И Кармен, и Лель: артистка коми театра Галина Петрова рассказала о себе, творчестве и планах

27 марта – День театра в России 

Эту замечательную артистку Государственного академического театра оперы и балета Республики Коми в нашем районе прекрасно знают и любят. Она с удовольствием приезжает в райцентр, участвует в концертах музея истории и культуры Сыктывдинского района им. Э. А. Налимовой, дружит с другими артистами и активно общается с сыктывдинцами. Галина Петрова, обладательница «бархатного» меццо-сопрано, прекрасная мать и супруга, рассказала «Нашей жизни» о себе, творчестве и планах на будущее.

 

Первый учитель – мама 

– Галина Васильевна, кто для вас был главным учителем в актёрской профессии?

– Одного человека не выделить, в течение жизни всегда находились такие наставники. Первым учителем была, наверное, мама. Она у меня хорошо поёт, от неё мне передался талант. Потом – школьные учителя, педагоги Колледжа искусств Республики Коми и Академии искусств в Уфе. Впитывала знания от режиссёров нашего театра, старших по возрасту коллег. Часто слушала записи оперных партий Тамары Синявской. И сейчас учусь, когда готовлюсь к новой роли, обязательно смотрю разные постановки.

– Как справлялись с трудностями в начале карьеры?

– Я пришла в театр без багажа (во время учёбы в запасе было всего 2-3 партии). Меня вводили в разные спектакли, приходилось учить много ролей, и только спустя время стало легче.

Трудный переезд

– Расскажите о переломном, судьбоносном моменте в карьере.

– В 2019 году, когда заболел мой свёкор, мы приняли трудное решение: переехать в Чебоксары. В Сыктывкаре у нас было всё: карьера, зрители, мои родители, друзья,

родные, налаженный быт. Сын учился в Гимназии искусств. И в театре у нас уже были свои партии, спектакли, положение. А в Чебоксарах пришлось начинать всё с нуля. Решение далось нелегко. Мы проработали в труппе Чувашского государственного театра оперы и балета два сезона. А когда отцу мужа стало полегче, вернулись в Сыктывкар. Сейчас думаю, что это был важный для меня опыт и знакомство с новыми людьми. Спела многое из репертуара, который в столице Коми не ставят («Бал-Маскарад», национальные оперы). Учила, между прочим, для этого чувашский язык. Специальные «коучи» переводят текст и с артистами прорабатывают произношение. Я в своей карьере исполняла партии на немецком, итальянском, французском языках, ну и, конечно, коми.

– Какая роль принесла вам самые незабываемые эмоции и опыт?

– Кармен. Считаю, что я довольно хорошо её «впела» (на театральном языке означает – хорошо сделала партию). Исполнила эту роль более 40 раз. Когда меня вводили в этот спектакль, поддержкой и опорой мне стал старший коллега Анатолий Журавлёв. Пела и на разных гастрольных площадках. В Англии (в Йорке) во время спектакля произошёл непредвиденный случай – я упала со сцены, так как было очень темно. Благо, зритель этого не заметил: сцена была высотой с человеческий рост. Коллеги Андрей Ковалёв и Елена Лодыгина помогли мне подняться. И я продолжила петь как ни в чём не бывало. Только потом поняла, что разбила губу, и болело всё тело.

Зритель не должен знать, что у тебя плохое настроение или самочувствие. Артисту важно уметь держать «холодной» голову, несмотря ни на что.

Ещё какие роли считаю незабываемыми? Партия Ольги из «Евгения Онегина». По молодости всегда с лёгкостью в неё перевоплощалась (по отзывам коллег, артистка тогда была лёгкой, порхающей, как героиня Пушкина, – прим. авт.).

Обыграла падение

– Были ли ещё какие-то курьёзы во время спектаклей?

– Однажды обыграла своё падение. Спеша на сцену, я вдруг споткнулась, упала, но не растерялась и спела сидя на полу. А зрители подумали, что по мизансцене спектакля так и должно быть.

