Екатерина Гречаная из Нювчима рассказала о точечной росписи и секретах вдохновения

Не секрет, что наши читатели часто делятся с редакцией кадрами из семейного архива, демонстрируя свои недюжинные таланты, холеные и лелеянные сады-огороды, творения рук. В очередной раз любуясь присланными снимками необычных изделий, мы задумались: а в какой технике они выполнены? Оказалось, это точечная роспись, одно из направлений живописи в Индии, хотя, по некоторым данным, ее придумали аборигены Австралии. Но, как бы там ни было, свет они увидели в Сыктывдине.

И это не единственное, чем владеет наша героиня! Знакомьтесь: мастер из Нювчима Екатерина Гречаная (на снимке). Ее руки творят удивительные, завораживающие вещи, в каждую из которых она вкладывает частичку души.

Екатерина, откуда вы родом, и где прошло ваше детство?

– Родилась в Пермской области, но наша семья часто переезжала, так как отец был военным. Когда появился четвертый ребенок (а всего нас было шестеро детей), папа оставил службу, и мы с Дальнего Востока перебрались в Республику Коми. С девяти лет я жила в поселке Якша Троицко-Печорского района. Родители работали в Печоро-Илычском заповеднике. Очень скучаю по нашему тихому лесному уголку. Мы росли там без лишней людской суеты (городской шум я так и не полюбила). Родители и одна моя сестра и сейчас там живут.

Папа и мама воспитывали нас все уметь делать! Мы много работали: содержали большой скотный двор, ухаживали за огородом, заготавливали дрова. Не знаю, как, но успевали и гулять, и учиться, и родителям помогать. А еще к нам очень любили приходить друзья. В доме было две детские комнаты, и в самой большой всю стену от пола до потолка родители разрешали разрисовывать. Такого «развлечения» не было ни у кого в нашей школе! Я любила художничать. Одно время мы жили в «цирке»: я там нарисовала клоунов и фокусника, а младшие их раскрасили. Какое же это было счастье! Мы подрастали и меняли сюжет на стене. Такие вот эксклюзивные были «обои».

Где учились, работали? Как оказались в таежном Нювчиме?

– Хотела быть учителем, но жизнь внесла свои коррективы: пришлось идти в лесную отрасль. Заочно получила специальность техника лесного хозяйства и 11 лет проработала в питомнике Троицко-Печорского района, где выращивали саженцы хвойных деревьев для озеленения нашей страны. После рождения третьего ребенка обстоятельства заставили перебраться поближе к Сыктывкару.

Но жизнь в городе никогда не привлекала нашу семью, манила «трава у дома». И мы купили жилье в Нювчиме. Здесь я устроилась в детский сад: сначала нянечкой, а после, вновь отучившись заочно, много лет проработала воспитателем, разрисовав наш садик от пола до потолка, как в детстве свою комнату. Сейчас мы с мужем построили новый дом, где и живем с пятью детьми 8, 11, 13, 14 и 16 лет. Очень люблю каждого. Они у меня такие талантливые и учатся хорошо, а двое – отлично! Старшие, дочь и сын, рисуют так, что я завидую. Младших научила вязать, шить. Дети пробуют повторять за мной все мои увлечения. А их у меня много…

Еще я очень люблю цветы. У нас – большой огород, мы выращиваем все, что только можно в нашем климате. Стараюсь воспитать детей, как и нас воспитали родители, умелыми, трудолюбивыми, и они во всем помогают мне. У нас – особенная семья: трое младших – приемные.

Конечно, бывают непредвиденные трудности, как внутри дома, так и со стороны. Но больше встречается добрых, отзывчивых людей. Повезло мне и с коллегами: они поддерживают и словом, и делом.

Замечательно. Пусть и дальше будет так. А откуда у вас тяга к рукоделию?

– Думаю, дело в моей творческой семье. Папа в молодости мастерил, а мама и шила, и вязала на себя и всех нас, шестерых ребятишек. Мои сестры и брат выросли рукастыми, у каждого – свое увлечение: вяжут, вышивают, рисуют, пекут торты. Мама, выйдя на пенсию, тоже стала писать картины, их мы храним дома.

 

Вот и я такая неугомонная на увлечения. Один мой ребенок сказал мне, что я не умею останавливаться. Не спорю. Все время хочется творить. Проблема лишь в нехватке времени, поэтому занимаюсь любимым делом поздно вечером и даже ночью. Зато очень приятно дарить многочисленной родне или просто хорошим людям результаты своего труда. Мои вязаные изделия – по всему дому, у всех родственников и даже на работе. Я делала картины из ткани в технике кинусайга (своего рода мозаика из разноцветных кусочков ткани), какое-то время очень увлекалась вытачиванием матрешек на мужнином токарном станке, а потом расписывала их. Многих раздарила. Жалею лишь, что не сфотографировала на память. Несколько лет назад попробовала вязать, и процесс захватил с головой! Вся семья вязала. Представьте картину: вечер, все девочки и мальчики сидят с крючками и нитками. Тишина. Настоящий рай. Уже давно не рисовала. Хотела, но от вязания не могла оторваться. Сейчас же вновь тянет к кистям и краскам.

Как в вашу жизнь ворвалось такое интересное хобби – точечная роспись?

– Мне всегда хочется чего-то нового, неопробованного.  А так как интернет всегда перед глазами, то промелькнула эта роспись. Посмотрела. Показалось интересно. Почитала историю, изучила технику и – вперед. Выписала специальный инструмент, краски, запаслась фанерой. Дело пошло. И снова не могу остановиться.

А что главное в деле мастера: терпение или вдохновение? Где вы его черпаете?

– Я говорила, что выросла в заповедной лесной стороне, поэтому у меня нет плотного панциря, как сейчас у многих. Вдохновение буквально проникает в меня с воздухом, водой, пищей. От моей семьи, от работы. Знаете, я ведь, как и другие мамы с кучей детей, очень устаю. Бывает, присяду вечером, а подняться уже сил не хватает. Порой и разные проблемы подрезают крылья, болезни, усталость. Но когда берусь за любимое дело, все забывается, только успевай за полетом фантазии. Скорей бы закончить, увидеть результат. Иногда даже засыпаю с инструментом в руке. Кто-нибудь из домашних, проснувшись, отругает меня и проводит в постель.

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА, фото из архива Екатерины Гречаной.