энерджайзер, генератор идей и отличный наставник для всех сотрудников дошкольных учреждений района. Она воплощает в жизнь различные проекты, горит работой, – характеризует ее заместитель начальника управления образования Алёна Катаева.

Виорика ГОЛОВИНА, фото автора и из социальных сетей.