«Приходит ко мне Вдохновение…»: подборка стихотворений заведующей Домом культуры Яснэга Людмилы Кутеповой

Те, кто под покровительством Музы рифмует свои чувства, дает ответы на самые сокровенные вопросы, 21 марта отметили Всемирный день поэзии. Отдадим дань уважения их таланту. И на этот раз в честь праздника обратимся к поэтическому творчеству заведующей Домом культуры Яснэга Людмилы Кутеповой.

Многие ее произведения взаимосвязаны. В них автор часто прибегает к сравнению философских понятий с природными явлениями, показывая красоту и силу окружающего мира. Болезненные переживания, насыщенные эмоции, глубокомысленные размышления и тревожащие душу воспоминания Людмилы Ивановны нашли свое отражение в строках о родине, родителях, любви и даже думах о Вселенной.

Так, в стихотворении о родном крае автор сравнивает его с драгоценностями – настолько дорого сердцу каждое проявление природы. Перелетные птицы ассоциируются с детьми, которые, вылетев из родительского гнезда, часто навещают свою любимую семью, дом, родину. Несмотря на кажущуюся неприступность, заснеженная отчая сторона завораживает и оставляет горячий след в душе на целую жизнь.

Край сурово-нежный

Белым золотом зимой сверкает Север,

Изумруды летом рассыпает по тайге.

Север, Север – край сурово-нежный.

Кто здесь был, тот помнит о тебе!

И весною возвращаются на Север

Долгожданной светлою порой

Птицы перелетные, курлыча,

В край любимый, северный, родной.

Спит туман над тундрою зеленой,

Бирюзою светят небеса.

Север, Север без конца, без края,

Серебристый Север – Родина моя.

Ледяной, загадочный, тревожный –

Под покровом снежным долго спишь,

Ну а летом – солнечный и светлый –

Ты, как песня, душу бередишь.

Белым золотом зимой сверкает Север,

Изумруды летом рассыпает по тайге.

Север, Север – край, сурово-нежный

Кто здесь был, тот помнит о тебе!

Следующее произведение соткано невидимыми нитями сокровенного и преданного чувства – любви к родителям. Героиня хранит в сердце память о самых близких, давно ушедших в мир иной. Автор передает горесть и печаль от утраченной жизненной опоры. Вспоминая бытовую ситуацию, поэтесса сопоставляет тот самый «зов матери», раздававшийся на детской площадке, с зовом вечной любви, не угасающей ни на минуту.

Людмила Ивановна взывает к читателю о проявлении заботы и любви по отношению к своим матерям и отцам. Какими бы ни были ссоры, разногласия между родителями и детьми, необходимо беречь друг друга.

Зов памяти

Зов памяти становится сильней,

Манит к себе «отцовская стезя».

И ласковое мамино «Люси»

Мне не услышать больше никогда.

Но это невозможно позабыть.

В том голосе я слышу сквозь года

Святую материнскую любовь,

Желанье уберечь и… Доброта.

Смеркалось летом, вечер наступал,

Но все еще играла детвора.

А голос мамы звал к себе, просил,

Мол, доченька, домой уже пора!

В том голосе – тревога и любовь,

И обещанье завтрашнего дня.

Как я хочу услышать это вновь,

Да только поздно – мама умерла…

Как поздно мы становимся умней,

Как поздно начинаем понимать –

Родители с годами все старей,

И время их уже идет на спад…

Пока живут родители, мы – дети.

Они – стена для нас от всех невзгод и бед.

И в трудную минуту нашей жизни

Мы вспоминаем матери завет!

Года летят, и мне их не догнать.

Родители давно в могиле спят.

И мне уже давно за пятьдесят,

Но как нужны мне и отец, и мать.

В минуты затишья

В минуты затишья в ночном полумраке,

Когда на небе Луна,

Приходит ко мне Вдохновенье –

Пишу я стихи иногда.

Оставаясь наедине с собой, автор размышляет о человеческом счастье, стремлении найти свое место в жизни. Через диалог Вселенной и главного героя читатель замечает основную мысль, которую хотел донести автор. Нередко человек в поиске лучшей жизни, людей, славы и любви пробегает остановку «истинного счастья», уготовленную для него судьбой. Переставая ценить положительные моменты в жизни, погружается в пустые грезы и забывает про свой действительный путь. Через примеры, которые автор нашел в обыденности вещей, он пытается напомнить адресату о любви к окружающему миру.

Вселенная сказала…

Вселенная сказала: «Посмотри,

Все, что твое, оно с тобою рядом.

