Совет ветеранов Сыктывдина при поддержке администрации района и газеты «Наша жизнь» проводит ежегодный конкурс «Расскажи о ветеране!». Как мы сообщали, принять в нём участие может любой желающий. Для этого необходимо предоставить очерк или зарисовку по адресу: Выльгорт, Лесной переулок, 15 (Совет ветеранов района) или на электронную почту редакции: gazeta1933@yandex.ru. Первые работы уже поступают. Так, наш постоянный читатель и краевед из Часово Александр Потолицын прислал сразу несколько. Публикуем одну из них о судьбе труженицы тыла Анастасии Торлоповой.
От лесосеки до телятника
Родилась в Часово в 1914 году. С 16 лет работала с отцом на лесоповале. Посадит, бывало, он её на сани, гружённые шпалами, а девочку-то и не видно: ростом не вышла, зато уж голос какой задорный да заливистый был, всю дорогу поёт. А приедет она на перевалочный пункт, крикнет, да так громко, что все мужики за версту её голос узнают: «Никак наша Настенька прибыла».
Как исполнилось Анастасии 18 лет, со своими сверстниками она отправилась на заработки на лесосплав. Трудилась и в колхозной артели. А спустя некоторое время правление послало девушку на курсы телятниц и даже выделило целых 20 целковых (два рубля по нынешним временам). С тех пор проработала она телятницей 30 лет. И за всё это время не было у неё ни единого падежа скота. Кормила и поила животных четыре раза в день, выполняла по три нормы. Душой любила своих питомцев.
Самые тяжёлые дни в памяти Анастасии Ивановны оставили военные годы. Шла на работу – губы кусала, а вечером валилась с ног, рыдая. Трудно тогда было всем, особенно в телятнике. Уходила оттуда. Устраивалась на сезонные работы. Но вновь возвращалась на ферму.
С хищником с глазу на глаз
С тех пор минуло более полувека. Многое стёрлось из памяти. Но один случай запомнился ей надолго… Как-то раз, укладывая сынишку, Анастасия услышала тревожный стук в окно.
«Настасья! – кричал скотник Фёдор. – Двух твоих бычков как будто подкосило, не встают! Посмотри, что ли, а я мигом домой сбегаю».
И вот она в больших кирзовых сапогах, накинутой наспех телогрейке вбегает на скотный двор и видит два огромных красно-жёлтых глаза, сверкнувших в темноте. Злой оскал зубов заставил женщину замереть на месте. «Волк! – промелькнуло в голове». Сразу подумала о сынишке, и сердце кольнуло: вот он маленький, пухленький бегает вокруг дома и играет в бойца… А вдруг с ним что-нибудь случится?
И тут сельчанка направила указательный палец на волка, а затем в истерике начала кричать, как сынишка: «Пых! Пых! Пых!». Зверь, оцепенев, стремглав убежал. Тут Анастасия Ивановна опустилась на колени и зарыдала, содрогаясь: «Господь меня спас!».
Оставив добрый след
Когда Александр Потолицын рассказа беседовал с этой женщиной, она вспоминала: «Отец никогда не разрешал моей маме выполнять тяжёлую работу, может, поэтому она и прожила 98 лет. – А я вот до такого возраста, думаю, что не доживу, столько невзгод выпало на мою судьбу…». Анастасия Ивановна ушла из жизни, но осталась в памяти жителей села. Самоотверженная женщина была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Подготовила Валерия МАКАРОВА.
Фото из архива Александра Потолицына.