В одной вполне себе обычной квартире райцентра, в обычной комнате живет школьник с совершенно необычным увлечением – он лечит шмелей, наблюдает за рождением бабочек и разводит колонии жуков и муравьев. Для таких, как Ярослав Кульшин даже придумали специальное слово — мирмикипер, что дословно значит хранитель муравьев. Юный собеседник с удовольствием познакомил нас со своими питомцами и с горящим энтузиазмом рассказал о своем удивительном хобби.
Муравейник — налаженный механизм
Сейчас Ярославу 12 лет, он всегда был любопытным ребенком с пытливым складом ума и живым интересом к насекомым.
— Когда мне было лет 6-7, я постоянно бродил по тропинкам, изучал букашек, ловил их, а однажды подобрал гусеничку, которая вскоре превратилась в красивую бабочку. Как же был интересно наблюдать за процессом! Лет в 9 я увидел в интернете муравьиные фермы, и загорелся, — рассказывает наш юный герой.
Достаточно большая колония, которую мальчик кропотливо разводил, к его огромному огорчению распалась, потому что погибло главное скрепляющее ее насекомое – муравьиная матка. Но ребенок не отчаялся, а нашел двух самок-королев самостоятельно на даче. Он полон энтузиазма вновь пополнить свою ферму обитателями.
— Смотреть на муравейник изнутри – очень интересно, это удивительный мир с четкой иерархией, со своими законами и разделением обязанностей. Там есть солдаты, разведчики, няньки, рабочие, фуражеры. Муравейник — налаженный механизм. Здесь каждый четко знает свои обязанности и строго их выполняет. При этом разные «касты» муравьев совершенно не различить визуально, разве что по перечню работ и дел. Выделяются только матки. Из самочек, что я поймал на даче, одна – представительница самого большого вида в России, а разновидность другой я пока не определил, но мне кажется, это не простой черный садовый муравей, а что-то более интересное — рассказывает Ярослав.
Дом для двух тысяч жучков
Муравьихи пока сидят в специальных устройствах, которые «фермер» сделал по аналогии со специализированными инкубаторами, найденными в интернете. Раз в три дня он их кормит сладким сиропом и собственноручно разведенными личинками. Содержит подопечных в темноте и лишний раз не беспокоит. То, что это именно матки, а не просто крупные особи, Ярослав знает точно — он наблюдал, как они скинули крылья. Удивительно, но все его доводы базируются на глубоких знаниях, полученных из книг, интернет-источников и собственных наблюдений. Еще интересно, что ему легче запоминать именно латинские варианты названий насекомых.
Большой прозрачный контейнер, что стоит на почетном месте на столе героя, – дом для двух тысяч жучков-знахарей. Сначала их было около сотни, но за год они существенно подняли демографию. В их коробке – целый мир: где-то залежи личинок, где-то собрания жуков. Ярослав задекорировал жукам пространство, расставив искусственные кактусы, фигурки насекомых, кристаллы, что принес когда-то отец…
— Мне очень нравится за ними наблюдать. Когда мои питомцы голодны, вся поверхность становится черной, они вылезают из своих норок. Мол, пора, хозяин, и поужинать. Они с удовольствием доедают остатки фруктов, от огрызков не остается ничего. Если положить им вареное яйцо, изрешетят его норами за пару десятков минут, внешне это выглядит, как некий черный шар, который на глазах «сдувается». На свой день рождения я угостил их шоколадом, съели за милую душу, — рассказывает Ярослав о гастрономических предпочтениях подопечных.
«Вечный террариум»
Рядом со знахарями расположились более крупные зофобосы. Те еще соседи. Во-первых, по словам Ярослава, если территории недостаточно, у них проявляются каннибальские порывы, а, во-вторых, периодически они выпускают небольшую порцию токсичного газа. Жуки-знахари их сторонятся, но явной вражды между «кланами» нет.
Есть у Ярослава и контейнер-лазарет, где он возвращает к жизни раненых насекомых, которых находит. На данный момент в пациентах на курортном лечении у него числится паук-сенокосец. Но нам с ним познакомиться не удалось, потому что этот вид любит и умеет прятаться.
На подоконнике красуется трехлитровая банка с герметично запечатанной пластилином крышкой и растениями внутри – «вечный террариум», это одно из первых мест обитания насекомых, созданное юным энтомологом. Здесь живут разные жучки-паучки, улитки, серебрянки, прижился подорожник.
— Накопить на большой террариум у меня не получается, поэтому из-за недостатка территории порой мои обитатели съедают друг друга, съедают растения, и в моей банке выживают не все, — признается Ярослав.
Свои запасы насекомых Ярослав пополняет в мини-экспедициях по окрестностям дома. В рюкзак он кладет бесхитростный инструментарий: пинцет, лопатку (вместо нее можно использовать даже ключ от дома), контейнер из-под сметаны для пойманных жуков и идет навстречу приключениям.
Львиная доля досуга
Дома, наблюдая за своими подопечными, он часто запечатлевает их на рисунках или лепит фигуры из пластилина. Получается очень здорово, так как мальчик знаком со всеми деталями и пропорциями насекомых.
У Ярослава есть свой ютуб-канал, где он выкладывает хроники лечения насекомых, наблюдения за их жизнью. А еще свои впечатления он записывает в специальный дневник. Там, например, есть заметка о том, как муравьи перепутали матку с ягодой, и другие интересные записи и рисунки.
Любимый предмет у Ярослава, конечно, биология, но рассказать о своих насекомых на уроке он еще не успел, помешала пандемия.
К слову, хотя наблюдение за насекомыми и занимают львиную долю досуга мальчика, есть у него и другие увлечения. Роботы. Он видит сходство между роботами и жуками: у первых – броня, у вторых – природная броня, хитин. Еще наш герой наблюдает, как ржавеют гвозди в банке. Ему любопытны длительность и природа процесса. Но все же в своих мечтах Ярослав видит себя успешным заводчиком насекомых и ученым, который геномодифицирует и совершенствует виды.
— Насекомые мне кажутся инопланетными созданиями, которых любопытно изучать, — резюмировал Ярослав.
Муравьиная ферма — сборная конструкция, состоящая из нескольких частей. Арена — место для прогулок, здесь же устанавливается кормушка и поилка в формикарии. Просто так воду не зальешь — сюда кладется гипсовая прослойка, которая периодически увлажняется водой. Прогулочную часть фермы можно украсить: добавить цветного песка, мраморной крошки, крупных камней, искусственный газон и различные украшения. Все это можно найти в специализированных магазинах и на интернет-ресурсах. Основная часть муравьиного дома — целый лабиринт ходов. Именно здесь протекает жизнь насекомых.
Виорика ГОЛОВИНА. Фото автора.