О русском языке существует много высказываний. Александр Куприн, например, говорил так: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…». О языке, своем пути к его изучению и учениках рассказывает филолог, преподаватель русской словесности и риторики, ведущий литературных клубов, коренной житель Выльгорта Василий Филимонов (на снимке).
Филфак, как много в этом слове…
«У нас в семье все читали. Мы с сестрой это видели с детства. Часто читали друг другу вслух. Много обсуждали литературу и историю.
Мой папа Владимир Альбертович Филимонов преподавал на историческом факультете университета и пару лет вел уроки истории в Выльгортской школе № 1. Бабушка по маминой линии Надежда Васильевна Базарова в этой же школе больше 40 лет преподавала русский язык и литературу.
Мне русский язык давался легко. Уроки литературы я всегда любил, выступал с докладами и участвовал в олимпиадах по этому предмету, в том числе на всероссийском уровне. Когда учился в 10 классе Русской гимназии, особые гимназические предметы у нас начала вести Евгения Анатольевна. Она окончила филологический факультет Сыктывкарского университета, и я последовал ее примеру, – рассказывает наш собеседник. – На филфаке было трудно, но при этом почти всегда интересно. Легендарные уроки старославянского с Зинаидой Михайловной, где мы учились видеть русский язык в историческом аспекте; польский с Ольгой Валерьевной, которая писала на двух языках быстрее, чем говорила; русская литература XIX века с Натальей Викторовной, читавшей лекции без бумажки, цитируя все (без преувеличения!) стихи и огромные куски прозы наизусть, в том числе на европейских языках, и, никогда не повторяясь в одежде (однокурсницы вели учет); и, конечно, латынь, греческий и античная литература с Виктором Александровичем, чьи рекомендации в литературе, кино и музыке были приоритетнее семестровых списков».
Слушай и учись!
«Главное в преподавании риторики и словесности – это являть собой хоть какой-то живой и заинтересованный пример владения этими самыми риторикой и словесностью. Читай и рассказывай, что любишь, ученикам, как друзьям, внимательно слушай их самих и учись – и будут тебе педагогический успех, личностный рост и самореализация.
Некоторые мои ученики так и не стали учениками, потому что сразу перешли в категорию друзей. Некоторые из них уже создали семьи и продолжают дружить с моей семьей.
Сближало нас, прежде всего, то, что мы ощущали язык, литературу как нечто большее, чем школьный предмет, инструмент коммуникации или развлечение. Через язык мы умеем понимать устройство мира, других людей, себя, раскрывать тайны происходящего вокруг чуда жизни. Слово – это что-то метафизическое, дар иной реальности, посредник между имманентным и трансцендентным.
Как я стал школьным учителем? После окончания филфака и попытки устроиться в Национальную библиотеку как-то встретил своего школьного учителя Евгению Анатольевну, она и позвала
«поупражняться на детях» в Русской гимназии. Двенадцатилетний «эксперимент» прошел успешно. В процессе выработалась своя методика преподавания и «сочинились» уникальные курсы по медленному чтению и метафизике слова.
Постепенно из формата уроков перешел к занятиям в клубе, где разговоры более живые, мы не скованы временными рамками, больше возможностей для естественного дружеского диалога, узаконен чай.
Для различных занятий по литературе сочиняю поэтические анонсы, которые могут содержать научные вопросы, творческие догадки, шуточные выводы. Такой анонс является примерной схемой того, как будет построено занятие, он как силовая линия, по которой должна будет развиваться мысль в реальном времени. Заранее я не продумываю, куда приведет та или иная дорожка, но в целом почти всегда чувствую (иногда точно знаю), к чему, скорее всего, придем. Впрочем, бывают и неожиданные даже для меня открытия. Можно сказать, что анонс и занятие соотносятся между собой, как прелюдия и фуга.
В деле анализа и обсуждения литературы из ныне живущих и созидающих восхищаюсь Арменом Захаряном! Из недавно ушедших – Валентином Семёновичем Непомнящим и Евгением Андреевичем Авдеенко».
Занятие на ладошке
Поэзию необходимо читать вслух, иначе теряется больше половины смысла. Причем читать, не просто бегло проговаривая слова. Медленное чтение! Важно чтение совместное; обсуждение ассоциаций и найденных отсылок: авторских вольных и невольных; чтение других текстов разбираемого автора с учетом биографии; поиски аналогичных по смыслу, ассоциациям, чувствам и общим впечатлениям произведений у других авторов; нахождение смысловых и духовных аналогов в кино, живописи, музыке. Самое важное – радость от чтения, анализирования, открытий и живого дружеского общения! Ученики постепенно начинают приносить свои произведения. Их стиль твердеет, а выходящее из-под пера, наоборот, становится легче. Начинаются участие и победы в конкурсах. Продолжается общее счастье.
Слово участникам литклуба
««Мелика»* стала для меня семьей. Когда наш родной клуб переехал в гимназию имени Пушкина, поменялась атмосфера, он перестал быть «Меликой», теперь логичнее было бы называть его «Литературкой». Все начиналось, как гитарный клуб, благодаря которому я получила ценный опыт: выступление на школьных мероприятиях, городском концерте (в составе другого, более крупного клуба) и… «Сыктывкарские Костры»! Это фестиваль для гитарных клубов всего города.
Мы не только музицировали, но и читали древнерусские тексты. Также были занятия, посвященные поэзии, на которых разбирали тексты песен или собственных стихов. Это помогло многим из нас начать писать, найти свой стиль и свою тему поэзии. Уже позже, развиваясь, мы тренировались писать в непривычных формах и размерах стихосложения – крайне интересный опыт. – говорит Екатерина Песецкая Занятия Василия Владимировича нередко могли помочь с освоением школьных предметов или же написанием проекта в 9 и 11 классах. Также благодаря литературному клубу нам «открылось» участие в разных конкурсах и фестивалях. Сам же Василий Владимирович стал для меня личным примером и ориентиром, наставником и просто близким и родным человеком».
«Оружием твоим стало слово», – писали мы, участники литературного клуба, сидя у костра в сгущающихся сумерках. Но если слово стало и нашей винтовкой, то стрелять нас точно учил Василий Владимирович. Он с терпением относился к нашим первым поэтическим попыткам, находил что-то хорошее даже в самом безнадежном, казалось бы, тексте; он вырастил из нас настоящих воинов текста. – делится Мария Степанова. – Василий Владимирович не только слушал – он еще и говорил. Благодаря его рассказам о литературе (и часто – не только о ней) мы знаем гораздо больше и думаем о большем. Не лишним будет упомянуть наши достижения в «стрельбе»: мы побеждали и побеждаем во множестве конкурсов, потому что в нас живет боевой литературный дух. Если вы услышите на улице зарифмованные выкрики, то это идем мы, грозная армия литературы».
«За языком интересно наблюдать. Интересно следить за меняющимся языком поэтов, существующих рядом с тобой. Живое, легкое слово, выпущенное на лист, может многое сделать, многое изменить. Или быть свидетелем этих изменений, – говорит Анна Вологдина. – Поэзия – лишь форма жизни слова, среда его обитания. Но она обнажает смыслы, в ней слово – в каждом из своих значений. Всегда хочется принести на разбор что-то новенькое, позволить стихотворению выпорхнуть из записной книжки, послушать, что скажут более опытные люди. И больше без этого не могут существовать ни ты, ни твое слово».
*«Мелика» – название клуба, который Василий Филимонов вел с 2008 по 2019 год. Само слово обозначает лирическую поэзию древних греков, исполняемую под аккомпанемент музыкального инструмента.
Людмила ГАБОВА.
Фото Анелии Лянцевич.