«Радости от Пасхи у нас никто не отнимет»: разговор с Александром Сугоровым

В прошлом номере нашей газеты было опубликовано интервью с нашим гостем Александром Борисовичем Сугоровым «Пост – это время проверить себя на прочность».

Напомним, Александр Борисович  – наш коллега, в семидесятых-восьмидесятых годах работал в нашей газете корреспондентом и заместителем редактора, он отлично знает район, много лет занимается краеведением, он выпустил книги почти о каждом нашем уголке. Приближается один из главных праздников христиан – Пасха, поэтому мы решили продолжить с ним беседы на духовные темы.

О вере с младых ногтей  

– Александр Борисович, как известно, христианство разделено на разные церкви: католики, лютераны, православные, баптисты и так далее. Почему так случилось?

– Горизонт каждый видит по-разному. Вы, исходя из своего роста, – один, я – другой. Так и в религии. Одни проповедники, изучив главную книгу христианства Библию, увидели в наставлениях одно, другие – другое. И каждый обосновывает то или иное видение своим образом. Отсюда и разночтение.

— В последние годы в обществе идут дебаты о преподавании основ христианства в школах. Нужно ли вводить такой предмет?  

— На этот счет мнения разные, все потому, что мало кто хочет вникать в детали вхождения церкви в образовательный процесс. Незнание, как известно, будоражат массы. Допустим, если для начала в школах, хотя бы раз в неделю, внести в расписание уроки по истории Русской Православной Церкви, уверен, тема заинтересует молодежь и будет востребована. Вопрос – в другом: где взять учителей?

 А вот разные сектанты, которые искажают учение Христа, бесцеремонно лезут не только в молодежную аудиторию, но и в детскую. Даже, пусть и не массово, добиваются успехов.

О паломничестве

– Большинство мусульман считают своим долгом побывать в Мекке. А почему у христиан не так сильно развито паломничество?

– Кто сказал, что плохо? Наоборот, побывать в святых местах стало нормой жизни многих российских христиан не только в Иерусалиме, но у себя на родине. Одно, видимо, плохо, нет у нас в этом направлении хорошей инфраструктуры, а еще больше – развитой пропаганды. Многие мои знакомые, не считающие себя слишком религиозными, ежегодно совершают поездки по святым местам. Увиденное просветляет их души, заставляет задуматься о жизни.

 Ежегодно, после завершения учебного года, школьники накидывают на плечи рюкзаки и идут, как они говорят, на природу или еще куда-то. Если были бы широко разрекламированные маршруты по святым местам, то, я считаю, нашлись бы и желающие из числа юного поколения.

 Чем увлечь туристов?  

 – Как вам кажется, куда можно отправиться школьникам с рюкзаками в Сыктывдине, кроме ыбского женского монастыря?

– Прекрасных мест, связанных не только с религией, но и с историей сел и деревень, в районе предостаточно. Взять, к примеру, село Часово. Тамошний краевед Александр Потолицын, хорошо изучив свой край вместе с учащимися школы, издал замечательную книгу «Часовые на Вычегде». Прочитав книгу, можно себя почувствовать часовцем. В школе есть музей, там есть что увидеть и услышать.

 Интересна история местной церкви, которая сейчас постепенно возрождается.

 Из Часовской школы пошли в большой мир будущие народные артисты и писатели, ученые и министры, герои труда и просто замечательные люди.

 Больше и шире история села Палевицы. Там местный краевед Елена Тырина всегда готова открыть тайны своего села. Сейчас она вместе с единомышленниками работает над серией брошюр о замечательных людях села под знаком «Народная библиотека». Ее идея, думаю, найдет поддержку и в других селах, при условии, что работники библиотек не будут лениться.

Александр Сугоров

— Какие неординарные личности были связаны с селом?

— Вот, к примеру, о старце эпохи царствования Николая II Григории Распутине на страницах наших газет, журналов и в интернете пишут разное. А, между прочим, он, как утверждают историки, родом из наших Палевиц.

Или вот еще интересная деталь из истории села. Когда-то здесь жил некий Размыслов, который сумел на стыке двух эпох в Яренске развить свое дело. Однажды к нему пришел свататься начинающий учитель Иван Захаров. Купец прогнал его, сказав, что за нищего учителя свою дочь-красавицу не намерен отдавать. Тогда учитель поступил учиться в духовную семинарию. После этого купец Размыслов соединил два молодых сердца.

— Любопытная история… 

— Так вот жили они в Тотьме, молодой батюшка имел приход. Затем грянул семнадцатый год, в восемнадцатом духовенство начали уже притеснять, к концу двадцатых годов, когда Советская власть уже повсеместно укрепилась, стали закрывать и церкви. Безработный отец Иоанн Захаров какое-то время жил с семьей в Палевицах, затем получил приход в Пажге. Когда там закрыли церковь, его перевели на службу в Кирульскую церковь в Сыктывкаре.