В 2014 году мы впервые отправились на гастроли в Великобританию, которые длились полтора месяца. С нетерпением ждали их окончания. Последний спектакль мы называем «зелёным», во время него артисты пытаются каким-то образом развеселить друг друга. Но так, чтобы это выглядело естественно для зрителя. Помню, готовимся петь в квинтете в «Кармен». Один из нас, Владимир Юрковский, попросил гримёра втайне его как-нибудь необычно загримировать. Беззубый, с седыми волосами и бутылкой в руке – в таком виде он неожиданно появился перед нами. В итоге после «представления» дирижёр сердился на нас, а мы не могли сдержаться от смеха.

Мечта о кино

– Если бы можно было совмещать актёрскую работу с иным творческим направлением (или нетворческим), то с каким?

– Я бы хотела сниматься в кино. Кто знает, может, когда-нибудь и удастся!

– Как восстанавливаете силы после напряжённых рабочих дней? Есть ли у вас какие-то хитрости?

– Главное – позитивный настрой, общение с хорошими людьми, отдых у родителей в Седкыркеще, природа. Очень люблю русскую баню.

– Как получились, что вы стали участником концертов в Выльгорте?

– Меня приглашали коллега по цеху Надежда Баталова и директор районного музея Владимир Муравьёв. А я легка на подъём. Радуюсь, когда удаётся спеть что-то новое. В первый раз участвовала в концертной программе накануне Дня памяти жертв политических репрессий «Претерпевшие до конца спасутся». В дуэте с Надеждой Баталовой и сольно исполнила песни на коми языке. Потом пела в концерте, посвящённом Всероссийской акции «Ночь Искусств» и вечере памяти Ии Бобраковой «Жизнь в искусстве» (все концерты были благотворительными, за них артисты не получали гонорары – прим. авт.).

– Как семья относится к тому, что вы артистка, ведь концерты требуют много времени?

– Конечно, мама, сын Руслан и муж (Алексей Петров – также артист театра, прим. авт.) поддерживают меня. Очень радует, что супруг не ревнивый, ведь в постановках мне приходится играть и возлюбленную. Сын приходит на мои спектакли, вручает цветы, что особенно приятно. Он учится в гимназии искусств, играет на трубе. Кстати, в детстве участвовал в некоторых спектаклях. Играл сына Чио-Чио-сан (роль без слов – прим. авт.).

– А поклонники имеются?

– Есть замечательная семья Петра и Ирины Цембер, давние и преданные наши поклонники. Эта пара ходит почти на все спектакли, в которых я играю. Однажды они даже специально приехали в Ухту на наш с Алексеем концерт, посвящённый творчеству Муслима Магомаева, по окончании которого преподнесли мне букет, а потом отвезли нас домой.

– И традиционный вопрос: ваши планы на ближайшее будущее?

– Готовлюсь к постановке «Фауста», в которой у меня две роли: женская (Марта) и мужская (Зибель) – для меццо-сопрано композиторы пишут мужские партии. Думаю, будет небезынтересно. Спектакль покажут на открытии фестиваля «Сыктывкарса тулыс». С нетерпением жду встречи со зрителями!

 

Блиц-опрос героини:

Страна мечты: Италия – сердце оперы и вокалистов.

Желание для золотой рыбки: мир на планете.

 

 

 

Наша справка

Галина Петрова закончила дирижёрско-хоровое отделение Республиканского училища искусств (ныне – Колледж искусств), затем Уфимскую Государственную академию искусств. Ещё будучи студенткой, работала в Башкирском Государственном театре оперы и балета. В 2010 году была зачислена в труппу Театра оперы и балета Республики Коми солисткой-вокалисткой. Сразу вошла в его репертуар. Среди созданных ею образов выделяются сложные драматические оперные партии Кармен, Любаши, Никлауса, Розины. А образ Леля в опере «Снегурочка» высоко отметил известный музыкальный и театральный критик Игорь Корябин (Москва).

Сегодня в репертуаре Галины Петровой более 40 ролей и партий, она – дипломант и лауреат различных конкурсов.

Диана СКАЛАЦКАЯ.

Фото из архива героини публикации.