С багажом опыта: интервью с воспитателем года из Выльгорта Екатериной Костиной

В  воскресенье, 22 ноября, в России будут отмечать День психолога. Роль психологии велика и уже почти каждому понятна. Это врачеватели душевного здоровья человека, на котором, как на ките, держится и все остальное. А детский психолог отвечает за хрупкую детскую душу. На нем и большая ответственность, но и большая радость от общения с чистыми, непорочными душами.

Екатерина Костина уже более 20 лет с энтузиазмом и огоньком работает психологом в детском саду № 8 в Выльгорте и 35 лет в целом – с детьми. За это время она набрала целый багаж интересных практик, бесценного опыта и реализованных идей, которыми готова поделиться.

По дороге в школу

Екатерина Михайловна – абсолютный победитель регионального этапа престижного всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2020».  К этому результату шла медленно, но верно. Идея проекта-триумфатора родилась почти пять лет назад, год она вынашивалась, два – реализовывалась, и еще один ушел на обобщение и придание ей «законченной» «формы». Но все не зря. Сейчас специалист, одержав блистательную победу на  региональном этапе, готовится к выступлению на федеральном этапе.

— Мой проект «В школу с радостью, или Кейс успешного психологического сопровождения дошкольников в предшкольный период» – мультифункциональный комплекс конкретных рекомендаций для будущих первоклассников, от детишек с особенностями развития до одаренных ребят. Все рекомендации основаны на собственном опыте, все они работают и могут стать рукой помощи и родителям, и воспитателям, и дошколятам. Но, конечно, это победа не только моя заслуга, а работа всего нашего слаженного коллектива: мне очень помогала вся команда детского сада во главе с его заведующей Валентиной Пономарёвой, – поделилась секретом успеха Екатерина Костина.

Конкурс состоял из двух этапов. В рамках заочного тура на суд жюри ею были  представлены сочинение и сайт, который комиссия оценила очень высоко. Но чтобы закрепить результат, на втором этапе Екатерина Михайловна продемонстрировала и замечательный уровень владения практикой. Она провела мастер-класс «Кейс для кого-то багаж, а для меня это клад», успешно продемонстрировала работу с малышами 3-4 лет (возраст определялся жеребьевкой) и показала свои профессиональные знания, умения, навыки в ходе брифинга с членами жюри.

Копилка успеха

Федеральный этап, к которому сыктывдинка готовится, пройдет в первом квартале грядущего года в Перми (там живет победитель прошлого года). И наша землячка собирается привезти кубок и сам конкурс в Сыктывкар.

— Дорогу осилит идущий. Проект хороший и рабочий. Почему бы и нет? Я столько шла к этому, столько готовилась. Это не просто конкурс, а целое движение, в которое я окунулась с головой, – с улыбкой говорит наш психолог.

К слову, Екатерина Костина представляет район на достойном уровне уже не впервые. В конкурсе «Воспитатель года – 2013» она также заняла ступень пьедестала почета, став лауреатом третьей степени, в конкурсе «Психолог года» стала второй. А еще в копилке успехов – победа в республиканском конкурсе «Пси перспективы – 2019» с программой для детей с особенностями развития «Вместе весело играть, развиваться, познавать». 

Зарядка для ума, или Что в воде не тонет

Уникальные алгоритмы работы, которые предлагает внедрить Екатерина Костина, основаны именно на вовлечение, вернее, увлечение ребенка, формировании тяги к знаниям. Так работает, например, ее программа «Зарядка для ума», которой она успешно пользуется в своем садике. Это 15-минутные утренние занятия, где дети решают загадки, а потом (что самое интересное!) – опытным путем проверяют отгадки. И такую форму взаимодействия с детьми могут использовать в работе и воспитатели, и родители.

«Что с земли поднять легко, но не кинешь далеко?» «Бумага!» – предполагают ребята. «Мы ее так комкаем и кидаем. Летит? Летит». «Перо!» – догадываются дети. «Верно».

И каждый ребенок пробует его кинуть. Не выходит.

