Дети в кубе: преподаватели «IT-куба» рассказывают о методах и возможностях обучения

В прошлом году Выльгорт стал первой сельской территорией в республике Коми, где открылся мультифункциональный и ультрасовременный центр цифрового образования детей «IT-куб» на базе районного центра внешкольной работы.

В IT-кубе качественно новый уровень материально-технического оснащения: высокотехнологичное оборудование и современное оформление пространства для обучения и востребованные образовательные программы, разработанные вместе с партнерами – лидерами рынка. Одним из направлений IT-куба является «Разработка VR/AR-приложений» с самым современным оборудованием для изучения виртуальной и дополненной реальности.

Все это – для наших сельских ребят. А проводниками юных сельчан в мир реальных знаний о виртуальной и дополненной реальности становятся преподаватели. С момента открытия секцию «Разработка VR/AR приложений» вела Александра Воронина, которая вместе с ребятами создала интерактивную виртуальную игру «Прогулка по Выльгорту», phydigital-экотропу «Ордым» и многое другое. В этом году Александра передает своих ребят не менее талантливому педагогу Илье Пунгину. Мы поговорили с преподавателями об итогах прошедшего учебного года и планах на будущее, о ребятах и новых возможностях. В итоге получилась вот такая беседа – живая и интересная.

Какими были детьми, чем увлекались, представлялось ли, что профессия будет связана с IT технологиями?

Детство у нас было без современных «технологий»: вместо экрана смартфона — телефон с барабаном, вместо компьютера – механическая пишущая машинка, а информатика — на допотопных «агрегатах». В детстве мне нравилось ходить в гости к тете, где я могла часами громко печатать на пишущей машинке неважно что. А дома я могла целыми днями собирать и разбирать один и тот же конструктор «Дом». Эти и многие другие увлечения во многом определили мой технический склад ума. А после мне пришлось отстаивать свое право на еще тогда новомодную IT-специальность, ведь родители настаивали на специальности экономиста. И только будучи студенткой на втором курсе у меня появился дома списанный с работы у мамы компьютер. Это было неописуемое чувство счастья, — рассказывает Александра Евгеньевна.

И.В.: Моё детство прошло в Советском Союзе, но немножечко в другой его части – я родился и вырос в Беларуси, поэтому конструкторы Lego и их аналоги не были у нас большой редкостью, хотя и ценились. Первыми IT-технологиями, с которыми довелось столкнуться, были программируемые микрокалькуляторы. Играл на них в игры, это было сложно, поскольку каждую программу нужно было вводить вручную, но оно того стоило. Сегодня это сложно понять, поскольку программа целой игры для такого калькулятора имела объём меньше, чем сегодня смс-сообщение. Но в то время это была настоящая магия.

Когда поступал в вуз, рассматривал и профессию программиста, но решил для себя, что она является вспомогательной, «обслуживающей» для многих других, не является самодостаточной, поэтому пошел учиться на экономиста. Первый компьютер у меня появился на выпускном курсе, когда нужно было писать диплом. Сегодня простые кнопочные телефоны имеют больше памяти и более быстрый процессор, чем мой первый компьютер, — говорит Илья Вячеславович.

Где учились? Как проходило обучение, чтобы стать преподавателем куба?

— А преподавателями куба не становятся, ими рождаются. Можно многому научиться, но преподаватель IT-куба – это смесь множества качеств, начиная от увлечённости техникой и технологиями и заканчивая любовью к детям, — заметил Илья Пунгин.

— Училась в Сыктывкарском лесном институте по специальности «Информационные системы и технологии». Педагогические курсы получила в Техническом лицее. Но преподавание – всегда строится на опыте, а не на обучении. В IT-куб я попала уже под новой для меня эгидой «Виртуальная и дополненная реальность». Без динамичного самообразования здесь, конечно, не обошлось, — рассказала Александра Евгеньвена.

