«Семья – это здоровая жертвенность»: интервью с известным психологом и священником Иваном Коюшевым

Не так давно в России и мире отмечался день тех, кто призван лечить души людей. А что, если этот специалист еще и священник? Настоятель Нювчимского храма великомученика Димитрия Солунского и психолог иерей Иоанн Коюшев рассказал о своей деятельности, нюансах семейных отношений, секретах воспитания детей и трудоголизме.

 Молебны о близких

В свободное от службы в храме время батюшка трудится психологом в просветительском центре  в Сыктывкаре. Там же вместе с желающими проводит молебны, читает Псалтырь.

– Начиная с прошлого года, очень актуальными стали молебны о семье, поиске или выборе своей второй половины, разрешении семейных трудностей. Нас, священников, часто просят проводить таковые, особенно молодые люди, – рассказывает собеседник издания. – Раз это востребовано, будем выполнять запросы  – духовная поддержка в семейных делах сугубо важна.

Психологом отец Иоанн решил стать уже после рукоположения в священники. Поясняет, что до революции 1917 года церковь всегда опиралась на психологию, в духовных семинариях она была одним из основных предметов. Сам он пошел в психологи, потому что понял: в этой науке есть инструменты, которые реально работают. Это вспомогательный элемент, позволяющий расширить круг деятельности священника и помогающий увидеть человека с разных сторон.  «Есть тело, а есть душа, которая может быть изранена. И ее травма напрямую влияет на тело. А значит, здравствуйте, психосоматические заболевания», – поясняет батюшка.

Болевые точки

– Наше поведение в основном определяется либо здоровыми, либо нездоровыми проекциями на мир, потому и нужно работать с психикой, – считает отец Иоанн и приводит примеры. – Вот приходят ко мне люди на исповедь, каются в чем-то, например, в обжорстве. Но не понимают, что это даже не связано с грехом чревоугодия. По факту выясняется, что у них – невроз, и они постоянно пытаются на подсознании «выбить» из себя это состояние через еду. Хотя, возможно, лучше было бы позаниматься на тренажерах или совершить пешие прогулки, поделать земные поклоны с молитвой. То же и с теми, кто от природы не гневлив, но в последнее время из-за стресса постоянно «взрывается».

Во время психологических сессий (в формате духовной беседы) отец Иоанн и посетитель нередко приходят к болевым точкам прожитых или непрожитых историй детства. Разбирая те ситуации и корректируя переживания человека, которые как бы «застряли» в его подсознании, удается получить хороший результат. Человек постепенно начинает совершенно по-другому мыслить и реагировать на прошедшие ситуации. Отпускает их. И в его жизни многое налаживается.

«Взять в плен» ради выгоды 

Безусловно, эмоциональное состояние в ряде случаев бывает вызвано потрясениями уже во взрослом возрасте. Это могут быть и переживания из-за утраты близкого человека, и пресловутые расставания, и просто какие-то фобии или стрессы.

К отцу Иоанну часто обращаются те, у кого в семьях – вечные раздоры. В пример он  приводит пару, которая готовится к разводу. Видно, что оба супруга неуступчивые и не слышат (или не желают слышать) друг друга. Порой люди забывают, что семья в ряде случаев подразумевает нормальную, здоровую жертвенность.

– Случай с той четой в наш век потребления типичен: я хочу только получать от другого, но он не вписывается в мои рамки. Иными словами, я «пленяю» другого в брачный союз, чтобы только мне было хорошо. Налицо созависимые отношения: жертва и мучитель, – констатирует собеседник. – А где гибкость, компромисс? К сожалению, кто-то приходит на прием уже после расторжения брака. Разрушение семьи – всегда сильнейший стресс и удар по психике того, кто дорожил супругом и не мыслил себя без него. Тут нужны и инструменты психологии, и просто человеческое участие.

Помощь «за океан» 

В последние несколько лет отец Иоанн, как и многие, практикует общение онлайн. На своей страничке в соцсетях он регулярно публикует какие-то жизненные примеры, советы и духовные наставления. От людей приходят отклики в виде благодарностей за полезные лекции или заметку, которые в нужный момент помогли.

Любопытно, что ему внимают не только жители Коми и России, но и зарубежных стран.

– На психотерапию ко мне записываются совершенно разные люди. Например, были русскоговорящие, живущие в Казахстане, Польше, Германии и даже США. Рекламы не делаю, чаще находят меня по рекомендациям знакомых. Радует, что православная психология востребована,  –  делится батюшка.

