Слепить воедино

Предлагаем вашему вниманию заключительную публикацию из цикла об истории гончарного производства в Выльгорте, кропотливо и со вкусом подготовленного народным мастером России Валерием Тороповым (на снимке).

Коренная перестройка

В 1970-х годах по Минместпрому Коми АССР наибольший удельный вес в структуре народных художественных промыслов, как по объему производства, так и по использованию исходных материалов, занимали подотрасли: художественная обработка дерева и художественная керамика, на долю которых в 1975 году приходилось 80,9 процента от общего выпуска изделий народных художественных промыслов (НХП). Тогда производством изделий НХП занимались четыре предприятия: экспериментальное предприятие народных художественных промыслов, Выльгортский лесопункт, Печорский горпромкомбинат, Кожевенно-обувное предприятие «Олень». В связи с поставленной задачей об ориентации цеха на выпуск изделий народных художественных промыслов в 1976 году рабочие и служащие лесопунк-та были направлены на родственные предприятия для обучения и обмена опытом. После посещения Прионежского райпромкомбината Карельской АССР было решено внедрить новую технологию изготовления художественных керамических изделий способом литья в гипсовых формах.

К коренной перестройке своей работы цех по производству художественной керамики Выльгортского лесопункта приступил лишь в 1977-м. В тот год при ликвидации бондарного цеха (передан Визингскому райпромкомбинату) его площади увеличились в два раза. Была установлена туннельная двухканальная электропечь. С ее запуском значительно снизилась себестоимость изделий, потому что в новой печи можно было одновременно вести утельный и политой обжиг. В цеху в это время работало 13 человек.

Новый ассортимент

К концу 1982 года в ассортименте гончарных изделий уже числилось четыре вида цветочных горшков емкостями 0,75; 1,00; 2,00; 3,00 литра. Технология же изготовления поделок в гипсовых формах не развивалась, а те изделия, которые были внедрены в производство в предыдущей пятилетке, торговые организации не брали, так как данная продукция уже не находили рынка сбыта. Связано это было с тем, что в цехе художественной керамики отсутствовали кадры – художники. А тот ассортимент, который разрабатывался и предлагался институтом НИИХП, не внедрялся в производство опять же из-за отсутствия специалистов и низкой технологической дисциплины.

Мне помнится множество прекрасных образцов, которые пылились на полках в кабинете у мастера цеха. Там было изрядное количество керамической посуды: плошки, супницы, салатницы, чашки и так далее. Вот что писал Полуэкт Иванович Гусев, депутат райсовета: «Подготовлены к выпуску новые, интересные виды таких изделий, они одобрены республиканским художественным экспертным советом. К сожалению, из-за отсутствия гипса (из него готовятся формы) лесопункт не может приступить к их производству.

С приходом в цех художников в 1983 году была организована творческая группа, которая впервые серьезно приступила к разработке изделий нового ассортимента. И первой значимой удачей по популяризации продукции выльгортского гончарного промысла стала выставка-продажа, развернутая в центральном универмаге Сыктывкара, которая произвела на жителей города приятное впечатление. Искусными руками мастеров В.Е. Ватаманова, Ю.И. Голубенко, В.Л. Торопова и других были созданы интересные и разнообразные изделия — от цветочного горшка до напольной вазы. Особенно хороши оказались вазы, среди которых не было ни одной одинаковой по форме, цвету и тематике рисунка. Всего было представлено к продаже 700 изделий девяти наименований».

Привлекательные работы

Корреспондент районной газеты «За коммунизм» (ныне – «Наша жизнь») писала: «Это была необыкновенная выставка. Около нее подолгу задерживался каждый. Интересовались адресом экспонатов и удивлялись, услышав, что делают это здесь, рядом, под Сыктывкаром».

Новый ассортимент потребовал качественно нового художественного исполнения, поэтому в цех по распределению были направлены выпускники Сыктывкарского ГПТУ-22 С. Лыюрова, Постникова, В. Майорова и другие. Девчата с увлечением приступили к работе. Это они внедрили в серийное производство подглазурную роспись.