— Как говорил Рэй Брэдбери, «Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно». Учусь начиная со школы, практически каждый день. Постоянно что-то увлекает и заставляет изучать это глубже, открывать новое. Когда-то увлёкся программированием – стал его изучать. Потом заинтересовался вопросом, как программа может взаимодействовать с устройствами реального мира – открыл для себя мир микроконтроллеров. В гостях у родственников в Краснодаре увидел 3D-принтер в работе и загорелся идеей обзавестись собственным – пару лет спустя мечта стала реальностью, а сама возможность что-то напечатать сподвигла на изучение 3D-моделирования. Когда всех выгнали в ковидный отпуск, увидел, что многие ушли в виртуальную реальность, так что стал изучать ещё и её возможности и технологии. Учусь по книгам, если они есть. Если нет – ищу хорошие доступные курсы и покупаю их. Во-первых, курс, за который ты заплатил, мотивирует учиться гораздо больше и активнее, чем бесплатно скачанный с торрентов. Во-вторых, если есть возможность поблагодарить авторов курса, заплатив за него, то почему бы это не сделать? Хотя, конечно, есть очень хорошие курсы, которые хочется пройти, но они стоят… как крыло от самолёта.

Бывают ли сложности? Конечно, потому что без них не может быть развития. Там, где тебе очень интересно, сложности быстро сходят на нет, — замечает Илья Вячеславович.

Чему учите детей, каким интересным навыкам? Легко современное поколение впитывает эти знания?

ТехнологияVR/AR – это ведь не только про VR-очки/шлемы. За VR/AR будущее – оно проникает во все сферы жизни и, значит, наши учащиеся идут в ногу со временем.

За первый год работы IT-куба в нашем объединении мы с детьми прошлись по всем верхушкам мира VR/AR. Развивали пространственное мышление через 3D-моделирование и работая в интерактивных средах создания трехмерных игр, знакомились и работали с технологией фотосъемки 360 (панорамный обзор на 360 градусов), знакомились с технологиями VR/AR на различном оборудовании виртуальной и дополненной реальности. Благодаря участию в проекте «Народный бюджет в школе» и получению гранта учащиеся осваивали фото и видео-съемку на квадрокоптере и экшн-камере.

Ребята старались участвовать в различных активностях объединения, центра и не только. Создавали поздравления: открытки в виде коллажа картинок на День Учителя и День матери, 2D-анимации на Новый год, видеоролики по технологии хромакей на 8 марта, готовили сюжетные видео к акции «Мы помним, мы гордимся!» на 9 мая, создавали 3D-анимации на тему Всероссийской акции «Час Земли» и посвящали 3D-анимации году науки и технологии. Участвовали в акции по сохранению природы в первозданном виде, сортировке и переработке мусора.

Участвовали в онлайн-фестивале VR/AR Fest трек «Культура». Работая над проектом «Экотропа «Ордым» в с. Выльгорт», мы встречались с интересными представителями различных организаций села Выльгорт и города Сыктывкар, которых интервьюировали на тему экологии и краеведения. Выезжали в г. Казань для выступления со своим проектом на VI Всероссийской с международным участием научной конференции имени Н.И. Лобачевского. Участвовали во Всероссийской образовательной акции «Цифровой диктант 2021», в районном Хакатоне для школьников района «The cosmiccode».

А когда наша команда готовила проект по защите идеи к региональному отборочному этапу конкурса «Большие вызовы» от образовательного центра «Сириус», мы были на связи 24/7. Меня, как педагога, удивляла насколько у ребят сильна мотивация, трудолюбие, самоотверженность не спать две ночи подряд, но довести начатое дело до конца. Им интересно, а значит все не зря, — рассказала об успехах ребят Александра Воронина.

— Технологии VR/AR можно назвать сложными, потому что их много и они очень разноплановые. Всему этому активно учусь сам (сколько ни учись, а всё равно каждый день появляются новые технологии). Из важных для ребят в дальнейшей жизни навыков – учу сотрудничеству, преодолению трудностей, поиску информации и её анализу. Легко ли учиться? И да, и нет. Если детям интересно то, что они делают, — впитывают моментально. Если знания важны, но не до конца понятно, где их можно применить в обычной жизни, то «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Приходится искать темы и подбирать задания, интересные и актуальные на все сто прямо здесь и сейчас, — добавил Илья Вячеславович.

Какое у вас оборудование, чему можно научиться?

— Оборудование у нас соответствует заявленному стандарту сети центров «IT-кубов». Умные очки Epson Moverio BT-300 для работы с дополненной реальностью. Шлем Samsung Gear VR для запуска простейших VR-приложений и просмотра полноценного фото и видео в формате 360. Линейка корпоративных VR-устройств HTC Cosmos и HTC Vive Pro представляет серьезную работу по созданию приложений с виртуальной реальностью. Данный набор нестандартных для образования устройств, как вы понимаете, обеспечивает по умолчанию тягу к знаниям у детей. Главное допускать ребят к виртуальным играм, не как к развлечениям, а как к объекту исследования. За геймдизайном будущее во многих сферах жизнедеятельности человека, — говорит Александра Евгеньевна.

