Творили летопись района: ко дню Коми печати

10 июня отмечался День коми печати. В былые годы в этот праздник от Дома печати в Сыктывкаре отъезжали три автобуса. Было негласное правило: живые должны были навестить усопших товарищей по перу на кладбище. Теперь эта добрая традиция постепенно стирается. Молодым, как известно, не до прошлого. Так и живем.
Для меня профессиональная работа в журналистике началась в августе 1972 года. До этого я работал учителем в лесном поселке Пычим. В районную газету «За коммунизм» (сегодня – «Наша жизнь») иногда писал заметки о жизни школы, были и зарисовки о передовиках производства и активистах общественной жизни лесопункта. Однажды на партсобрание в Пычим приехал заместитель редактора районки Василий Алексеевич Лыткин. В беседе он сказал мне, что молодая сотрудница в августе уезжает на учебу, вакантное место в редакции готовы предоставить мне. Правда, замредактора предупредил, что я потеряю в зарплате, оклад корреспондента был 85 рублей, тогда как ставка учителя за 18 часов в неделю равнялась 120 рублям. Несмотря на этот жизненный нюанс, я дал согласие.

Редакция в 1972 году размещалась в здании райкома КПСС, где нынче музыкальная школа, было у нас три больших кабинета. В одном из них стояли столы заместителя редактора Василия Алексеевича Лыткина, ответственного секретаря Викентия Федоровича Грудинина и трех корреспондентов – Михаила Михайловича Шурганова, Владимира Федоровича Поддубного и мой. В другом кабинете – рабочие места завотделом промышленности Анатолия Андреевича Линкова, фотокорреспондента Алексея Михайловича Москотельникова, радиорганизатора Анисьи Алексеевны Сивковой, бухгалтера-кассира Александры Александровны Овериной, корректора Валентины Михеевны Стрельниковой, машинистки Марии Ивановны Осиповой. Редактором был Николай Григорьевич Трошев, соответственно, имел отдельный кабинет.
Коллектив сложился очень творческий, все журналисты с опытом. Лыткин, Шурганов и Москотельников были участниками Великой Отечественной войны.
В 2018 году отмечался юбилей районной газеты, к этому событию я издал книгу «Наш верный друг — острое перо», на страницах которой подробно рассказал не только о своих коллегах, но и друзьях газеты, которые помогали нам «строить» читабельный рупор района.

Василий Алексеевич Лыткин служил командиром саперной роты, на длинной дороге войны строил мосты, блиндажи и другие укрепления. Был ранен, после войны окончил институт, работал в республиканских изданиях. Отличался высокой грамотностью. Интересная деталь из его жизни. Он накануне советских праздников покупал 50 и более открыток, а потом старательно сочинял поздравления. В его записной книжке были дни рождения и памятные события всех его друзей и руководителей района и республики. Рабочее утро он начинал с телефонных звонков и теплых поздравлений. Во время обеда шел в библиотеку, брал там журналы с кроссвордами и ежедневно проводил, как он говорил, разминку ума.
Михаил Михайлович Шурганов был родом из Шошки, в военное время окончил офицерские курсы, на фронте командовал артиллерийской батареей, имел полководческий орден Александра Невского. О войне не любил распространяться. Однажды, это было 9 мая 1975 года, немного захмелев, сказал:
— Мне в конце апреля 45-го дан был приказ: «Не дать немецким дивизиям сдаться в плен союзническим армиям». А они, немцы, шли и шли на Запад. Жерла моих пушек были раскалены, а я все кричал: «Батарея, огонь!» Зачем?

После этих слов он заплакал.

Михаил Михайлович приходил на работу к восьми часам утра, обзванивал все сельхозпредприятия (в районе было шесть совхозов), к началу нашего рабочего дня у него была полная картина о делах в совхозах.
Алексей Михайлович Москотельников на войне в первом же бою был тяжело ранен в живот. Ему повезло, попался опытный хирург, он «склеил» ему кишки.
Викентий Федорович Грудинин много читал, хорошо знал русскую и мировую классику, сочинял стихи, обладал хорошим голосом. Женат не был, жил с мамой. Окончил филфак КГПИ, был очень грамотен. После его внимательного чтения почти все материалы, подготовленные для набора, становились синими от исправлений. Конечно, многие из нас ворчали, но с его правкой соглашались.
Мобильным был завотделом промышленности Анатолий Андреевич Линков. Он хорошо знал лесную отрасль района, составлял графики работы лесозаготовительных бригад, водителей на вывозке и так далее. Экраны соцсоревнования с его комментариями висели на стендах каждого лесопункта на видном месте. Парторги по его газетным публикациям делали доклады на партсобраниях, агитаторы проводили политинформации.
Еще одна особенность тех лет. В октябре 1972 года, когда я только начинал вливаться в коллектив, мне было поручено ко Дню учителя подготовить разворот. Я побывал в школах, добросовестно написал четыре очерковые зарисовки. Каково же было мое удивление, когда мои творения ответсек раскромсал и сказал, что тут материалов кое-как хватает на одну страницу. Замредактора добавил: «Нам не нужны в газете «простыни», нам нужен читательский охват». Мне пришлось попотеть, чтобы учителя в день своего профессионального праздника могли увидеть себя в газете.
Много добрых слов можно сказать о редакторе Николае Григорьевиче Трошеве, машинистках, водителе, курьере и так далее. К сожалению, время берет свое, никого из них уже сегодня нет. Но они в моей памяти. В моей памяти многие из тех, кто являлся внештатным корреспондентом нашей газеты. Имена и портреты многих включены мною в книгу «Газета — из поколения в поколение».
10 июня я по старому обычаю навестил тех, кого сегодня нет с нами, на кладбище. Их слегка покосившие кресты о многом мне напомнили и рассказали.

Александр СУГОРОВ.