Проблема стиля в современных керамических промыслах связана с творческим освоением традиций местного народного гончарства, сохранением и использованием всего богатства местных художественных приемов, которыми хорошо владели предшествующие поколения. Помня это, художники и члены творческой группы цеха художественной керамики собирают этнографический материал, изучают растительный и животный мир, орнамент, распространенный в тех или иных районах Коми АССР. Отбирают то, что приемлемо к гончарному промыслу. Все собранное перерабатывается и стилизуется – ведь декоративность не мыслится без практического применения, и наоборот, функциональность — без художественно-образного решения предмета. Простая бытовая керамика, где декоративный мотив всецело подчиняется функциональной форме, обогащая ее художественно-образное решение, позволяет художникам по росписи при варьировании цвета росписи создавать привлекательные изделия.

Под хохлому

В ноябре 1985 года технолог керамического цеха Николай Борисович Стрекаловский в очередной раз рассказал корреспонденту республиканской газеты: «С 1983 года образованная в цехе экспериментальная творческая группа энтузиастов, помимо выпуска на рынок утвержденной продукции, занималась еще и разработкой новой… Только за 1984 год ассортимент керамического цеха увеличился на 11 наименований. Много энергии отдают члены творческой группы разработке и внедрению образцов в производство. Результат налицо: бочата для сыпучих продуктов, сахарница, солонка, вазочки, подсвечники, цветочницы, кашпо – и это еще не полный перечень их созидательного труда…»

Как ни старались художники росписи придерживаться утвержденных образцов, руки то и дело сбивались на хохлом- скую роспись. Чему научили изначально крепко и основательно, то и каленым железом не выжечь. А в ГПТУ-22 учили на совесть. Так, в Выльгортском гончарном промысле стала процветать «Керамическая хохлома». Вместе с тем изделия, изготовленные к 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, имели иной вид и радовали глаз. Конфетницы, вазы, цветочные горшки впервые на региональной выставке народных умельцев в республиканском художественном музее демонстрировали В.Е. Ватаманов, С.А. Лыюрова, М.А. Кынева, С.Н. Осипова — рабочие керамического цеха. Выставка удалась, и всех цеховиков это радовало.

У членов творческой экспериментальной группы керамического цеха возникла мысль создать в Выльгорте учебно-производственный класс художественной керамики. С этой идеей энтузиасты толкались в разные двери, но воплотить ее в реальность не удавалось.

Лепка и роспись

Минместпромом РСФСР было намечено, что в Коми АССР к 1990 году художественная керамика должна занять в удельном весе подотраслей народных художественных промыслов 11,5 процента. Республиканское министерство и его руководитель Аркадий Степанович Крупенько были также озабочены развитием керамического производства. Приобрели импортное глиноприготовительное оборудование и установили в керамическом цехе. Увеличение числа художников по росписи тогда вылилось в проблему нехватки утельной продукции (полуфабриката) для росписи. Виталию Егоровичу Ватаманову снова определили учеников из числа членов бригады.

В 1986 году было организовано обучение группы учащихся Выльгортской средней школы основам изготовления и декорирования художественных керамических изделий на уроках труда. Ребята с большим увлечением занимались лепкой и росписью: развивали свои творческие наклонности и способности. Они и их родители верили, что выльгортскому гончарному промыслу нужны высококвалифицированные кадры, и надеялись на дальнейшее трудоустройство на данном развивающемся предприятии. Учебная программа была рассчитана на четыре года, начиная с седьмого класса. Практические занятия, уроки по теории и технологии вели художники и мастера цеха художественной керамики. За годы учебы ребята знакомились со всеми операциями работы в этом цехе. Обучение школьников энтузиастами цеха было неслучайно. Керамический цех буквально задыхался от нехватки специалистов ведущих профессий народного промысла: гончаров, художников росписи, литейщиков, оправщиков и гипсомодельщиков.

Кроме организованного обучения в старших классах в школе был создан кружок для занятий лепкой и росписью с учениками младших классов. Впоследствии этот кружок перерос в образцовую изостудию «Гончарик», потом – в Школу художественного ремесла, затем стал Центром народных ремесел «Зарань». Но это уже другая история.