И.В.: Научиться можно всему, было бы желание. Как показывает практика, лучшие решения технических задач рождаются там, где есть ограничения – в доступности оборудования, времени, денег и других ресурсов. Это не значит, что давайте всё сильно ограничим и развитие пойдёт семимильными шагами, потому что для современных IT-технологий нужно адекватное им оборудование, а вот ультра-современное может создать впечатление, что техника – это всё, она всё сделает за человека, что, конечно же, неправильно. У нас этот баланс соблюдён – техника современная, но без излишеств, в самый раз, — рассказывает Илья Вячеславович.

Как считаете, ребенок из провинции и, например, столицы, могут ли быть на одном уровне знаний. Куб идет в ногу с новациями?

— Мы делаем для этого все. Наше направление курирует федеральный тьютор сети центров «IT-куб» по направлению «Разработка VR/AR-приложений», который связывает все регионы России,  предоставляя общую площадку для общения и организаций мероприятий. Поэтому с первого дня открытия IT-куба у каждого учащегося центра есть возможность участвовать и на всероссийском уровне. А благодаря «дистанционному прорыву» большинство конкурсных мероприятий онлайн, — говорит Александра.

—  Но в то же время дети из провинции и из столицы не могут быть на одном уровне знаний. Во-первых, уровень насмотренности на сегодняшний день у столичных детей гораздо более высокий, жизненный опыт более богатый. Во-вторых, у детей в столице больше возможностей получить знания по интересующему их направлению потому, что там и направлений больше, и каждое направление представлено в нескольких вариантах, и тогда легче найти формат обучения, нужный именно тебе. В провинции чаще всего приходится действовать по принципу «бери, что есть». Кубы идут в ногу с инновациями, но не всегда поспевают за ними. Например, если направление образовательной робототехники в провинции только недавно набрало обороты, то в мегаполисах это уже вчерашний день, актуальными направлениями стали космические технологии, искусственный интеллект, машинное зрение, — парирует Илья.

—  Чтобы «быть и жить» профессией будущего, которая подразумевает создание нового и изобретательский подход, недостаточно иметь только один вид склад ума. Чаще всего изобретателями становятся универсальные личности. Поэтому советую всем, всем, кто хочет внести свою лепту в будущее постоянно развивать свои интересы во всех направлениях, интересоваться абсолютно всеми сферами жизни человека. Научиться создавать приложения виртуальной или дополненной реальности это одно. А научиться создавать нужные современному обществу и актуальные в современном мире – это уже совершенно другое большое дело.

Я очень надеюсь, что знания и навыки, которые наши учащиеся получили за этот год, понадобятся им в дальнейшем. Мы с ребятами стали большой командой, где у каждого свои задачи. Поэтому, ребята, очень грустно расставаться с вами. Но я за свою преемственность спокойна. Мой коллега замечательный Человек и Педагог, который сможет углубить и расширить ваши знания в сфере виртуальной и дополненной реальности. Всех нас с IT-праздниками!, — резюмирует Александраа Евгеньевна.

Сентябрь без преувеличения можно назвать месяцем IT-технологий и тех людей, кто их продвигает. 13 сентября отмечался День программиста, 21 сентября — день IT-профессионалов, а за датой 30 сентября закреплен Всемирный день интернета.

Виорика Головина, фото автора.

Россия к 2023 году на 40% пройдет цифровую трансформацию. По подсчетам Минцифры, на сегодняшний день не хватает от 500 тысяч до 1 миллионов специалистов в различных сферах информационных технологий. И эта цифра только растет. В России наблюдается очень серьезная нехватка ИТ-специалистов. Чем не стимул для наших детей получать навыки программирования в любой IT-сфере. А когда в твоем селе еще и действует целый IT-куб с современнейшим оборудованием!

Можно в любом возрасте начинать осваивать азы программирования. Почему бы ребенку в 12 или 15 лет уже не быть программистом. Любой ребенок при должном стремлении и трудолюбии сможет освоить любую сферу IT-технологий. И уже сегодняшний, к примеру, 10-летний ребенок, будучи подростком в 15 лет (или раньше) вполне сможет сделать свои может даже и не первые шаги на пути к будущей профессии, — считает Александра.