Не надо, далеко ты не ходи,

Окинь вокруг себя ты просто взглядом».

И ведь действительно, она права,

Гоняемся за призрачным мы счастьем,

А только приоткрой глаза и руку протяни:

Оно же с нами, вот оно же, рядом!!!

Проснулся. Светит солнышко в окно,

На подоконнике в горшке цветут фиалки,

Мурлычет кот, и где-то вдалеке

Гремят грозы весенней перекаты.

Вселенная, ведь, правда, клад зарыт

У нас у всех у двери дома?

А мы готовы мир весь обойти,

Лишь счастье бы найти у дальнего порога.

И небо звездное у нас над головой:

Спокойное, красивое, родное,

А мы все тянемся туда,

Где будто ярче свет, но небо там все темное‚ чужое.

Чужие песни там, чужие города,

Чужие стены у чужого дома,

А здесь дом свой – родная сторона,

Земля своя и мама на погосте.

Вселенная сказала: «Посмотри,

Все, что твое, оно с тобою, рядом…

Все, что твое, цени и береги,

Окинь вокруг себя лишь просто взглядом…

Тот же посыл прослеживается и в другом стихотворении. Откладывая проявление своих чувств и эмоций по отношению к близким, человек не задумывается о ценностях, которые теряет с каждым днем. Не стоит откладывать жизнь на завтра…

Потом

Все время оставляем на потом:

Слова любви, совместную прогулку…

Потом, когда-нибудь, мы вместе чай попьем –

Нет, не сегодня, а потом, потом, потом…

А где это потом, когда оно наступит?

Когда все переделаем дела?

А может, все ж друг другу мы уступим

И вспомним: жизнь сегодня хороша.

Смотри, какой закат, какое солнце,

Щебечут птицы в предвечерней мгле.

Поэтому возьми меня скорей за руку,

Сегодня вечер посвяти лишь только мне.

Одной лишь мне улыбки, поцелуи,

Слова любви – лишь мне ты прошепчи,

Скажи, что лучше нет меня на свете

И всей Вселенной это расскажи.

И ночь укроет нас с тобою покрывалом,

И нежная заря украсит утром дом,

И лучик солнца к нам скользнет и скажет:

«Живи сегодня, друг, а не потом!».

Первая любовь, как весенний лучик солнца нежной юности. Это произведение пропитано невинным волшебным чувством, которое огнем пылает в сердцах влюбленных. Автор использует сравнительные образы относительно эмоций и ощущений героев. Так, сила любви ассоциируется с Ангелом, который помогает персонажам на их жизненном пути. А разногласия между влюбленными и сложный этап в их отношениях сравниваются автором с краем обрыва. Это слово как нельзя точно описывает ощущение той самой грани между жизнью и смертью – любовью и расставанием.

Ты меня никогда не забудешь

Ты меня никогда не забудешь,

Я тебя не сумею забыть,

И, конечно же, вместе нам надо

Этой жизни остаток прожить.

Улыбнуться друг другу, проснувшись,

Пожелать прекрасного дня.

Расставаясь на время, помнить:

Есть на свете лишь ты и я!

Знать: никто и ничто не разрушит

Даровавшее счастье с небес,

И что облаком белым спустился

Ангел к нам с тобой наконец.

Он развеет все наши сомненья,

Унесет все обиды прочь.

И прекрасной, и радостной будет

Даже самая темная ночь.

Путь прошли мы с тобою нелегкий,

У разлуки стоя на краю.

На последнем мгновенье успели

Отойти и понять, что к чему.

Протянули друг другу руки,

Посмотрели в родные глаза.

И, как в юности сладко-далекой,

Наши вновь загорелись сердца.

Сборник стихотворений не обошелся без строк о терзающих героя переживаниях. Через них автор хочет вселить надежду читателю, который наверняка сталкивался с аналогичными чувствами горечи и апатии. Глубокая трещина в душе персонажа не дает забыть былые обиды. Он ставит перед собой цель мужественно выдержать этот тяжелый момент. Отпустить боль и жить дальше – вот к чему стремится сердце, потерпевшее предательство.

Минутная слабость

К боли ран привыкаю,

Учусь заново жить.

Все обиды прощаю.

Только как их забыть?!

Днем – дела и заботы,

Упаду в суету.

Ну а ночь наступает,

Я уснуть не могу.

Эта боль подкосила,

Силы все забрала.

Так судьба обманула

И меня предала.

К боли ран привыкаю,

Учусь заново жить.