Интересно, что и в нашей стране, и в других государствах в последнее время типичным явлением стал трудоголизм, который, по словам батюшки, является пороком:

– Когда  кому-то нужно постоянно уходить в работу с головой и он не может остановиться, – это плохо и сродни греху.  Исходя из своей практики, скажу: в ряде случаев  человек хочет что-то доказать  близким, коллегам или даже отцу, который ушел из семьи. Но бывает и просто из-за стресса. Работая без остановки, он забывает о необходимом для здоровья отдыхе, семье, близких. Такие люди могут выгореть эмоционально, а потом впасть в депрессию.

Не доводить до предела  

На вопрос, бывает ли депрессия, многие машут рукой: мол, когда ей быть, если бесконечная работа, дети, хозяйство… Но не все так просто. Порой люди не воспринимают каких-то «звоночков» от организма (нарушения сна, постоянные срывы на людях или, напротив, апатию ко всему и другое). Идут к психологу,  когда уже край, не знают, зачем дальше жить и чем заполнить душевную пустоту. В таких случаях нужна работа даже не психолога, а психотерапевта, а в ряде случаев и психиатра.

– Всех, кто читает эти строки, прошу:  не пренебрегайте выписанными вам врачом медикаментозными способами помощи психическому здоровью, – призывает священнослужитель. – Это очень важно. Зачем загонять себя так, что психика нормально уже не срабатывает, или становишься отрешенным, или просто на всех срываешься? Если простуду запустить, она может привести к плачевному итогу. Так же и с душевным состоянием. Оно может дать «отсрочку», но потом без видимых, как вам покажется, причин начнет «прыгать» давление, затормозятся какие-то процессы в организме и разовьются хронические заболевания. Так что прошу вас, дорогие читатели, не доводите себя до края!

Приучать к отказам 

Выход на онлайн-площадки, безусловно,  дает большой охват аудитории. Пользуясь этим, отец Иоанн через соцсети дает жизненно необходимые  наставления. Так, очень востребованными оказались серии лекций по семейной психологии и воспитанию детей. Они нашли живой отклик. Многие, слушавшие их, потом приходят на прием и просят совета в конкретной ситуации.

– У одной пары ребенок не слушается. Стали разбираться, и оказалось: он просто пытается привлечь внимание вечно занятых родителей. «Давайте сперва с вами поработаем и скорректируем ваше поведение, а потом уже сына», – говорю я папе и маме. – Ведь, к примеру, в самолете при разгерметизации кислородную маску предписано надевать в первую очередь взрослому, а потом уже его ребенку. Так же и здесь. Изменяя себя в данном случае, человек меняет ситуацию и даже мир вокруг себя – окружающие это непременно заметят.

Недавно отмечался День сыновей. Поскольку в семье отца Иоанна подрастают три мальчика, мы поинтересовались секретами их воспитания. По словам многодетного родителя, детей с малого возраста в определенных случаях надо приучать к отказам, к фрустрации  – несоответствия их желаний имеющимся возможностям.

– Объясню на конкретном примере. Вчера мой ребенок не получил мороженого. В результате были слезы. Я постарался успокоить: «Понятно, что в душе ты ждал этого мороженого. Но посмотри, какой холод на улице. Да, на твоем месте я бы тоже хотел мороженого, но пока я не могу его купить». На самом деле, я не так давно перестал стыдить своих детей за их желания. Мало-помалу сын успокоился. Но тут важно не перегибать палку – постоянного директивного тона в семье быть не должно. Все-таки дети – для того, чтобы их любить и понимать. А для них семья – это часто модель собственной будущей жизни, – констатирует психолог.

Вместе интересней

Второе важное, по мнению батюшки, правило воспитания детей – постепенно приучать их к труду. Но главное – не командовать: «Быстро убрал!» и бросать все без контроля. На  первых порах родитель должен делать это с ребенком. Отец Иоанн опускается в такие моменты на корточки, то есть в прямом смысле переходит на уровень ребенка (этот прием действенный и сближает). Постепенно машинки складываются к машинкам, роботы – к роботам, книги – к книгам.

Мальчишки уже помогают  нести домой продукты (разумеется, берут что-то легкое: банки, бутылки с водой, хлеб и прочее). «Пап, тебе же тяжело на пятый этаж одному все поднимать!» – проявляют заботу они. Спешат сыновья после семейного ужина распределить тарелки и вилки с ложками в посудомоечной машине. Старший уже готовит несложные угощения, и родители всегда найдут пару теплых слов, чтобы похвалить его.

– С младшими я могу немного пошалить и в шутку побороться.  Не без того, – признается наш собеседник. –  Если вдруг я или супруга – в каком-то грозном состоянии, то объясняем сыновьям: «Это не вы плохие, просто у нас такие эмоции, потому что вы не сделали, как мы просили». Это важно проговаривать. А вообще я уверен: плохих детей не бывает. Бывают взрослые, которые в силу своего поведения наделили их плохими качествами. Призываю помнить об этом всех пап и мам!

Елена МУЗЫКАНТ, фото предоставлено героем публикации.