Крутится гончарный круг

Колыбель народных промыслов Сыктывдин под занавес уходящего юбилейного для района года представил еще один уникальный проект – межрегиональный фестиваль гончаров. Зрелищные выставки и увлекательные мастер-классы именитых умельцев из Выльгорта, Ижмы, Максаковки, Котласа, Кирова прошли на прошлой неделе в Доме народных ремесел «Зарань».

Участники и зрители фестиваля убедились, что интерес к древнему ремеслу по-прежнему живой, а новые технологии позволяют значительно облегчить весьма трудоемкий процесс.

Тем не менее настоящих мастеров в гончарном деле становится все меньше. По мнению почетного гостя фестиваля, гончара из Кирова Романа Пуртова, народный промысел оказался нерентабельным из-за нездоровой конкуренции и налогообложения. Некогда необходимая в быту глиняная утварь стала по большей части сувенирной. Сегодня мелкие частные гончарные мастерские и студии по производству глиняных изделий в Кирове набирают популярность. Родители охотно приводят туда учиться своих детей. Предприниматели закупают оборудование, организовывают платные кружки, но фундаментальными знаниями не обладают, поскольку нацелены на прибыль, не заинтересованы в сохранении древних традиций и развитии гончарного мастерства как прикладного искусства. Поставленный в разряд бизнеса гончарный промысел облагается налогом на прибыль, который несоизмерим с затратами на аренду помещений, сырье и оборудование. Выход один – самозанятость. Настоящие мастера уходят в тень и лишены соцгарантий. Именно так работает студия керамики, где трудится Роман Пуртов. Однако он уверен, что выпускники студии пополнят ряды настоящих мастеров гончарного искусства, получив хорошую базу знаний, основанную на реконструкции древних и изучении новейших технологий глиняного промысла.

Еще один почетный гость, мастер из Котласа Алексей Белых – один из первых талантливых учеников выльгортского «Гончарика» и выпускник кафедры декоративно-прикладного искусства Сыктывкарского госуниверситета.

– Я мечтал стать художником, но волею судьбы, а может, по зову природы, стал гончаром. Это ремесло еще в XVIII веке было хлебом для моих предков из д. Наговицыно, что близ Сольвычегодска Архангельской области. Безлошадные гончары сами впрягались в телегу, груженную горшками, и тащили несколько десятков верст на ярмарку в Вилядь, где обменивали свой труд на продукты. В 1930-е годы гончаров в Архангельской области причислили к кулакам, расстреливали и ссылали. Некоторые убежали в Коми, а моим предкам удалось спастись, переселившись в соседнюю деревню. Горжусь, что сумел возродить дедовское ремесло, участвую в ярмарках, строю свою мастерскую, в которой готов передать ученикам весь свой опыт. В глазах государства гончарное ремесло – это бизнес. Несмотря на то, что гончары сохраняют и возрождают древнейшие исторические традиции народных промыслов, они лишены какой-либо поддержки. Оставаться на плаву помогает глиняный горшок – беспроигрышный вариант для продажи на ярмарках. Кручу его всю зиму, и изделия охотно раскупают.

Наши гончары тоже не ударили в грязь лицом. На выставке выльгортского гончарного промысла гости высоко оценили качество местной глины и керамики, сняли шляпу перед опытом наших мастеров – Валерия Торопова, Татьяны Буториной, Ларисы Плисовой и Юлии Тчанниковой.

По словам куратора мероприятия Ольги Торлоповой, первый фестиваль гончаров удалось организовать в рамках грантовых средств Министерства культуры, туризма и архивного дела Коми. В дальнейшем его планируется проводить раз в два года летом на открытом воздухе, поскольку сейчас, в помещениях, «Зарань» не смогла пригласить на мастер-классы всех желающих.

Отметим, что фестиваль дал удачный старт новому экскурсионному маршруту «История выльгортского гончарного промысла», а также стал великолепной презентационной площадкой для уникальной книги признанного мастера и гончарных дел летописца Валерия Торопова «Сказ о юноше глиняном и красе-девице Зарани».

Что ж, I Фестиваль гончаров в Выльгорте прошел, гончарный круг сделал первый удачный виток.

Наталья КУЗНЕЦОВА. Фото автора и Центра ремесел «Зарань».