В огне не горит, в воде не тонет. Что это? Лед. И мы кидаем заранее заготовленные мной цветные льдинки в воду, пробуем поджечь. Лед не горит. Зато от удовольствия и любопытства горят глаза у всех детишек, – рассказывает Екатерина Михайловна. 

Черный ящик

Еще одна форма работы с поиском ответа – черный ящик. Такой у психолога есть, и не один, его она постоянно использует в работе с детьми. Интересно же! Дети думают, решают, анализируют, что же в нем, загадочном черном ящике.

Маленький, кругленький, за хвост не поднять. Это… Клубок. Так за этот хвостик его все без исключения детки попробовали потянуть. Они любят эксперименты, поиск, исследования, – справедливо замечает наша героиня.

Использует в работе Екатерина Михайловна и современные технологии – у нее есть цикл видеопередач «Цветные фантазии» с участием одной из воспитанниц садика.

– Я творческий человек до кончиков ушей. Мы рисуем углем, делаем поделки из сена, из проволоки, фантазируем и импровизируем. Работа психологом дает мне не только реализовывать свой внутренний потенциал и запрос на творчество, но и находить нестандартные, новые, интересные методики работы с детьми. Я могу придумать свой собственный подход к каждому ребенку, – говорит о работе наша собеседница. 

Чемоданное настроение

Дорога и чемоданы – два лейтмотива всей деятельности Екатерины Костиной. Все ее программы ассоциируются с дорогой («Дорога в школу», «Дорога к знаниям»), а в настоящие дорожные, но декорированные чемоданы психолог рассортировала весь свой практический материал. С одним она ходит к обычным дошкольникам, с другим – к деткам с особенностями развития. Чемоданы и кейсы представила она и на конкурсе. Екатерина Михайловна и чемоданы – одно целое для детишек и сотрудников детсада.

– Психология – очень интересная профессия! – говорит она. – Это вечное движение вперед, постоянное творчество, самосовершенствование. Мне, педагогу-психологу, необходимо видеть трудности, которые возникают у детей, помочь их преодолеть, найти совместно пути выхода. Очень хочется, чтобы дети были уверены в своих силах, могли решить свои затруднения самостоятельно, не боялись обратиться за помощью, были открытыми, непосредственными и сохраняли все это в дальнейшем в своей жизни.

На вопрос: «Что вас вдохновляет?» собеседница ответила:

– Это прозвучит банально, но – дети. Каждый ребенок индивидуален и к каждому сердечку можно найти подход. Вот этот поиск и результат и становятся для меня стимулом.

Блиц-консультация для родителей

Что нужно делать, чтобы микроклимат в семье был оптимальным? Совет взрослым.

– Родители должны быть помощниками детей, а не равнодушными наблюдателями. Свой «цветок жизни»  нужно подпитывать и защищать.

Как со временем меняются приоритеты детей, желания, жизнь?  Стоит ли ограничивать общение с гаджетами, чем их заменять?

– Конечно, нужно учитывать, что наши дети растут совсем в другое время, нежели мы сами. Скажу сразу, что вреда от гаджетов больше, чем пользы – из-за формирования зависимости. Но растить ребенка в тепличных условиях, делать его «белой вороной» тоже не выход. Родителям нужно дозированно, умно и осторожно подходить к вопросу,  они  должны знать, чем увлекается ребенок, советовать компьютерные игры, развивающие программы. Считаю, что 20 минут в день с гаджетом – оптимальное время.

Еще могу сказать, что сейчас дети требуют большего внимания. Но все же это дети – пластилин, из которого можно слепить сильную самодостаточную личность. Все начинается с детского сада.

Что в поведении ребенка должно насторожить родителей?

— Если ребенка что-то по-настоящему волнует, вы, скорее всего,  почувствуете это интуитивно. Иногда это видно по настроению, иногда – по рисунку, когда он сильно штрихует и давит на карандаш. А вот выбранный цвет не всегда говорит о состоянии души ребенка. Почему трехлетний малыш рисует черным? Да просто желтый не виден на бумаге, а художник должен видеть продукт своего творчества – отсюда темный цвет.

Старшие дети, если в семье доверительные отношения, сами рассказывают о своих проблемах.

Виорика ГОЛОВИНА.

Фото автора и из архива героини публикации.