Совсем недавно – зеленчане отпраздновали День села. Колоритным пунктом программы, как всегда, были выступления местных творческих коллективов. Уже больше трех лет концертмейстером взрослых артистов – народного хора «Зеленчанка» и мужского ансамбля «Земляки» является профессиональный музыкант, баянист Захар Петрушин. Яркий, артистичный, выступающий с куражом – таким Захар полюбился зрителям. Знакомимся с ним поближе.
– Захар, как и когда в вашу жизнь вошла музыка?
– Играть на баяне я начал с четырех лет. В доме был инструмент, нас трое братьев и сестра, все получили музыкальное образование. Родом мы из Усть-Вымского района, закончили микуньскую музыкальную школу.
Потом я поступил в сыктывкарский колледж искусств. Там отучился два с половиной года и перевелся в колледж при петрозаводской консерватории. Получил диплом и… пошел в армию.
Отслужив, больше полугода не мог устроиться по специальности. Потому что демобилизовался в «неудобное» время – в ноябре, когда все учреждения образования и культуры уже укомплектовали штат. Пришлось ждать начала следующего учебного года.
А пока разносил газеты, получил опыт бармена…
По профессии я начал работать в эжвинском Культурно-досуговом центре «Шудлун» – там как раз открылась ставка концертмейстера. Потом получил предложение директора зеленецкого Дома культуры Ларисы Александровны Якуниной по совместительству сотрудничать и с ними.
Я с радостью согласился, потому что у нас, работников культуры, такая стезя – нельзя ограничивать себя какой-то одной направленностью. Чем больше коллективов, новых проектов, тем интереснее работать и тем активнее идет профессиональное развитие.
– В качестве педагога себя не рассматривали?
– Я бы мог помогать совершенствовать игру тем, кто уже владеет инструментом. А учить с нуля – честно, не мое. Пробовал, когда учился в колледже, давал платные уроки. Очень тяжело объяснять каждую нотку. Огромное спасибо моим преподавателям за науку и терпение.
– Почему вы не продолжили образование в консерватории?
– Сразу после армии я ездил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на прослушивание к знаменитому музыканту, профессору, заведующему кафедрой баяна и аккордеона Фридриху Робертовичу Липсу. Он был готов взять меня в свой класс – с условием, если подтяну знания по теоретическим предметам. Мои родители были очень рады такой возможности, но я тогда засомневался: действительно ли мне это нужно? И не поехал поступать…
Сейчас есть желание дальше учиться, но рассматриваю только заочную форму обучения – уже многое держит «на земле», и работа – в первую очередь. К тому же очно совершенствуется лишь академическая манера исполнения (классическая музыка). Конечно, профессиональному музыканту владеть ею необходимо, она является базой для всех направлений – тех же джаза, фанка, фолка… Но когда работаешь в учреждениях культуры, в любом случае ищешь свой собственный, неподражаемый исполнительский стиль.
– Конечно, вы играете не только народную музыку…
– Недавно влился в коллектив известной сыктывкарской кавер-группы «Олд Скул Коми», исполняющей классический русский рок и поп-музыку. Уже работаем над совместной программой, планируем активно выступать в ресторанах города. Собирались сыграть на празднике «Луд» в Ижме, но он совпадает по времени с выступлением «Зеленчанки» в Куратово…
– Вы работаете с коллективами разных возрастов, исполняете разножанровую музыку. Что вам все-таки ближе?
– Ценно для меня именно многообразие. Например, основная часть репертуара «Земляков» – казачьи песни, при исполнении которых нужно немножко «отключать мозг» и жить эмоциями. Работаешь с хореографами – тут, наоборот, требуются максимальная собранность, академичность, необходимые для работы у балетного станка. Репетируешь с «Зеленчанкой» или «Folk Style» (есть такой женский коллектив в Эжве) – здесь тоже нужен свой подход.
– Выступаете ли сольно?
– Довольно активно – в Эжвинском районе, иногда – в городе.
– При такой насыщенной практике требуется ли поддерживать исполнительскую форму? Ежедневные этюды-арпеджио-аккорды?
– Навыки наработаны, и когда каждый день держишь инструмент в руках, они не теряются. Техника в процессе оттачивается естественным образом.
– Работаете на одном баяне?
– Это не всегда удобно – мой баян весит 15 килограмм. Невозможно выложиться перед зрителем, «дать эмоции», держа на плечах такой груз. Да и жалко, если честно, эксплуатировать его постоянно – такой инструмент сейчас стоит больше полумиллиона рублей. Это подарок бывшего главы республики Владимира Торлопова.
– За какие заслуги?
– В 2010 году я должен был ехать в Тулу на первый в моей жизни международный конкурс – юных исполнителей на баяне и аккордеоне имени Николая Белобородова. Нужен был достойный пятирядный инструмент. С просьбой о таком мои родители поехали к главе. Он думал около месяца, но в конце концов вопрос решился положительно. Кстати, тогда я занял первое место.
Были и другие конкурсы и победы. Например, в 2012 году – серебряная медаль в самом «крутом» российском молодежном конкурсе – Дельфийских играх. В 2013 году я «взял» сертификат на Кубок мира в Канаде. Но полететь туда не смог – слишком велики оказались бы расходы, а спонсоры были готовы дать только их десятую часть. Конкурс очень престижный, но призы скромные, выигрыш не покрыл бы затраты. Сертификатом можно было воспользоваться в течение пяти лет, но так и не довелось…
Хотя, главное, конечно, – чтобы было удовлетворение от работы. Я на личном опыте убедился: бесценно делать в жизни то, что ты действительно умеешь и что тебе нравится.
Беседовала Юлия ЧУПРОВА.
Фото автора.