Все обиды прощаю,

Их сумею забыть.

Герой следующих двух произведений склонен к думам о скоротечности времени.  Единственный способ оставить часть своего «Я» в этом мире – это сохранить память о себе в сердцах родных и близких. Автор сравнивает такие природные явления, как трель соловья, туман и дождь, с образом персонажа. Это те особенные моменты, которые могут ассоциироваться с героем. Благодаря им память о нем в сердцах его близких будет жить вечно.

Размышления в ночи

Когда-то я уйду, откуда не вернуться.

Когда-то будет день, но только без меня.

Ушли уже туда давно мои родные,

Любившие меня, отец и мать моя.

И будут птицы петь, и почки распускаться,

И будет солнце лить на землю теплый свет.

Но из тех краев уже мне не вернуться,

Не посмотреть на летний розовый рассвет.

Все вроде, как всегда, – жизнь не стоит на месте:

Кружится белый снег, осенний дождь идет.

Лишь только нет меня на белом свете,

Уже не для меня вдали гармонь поет.

Но, как сказал поэт, в своей заветной лире,

Останусь я в стихах, останусь в песнях я.

Я трелью соловья вернусь к тебе весною,

Туманом и дождем вернусь к тебе, земля.

Относительно понятия времени поэт приводит сравнение с окружающей средой: это и метель, и опавшая листва по осени, и быстрый ручей. Наряду с этим, чтобы показать близкую связь времени и главного героя, автор очеловечивает данное понятие. В строках произведения персонаж просит как можно дольше продержаться в сильных руках времени.

Время

Ах, как время летит: то кружит

белоснежной метелью,

То осенней листвой осыпает, любя,

То веселым ручьем серебрится весною,

Ароматной клубникой летом манит

меня.

Время, время, ты миг или вечность?

Все вмещаешь в себя: и любовь, и тоску,

Бесконечное счастье и боль

расставанья.

Только вот задержать я тебя не могу.

А хотелось бы мне хоть чуть-чуть

оглянуться,

Подержаться за сильные руки твои,

На земле этой вечной подольше б

остаться,

И чтоб бремя печали не ложилось на

плечи мои.

Чтоб, как солнце, светить, чтоб дышать

полной грудью,

Улыбаться и петь, позабыть, отпустить

суету.

Каждый день принимать, как подарок и

счастье.

Время, время мое, ты беги, догонять я

тебя не спешу.

В этом стихотворении автор погружает читателя в атмосферу праздничного волнения перед концертом. К слову, произведение посвящено Году культуры в Республике Коми (2018-й).

Людмила Ивановна олицетворяет концертный зал, сравнивая его с «живым организмом» и наделяя человеческими качествами все, что там находится: кресла, кулисы, сцену. Такое отношение к творчеству демонстрирует огромный вклад в него энергии и сил, любви к искусству.

В зале концертном

Замер зал в ожидании чуда.

Ти-ши-на…. Перед бурей?! Да нет!!

Замер зал в ожидании чуда

Перед праздником клубным: «Концерт!».

Кресла шепчутся: «Скоро прибудут

Наши зрители шумной гурьбой.

Будут весело, радостно, дружно,

Аплодировать песне любой!».

За кулисами сколько волнений –

Знает сцена, «живой организм».

Стоит это того, без сомнений,

Лишь за крики и «Браво!», и «Бис!».

Зал концертный, навеки впитал ты

Смех и слезы, и запах кулис.

И высокое дело искусства

Здесь навеки оставил артист!

Сколько будет потом поздравлений!

Это будет потом, а пока

Замер зал в ожидании чуда –

Говорящая здесь тишина.

Незамысловатое доброе стихотворение, отправляющее на миг в детство, имеет право быть в творческом багаже поэта. Оно напоминает сказку Владимира Сутеева «Под грибом». Персонажей объединяет случай, которому они могут противостоять лишь сообща. Смысл произведения простой, но, к сожалению, не всегда досягаемый для восприятия людей с черствыми сердцами. И… о важности дружбы необходимо понимать с самого детства.

На солнечной полянке

На солнечной полянке

Играли два жука.

Карабкались и прыгали

С большого лопуха.

Вдали порхала бабочка, летала стрекоза.

Пила нектар с цветочка

Веселая пчела.

Вдруг налетела тучка

И пролилась дождем,

И спрятались все дружно

Под стареньким грибком.

 

Подготовила Елена ВИШНЯКОВА.

Фото из архива Людмилы Кутеповой.