 Увы, участь духовенства первой половины ХХ века в России горька, за антисоветскую пропаганду Ивана Захарова расстреляли. Его сын, Борис Иванович Захаров, получив педагогическое образование, работал учителем в Нювчиме, затем долгие годы был директором сыктывкарской школы № 12 имени Олега Кошевого. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, является одним из первых, кто удостоен звания «Почетный гражданин города Сыктывкара».

                                                      Храм Спаса Всемилостивого в с. Часово.

Выходит, история наших сел и поселков богатая. И она могла бы соединить городских школьников с сельскими на светско-религиозной основе. Но кто должен это сделать?

— Вопрос открытый, даже для управления образования.   Немало интересного и полезного можно узнать, побывав в другом красивом селе Шошка. Там прекрасная церковь. А то у нас разговоров о внутреннем туризме много, реальных же дел, как показывает повседневность, маловато.

 Пасха вчера и сегодня

– Вы, как указываете в различных изданиях, в 2010 году побывали в Иерусалиме. Цель?

– В те годы я работал в газете «Красное знамя», был ответственным за выпуск приложения «Дом и огород», там была рубрика «Бог в помощь». Эту страницу два раза в месяц я должен был заполнять. Знаний особых не было, да и друзей в этой сфере. Не понимая темы, нельзя было вести достойный разговор с читателями. Побывал в церквях, познакомился ближе с культовыми обрядами, отдыхая в Египте, поехал на экскурсионную поездку в Иерусалим.

Конечно, экскурсионная поездка отличается от паломничества. Экскурсовод всегда торопится. Паломник же может остановиться, поразмышлять, подумать и только потом идет дальше.

К поездке в Иерусалим я готовился, прочитал, пусть и недостаточно, всякой литературы. Поэтому мне было там легко. Паломничество – это религиозное действие, соединяющее человека с Богом. Паломничество – путь смирения.

– В воскресенье – Пасха. Вы же родом из Чувашии. Что для вас Пасха была в детстве и сейчас?

– Даже в 1950-1960-х годах, несмотря на запреты и нелегкую  жизнь, люди старались не забывать о духовности и православных праздниках. Перед праздником женщины, собравшись вместе, по очереди друг у друга косарями соскабливали грязь с потолков и стен. Добро из сундуков выносили во двор, вытряхивали пыль. Позже, когда в свободной продаже появились обои, каждый год стены деревенских изб изменяли свой цвет. Светлый праздник Пасхи сельчане всегда встречали в чистоте и с улыбками.

Готовясь нему, хозяйки от печки не отходили: варили в чугунках что-то вкусное, пекли пироги, куличи. Нам, детям, родители обязательно покупали обновки. Ходили друг к другу в гости. На улицах играла гармонь, девушки водили хоровод. Обязательным атрибутом пасхальной недели были качели. У меня по сей день в памяти те пасхальные дни.

А сегодня другие люди живут в селе, у них другие песни и другие забавы. И все-таки люди тянутся к храмам, это радует. Отмечу, что Пасхи бывают ранние и поздние. Нынешнюю можно отнести к ранним. Кругом снег, прохладно еще. А в двенадцать часов обязательно заиграет солнце (так же, как на Троицу после обеда всегда льет дождь).

Но как говорит Писание, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», и радости от Пасхи у нас никто не отнимет. Дай Бог, что вопреки любой погоде в этот день на улицах и в домах Сыктывдина были светлые  лица, улыбки и слышались праздничные приветствия «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

«Творить добро!»

– Александр Борисович, мы видим, что храмов становится все больше и больше, а прихожан, спешащих на молитву в дом Божий, не так уж много. Почему?

– Вопрос архисложный. Возьмем мое поколение, которое нынче на пенсии. В селах в пору моего детства церквей почти не было, обряды и таинства  проводить было некому. Все мы были пионерами, воспитанные в духе атеизма. Обучаясь в вузах, сдавали экзамены по научному атеизму. Соответственно, в таком же духе воспитали своих детей, они – своих. Получается, что только в мою короткую эпоху жизни воспитано три поколения атеистов.

Проблема вторая. Налоги церковь платит государству, но при этом отделена от него. На какие деньги прикажете жить служителям церкви в отдаленных сельских приходах, где мало жителей и, соответственно, пожертвований? Они, конечно, выкручиваются, как могут. По сути, сейчас заново открываются для россиян ворота в Божий храм, это отрадно. Но в европейских странах церковь не отделена от государства. Думаю, и нам бы это тоже надобно прописать в Конституции.

— Что можете пожелать читателям как воцерковленный человек в преддверии Пасхи?

— От имени своего духовного наставника отца Георгия, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Палевицах, и от себя лично, поздравляю всех христиан со светлым праздником Пасхи Христовой! Желаю всем укрепляться в вере, по возможности посещать храмы и творить добрые дела: помогать людям и церквям Божиим. Им сейчас нелегко.

Ведь как говорил преподобный Варсонофий Великий, «Бог смотрит на сердце человека и судит его намерения». Господь видит, что сам по себе человек ничего не может, и благочестивому посылает силы и духовные, и физические.

Беседовала Елена МУЗЫКАНТ.