Василий Адамчук: «Идей и амбиций у меня хватает…»

С резчиком по дереву и льду не по образованию, а по зову души, выльгортским мастером с неуемной фантазией и наполеоновскими планами Василием Адамчуком мы поговорили о том, что движет им в работе, откуда приходят образы и как вообще многодетный глава семейства видит свою жизнь.

К слову, Василий Васильевич прославился на всю республику своими удивительными и удивляющими работами, не раз участвуя в региональных фестивалях и конкурсах. Его скульптуры, порой забавные и веселые, а порой серьезные и даже одухотворенные, можно встретить на остановках и в скверах Выльгорта, парках Сыктывкара, районах республики.

Мы сходили в гости к мастеру и увидели, насколько разносторонним талантом он обладает. Двор многодетной семьи настоящим оазисом расположился на окраине села и произвел впечатление уголка спокойствия и гармоничной, размеренной и счастливой жизни. Пруд, на  котором в жаркий день можно поплавать на собственноручно сделанном плоту, небольшой водоем для уток, кедры, сосны, аккуратно подстриженные кустарники и посадки, деревянные скульптуры, придающие ландшафту особенный колорит…. Повсюду живность: пес и кот, милые кролики, важные уточки, хлопотливые куры и шикарный петушок. Есть где разгуляться детям героя: Василию, Радомиру, Ярославе и младшенькой Ярине. За калиткой —  приготовленные для работы стволы деревьев диаметром с добротное колесо. Есть мастерская размером с ангар. Все на месте и к месту. Атмосфера тихая, спокойная, настраивающая на творчество и размышления.

— Василий Васильевич, расскажите о своем детстве. Было ли там место для творчества? Чем вы увлекались? Каким были ребенком?

— Родился я в Выльгорте, вырос в обычном многоквартирном доме и ничем особенным не увлекался. Хватал вершки: футбол, волейбол, спортивное ориентирование, нигде долго не засиживался.

— А откуда тогда тяга к сельскому хозяйству и богатое подворье?

— В детстве я часто ездил на родину мамы, в село Красноборск Архангельской области. Это была классическая деревня. Возможно, оттуда ноги растут.

— Знаем, что вы, так сказать, самоучка, лучше сказать, самородок. Как родилось желание взять инструмент и подойти к дереву?

— Я окончил техникум, затем институт по специальности «промышленно-гражданское строительство». С приятелем, профессиональным резчиком по дереву, открыли столярный цех, но бизнес не пошел. После стал работать инженером и со временем  потихоньку пришел к дереву. Начинал со скамеек, увлекался и корнепластикой. Очень нравилось обыгрывать сучки и ветки.

— Расскажите о своих первой и любимой скульптурах.

— Первая «скульптура», сделанная топором, — это Болдуханы, она стоит оберегом здесь, на участке, и, хочу сказать, помогает. Один раз во дворе намертво застрял КамАЗ. Попросил помощи у скульптуры, и все получилось – машина выехала. Вообще, каждое свое творение я мысленно заряжаю на добро. А любимая работа — сделанный из единого массива арт-объект «Сова и заяц». Ее я готовил на конкурс «Мастер года».

— Как вы решаете, что изделие готово? У многих мастеров часто возникают сомнения, а все ли уже сделано. Мучаетесь подобными вопросами?

— Понимание приходит на интуитивном уровне в форме некоего внутреннего удовлетворения. Раз я пилил медведицу, но все не то, не по мне. Полностью переделал форму, и только тогда почувствовал, что все теперь так, как надо.

— Скажу честно, меня ваши работы очень вдохновляют. Вот идешь, уставши и без настроения, ан вот у остановки Лесхоз взглянешь на орла, и словно крылья за спиной появляются. А в чем для вас самая большая ценность ваших фигур?

— Мне нравится делиться своими идеями, воплощать их в жизнь и украшать окружающее пространство. Сейчас, например, полным ходом идет активное благоустройство центра Выльгорта. Хочу предложить местной администрации разместить здесь скульптуры, внести изюминку, обыграв народные промыслы, мифологию Коми, чтобы общественное пространство было не обезличенным, а имело определенный смысл. Пока работаю над эскизами.

— Отличная инициатива! А какое дерево у вас любимое?

— Для работы – тополь – из-за своей структуры, доступности и диаметра, для души — кедр.

— Сова – мудрость, утка – жизнь. Когда вы продумываете свое будущее творение, углубляетесь ли в мифологию или интуитивно выбираете образ?

— Все просто. Есть желание или заказ, есть материал — появляется скульптура. С мифологией я знаком и постоянно подпитываю свои знания.

— Расскажите, пожалуйста, о скульптуре Ангела Хранителя, что недавно установлена на территории Свято-Вознесенского храма в с. Ыб.

— Это особенная скульптура. Мы с командой одной фирмы  работали над ней около года, ведь фигура ангела должна нести благость, давать ответы на вопросы, настраивать на определенный лад. Поэтому к делу подошли серьезно. Сначала искали подходящий материал, после вырезали основную форму, затем ждали, пока она подсохнет, и только затем придавали окончательные очертания и прорабатывали детали. Завершающий этап — это шлифовка и покраска в 10 слоев.   Ангел Хранитель прекрасно вписался в существующий ландшафт территории. Он встречает приходящих в храм людей и благословляет на добрые дела и поступки.

— «Новоиспеченные» фигуры возле первой школы Выльгорта тоже  впечатляют. Сколько времени потребовала работа? И кто придумал героев?

— В этой школе я учился. А фигуры появились, как всегда, в ходе спонтанного полета мысли. Работа заняла около недели.

— В детстве мне так нравилось наблюдать за умелой работой золотых дедушкиных рук. А ваши дети интересуются резьбой по дереву? Просят научить или уже умеют?

— Смотрят, помогают, интересуются, конечно. Как и всем вокруг.

— Вы – признанный мастер и скульптур изо льда. Что любите больше, дерево или лед?

— Лед — очень пластичный материал, работать им просто и легко, а вот само творение, увы, недолговечно. Поэтому, наверное, дерево.

— Как известно, человек вы разносторонний, тяготеете к сельскому хозяйству, к природе. Расскажите об этой стороне вашей жизни.

— В свое время, прочитав книгу Карлоса Кастанеда «Учение Дона Хуана», я поменял мировоззрение, почувствовал тягу к другой, более настоящей жизни, к натуральному хозяйству и экологии.   Когда супруга была беременна первенцем, мы еще топили снег, не было никаких коммуникаций. Теперь у нас есть многие блага цивилизации, но жизнь «ближе к природе» меня очень вдохновляет.

— Знаем, что у вас есть еще одна любовь: пасека. Откуда такая тяга к пчелам? Сами любите ли мед?

— К пчелкам меня приучил отец, который приобрел их лет пять назад. Теперь мы оба с пчелами на ты. Удивительные насекомые!

— Скажите, а смогли бы вы жить в городе, в многоквартирном доме, и работать, скажем, с 8 до 18 исключительно в офисе?

— Думаю, нет. Я работаю и живу не по графику.

— А какие у вас в жизни цели? Амбиции? Каким вы представляете себя лет через 10?

— Вижу себя успешным предпринимателем, с семьей в доме на берегу моря (у нас климат суровый), с развитым бизнесом, своим уникально оформленным домом отдыха или туристической базой с авторским ландшафтным дизайном. Горы, море, фруктовый сад, свое хозяйство. Амбиций у меня хватает и идей, которые можно было бы реализовать, тоже.

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА. Фото автора и из социальных сетей.