Шагая в завтра: очерк к столетию Михаила Шурганова

В истории Республики Коми немало тех, кто, пройдя пекло Великой Отечественной войны, посвятил себя журналистской деятельности и литературному творчеству. Один из них – наш земляк, уроженец Шошки Михаил Шурганов.

14 сентября 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего уважаемого земляка, коллеги.     

«Думали: будет учителем»    

Мы попросили поделиться воспоминаниями о нем его младшую сестру Елизавету Михайловну Семячкову, проживающую в Нювчиме. Вот что она рассказала:

– В нашей семье было четверо детей. Я родилась в 1931 году, Миша – в 1922-м. С детства был работящий: хватался за любую работу. Заготавливал дрова, носил воду, косил траву для скота – родители держали корову и другую живность. Учился он почти всегда на «хорошо» и «отлично», ему это как-то легко удавалось…

После окончания школы в Шошке пошел в Пажгинскую среднюю школу. А в 1939 году поступил на физико-математическое отделение Коми государственного педагогического института, без малого два года жил в Сыктывкаре. У Елизаветы Михайловны сохранились теплые воспоминания о том времени:

– Приезжала к нему в столицу, на пароходе.  Миша всякий раз встречал меня, водил по зеленым улочкам Сыктывкара, по парку, покупал мороженное или пирожки. А вечером того же дня провожал на пристани в парке Кирова. Меня очень трогала такая забота. Кстати, отчасти под его влиянием я поступила потом в педучилище, а позднее, уже отработав в школе Нювчима, в пединститут. Тогда же, на рубеже 1930-40-х годов, все мы думали, что брат закончит физмат и будет учителем. Но в эти планы вмешалась война…

Отважный командир   

– В мае 1941 года Мише пришла повестка из военкомата. Его направили в Ленинградское артиллерийское училище. В октябре 1941 года, когда уже шли бои с фашистскими захватчиками, брата забрали на фронт. Моего отца тоже призвали, он прошел трудный военный путь. А вот вернуться домой ему не довелось – был захоронен в братской могиле в Миллерово (Ростовская область), – продолжает наша собеседница.

По ее словам, Михаил время от времени писал письма, рассказывал в пределах допустимого, где сейчас находится. Интересовался: как живет семья, сколько сена для скота заготовили и прочим.

Из данных Сыктывдинской централизованной библиотечной системы: «Михаил Шурганов ушел на фронт в октябре 1941-го из Ленинградского артиллерийского училища, воевал на Центральном и Калининском фронтах. Служил разведчиком отдельного артиллерийского дивизиона. С ноября 1942 года до начала 1943 года сражался на Сталинградском фронте командиром взвода. В сентябре-декабре 1943 года командовал батареей, после чего был ранен и лечился в госпитале. С февраля 1944-го воевал на 1-м Украинском фронте.
За проявленные в боях смелость и отвагу старший лейтенант Михаил Шурганов награжден орденами Красной звезды, Отечественной войны и медалью «За отвагу».

Всецело связан с журналистикой 

После окончания войны наш земляк еще продолжал служить вплоть до 1946 года – обстановка в некоторых местах оставалась неспокойная. Затем вернулся в родное село, где отважного воина единогласно избрали председателем сельского совета. Проработав там год, он параллельно окончил физмат. В 1946-м уехал в Сыктывкар преподавать в ремесленном училище математику. Затем работал в областном управлении по охране гостайн в печати. А после его биография всецело связана с журналистикой.

Он стал трудиться корреспондентом и редактором в газете «Югыд туй» (ныне – «Коми му»), а после – в газете «За коммунизм» (ныне – «Наша жизнь»). Успевал в тот период сотрудничать и с республиканским радио, выдавая им свежие новости о жизни села. По словам  Елизаветы Семячковой, брат очень любил показывать в публикациях жителей глубинки, писал про сельское хозяйство, да и просто о радостях и хлопотах.

Он исколесил немало населенных пунктов сельских районов, особенно любил бывать в родном Сыктывдине, в Шошке. Вот что нам рассказал журналист Александр Сугоров, которому в 1971 – 1975 годах довелось трудиться бок о бок с Михаилом Михайловичем:

– Однажды Михаилу поручили сделать очерк об особом человеке – Герое Советского Союза из Ношуля Семёне Алексеевиче Сердитове (1904-1943). Материал он выдал добротный, интересно описал судьбу воина. В итоге публикация вошла в одну из книг о фронтовиках Коми.

Помимо журналистской деятельности, Михаил Шурганов занимался и литературной. Так, были опубликованы и нашли читательский отклик его очерки «Село шагает в завтра» (1967), «Они защищали Родину» (1970), масштабные статьи в журнале «Войвыв кодзув»: «Всегда в походе» (1967), «Герой Курской дуги» (1968), «Последние залпы» (1972), «Секретарь райкома» (1972), «Только в нашей стране» (1964). 

«Батарея, огонь!»

– Михаил Михайлович Шурганов в военное время окончил офицерские курсы,  –  дополняет Александр Сугоров. – На фронте командовал артиллерийской батареей, имел редкий даже для фронтовиков полководческий орден Александра Невского. Это говорит о его мастерстве как военачальника. О войне не любил распространяться. Однажды, это было 9 мая 1975 года, немного захмелев, сказал: «Мне в конце апреля 45-го дан был приказ: не позволить немецким дивизиям сдаться в плен союзническим армиям. А они, немцы, все шли и шли на Запад. Жерла моих пушек были уже раскалены до предела, а я все кричал: «Батарея, огонь!» Зачем? Но, конечно, приказ есть приказ». После этих слов он прослезился.

В бытность своей  работы в «Нашей жизни» Михаил Михайлович приходил на работу к восьми часам утра. Сразу же обзванивал все сельхозпредприятия (в районе тогда было шесть совхозов). Так что к началу рабочего дня у него была вся «картина успеваемости»: к примеру, где как идет страда, сколько где заготовлено кормов, где какие успехи и сложности. Ему почти каждый день звонили с радио, брали  оперативную информацию с полей. Он болел душой за село и щедро делился с радиорепортерами  данными.

Несмотря на напряженный труд, наш земляк немало уделял времени и семье.

– Вместе с супругой дядя Миша вырастил троих сыновей, – говорит его племянница, дочь Елизаветы Семячковой Ольга Владимировна. – Дядя Миша не любил жаловаться на жизнь, о том, что прошел пекло войны, не вспоминал. Но родные догадывались, как ему было непросто. Он всю жизнь прожил с осколком от снаряда в груди, терпя боль. Его мучили страшные воспоминания…  Несмотря на это, был добрый и щедрый к людям.

Михаил Михайлович Шурганов ушел из жизни в 1983 году. Многие источники указывают на то, что он похоронен в Шошке. На самом деле, как удалось установить редакции, прах фронтовика-литератора покоится на Кочпонском кладбище Сыктывкара.

 Елена МУЗЫКАНТ.

Фото из архива редакции и Юлии Чупровой.

 Кстати

Пока готовился этот материал, мы благодаря Ольге Владимировне отыскали на Кочпонском кладбище могилу Михаила Шурганова и воздали дань памяти ушедшему коллеге, помянув его добрым словом. Светлая память отважному воину, нашему коллеге и достойному человеку!