Те, кто под покровительством Музы рифмует свои чувства, дает ответы на самые сокровенные вопросы, 21 марта отметили Всемирный день поэзии. Отдадим дань уважения их таланту. И на этот раз в честь праздника обратимся к поэтическому творчеству заведующей Домом культуры Яснэга Людмилы Кутеповой.
Многие ее произведения взаимосвязаны. В них автор часто прибегает к сравнению философских понятий с природными явлениями, показывая красоту и силу окружающего мира. Болезненные переживания, насыщенные эмоции, глубокомысленные размышления и тревожащие душу воспоминания Людмилы Ивановны нашли свое отражение в строках о родине, родителях, любви и даже думах о Вселенной.
Так, в стихотворении о родном крае автор сравнивает его с драгоценностями – настолько дорого сердцу каждое проявление природы. Перелетные птицы ассоциируются с детьми, которые, вылетев из родительского гнезда, часто навещают свою любимую семью, дом, родину. Несмотря на кажущуюся неприступность, заснеженная отчая сторона завораживает и оставляет горячий след в душе на целую жизнь.
Край сурово-нежный
Белым золотом зимой сверкает Север,
Изумруды летом рассыпает по тайге.
Север, Север – край сурово-нежный.
Кто здесь был, тот помнит о тебе!
И весною возвращаются на Север
Долгожданной светлою порой
Птицы перелетные, курлыча,
В край любимый, северный, родной.
Спит туман над тундрою зеленой,
Бирюзою светят небеса.
Север, Север без конца, без края,
Серебристый Север – Родина моя.
Ледяной, загадочный, тревожный –
Под покровом снежным долго спишь,
Ну а летом – солнечный и светлый –
Ты, как песня, душу бередишь.
Белым золотом зимой сверкает Север,
Изумруды летом рассыпает по тайге.
Север, Север – край, сурово-нежный
Кто здесь был, тот помнит о тебе!
Следующее произведение соткано невидимыми нитями сокровенного и преданного чувства – любви к родителям. Героиня хранит в сердце память о самых близких, давно ушедших в мир иной. Автор передает горесть и печаль от утраченной жизненной опоры. Вспоминая бытовую ситуацию, поэтесса сопоставляет тот самый «зов матери», раздававшийся на детской площадке, с зовом вечной любви, не угасающей ни на минуту.
Людмила Ивановна взывает к читателю о проявлении заботы и любви по отношению к своим матерям и отцам. Какими бы ни были ссоры, разногласия между родителями и детьми, необходимо беречь друг друга.
Зов памяти
Зов памяти становится сильней,
Манит к себе «отцовская стезя».
И ласковое мамино «Люси»
Мне не услышать больше никогда.
Но это невозможно позабыть.
В том голосе я слышу сквозь года
Святую материнскую любовь,
Желанье уберечь и… Доброта.
Смеркалось летом, вечер наступал,
Но все еще играла детвора.
А голос мамы звал к себе, просил,
Мол, доченька, домой уже пора!
В том голосе – тревога и любовь,
И обещанье завтрашнего дня.
Как я хочу услышать это вновь,
Да только поздно – мама умерла…
Как поздно мы становимся умней,
Как поздно начинаем понимать –
Родители с годами все старей,
И время их уже идет на спад…
Пока живут родители, мы – дети.
Они – стена для нас от всех невзгод и бед.
И в трудную минуту нашей жизни
Мы вспоминаем матери завет!
Года летят, и мне их не догнать.
Родители давно в могиле спят.
И мне уже давно за пятьдесят,
Но как нужны мне и отец, и мать.
В минуты затишья
В минуты затишья в ночном полумраке,
Когда на небе Луна,
Приходит ко мне Вдохновенье –
Пишу я стихи иногда.
Оставаясь наедине с собой, автор размышляет о человеческом счастье, стремлении найти свое место в жизни. Через диалог Вселенной и главного героя читатель замечает основную мысль, которую хотел донести автор. Нередко человек в поиске лучшей жизни, людей, славы и любви пробегает остановку «истинного счастья», уготовленную для него судьбой. Переставая ценить положительные моменты в жизни, погружается в пустые грезы и забывает про свой действительный путь. Через примеры, которые автор нашел в обыденности вещей, он пытается напомнить адресату о любви к окружающему миру.
Вселенная сказала…
Вселенная сказала: «Посмотри,
Все, что твое, оно с тобою рядом.
Не надо, далеко ты не ходи,
Окинь вокруг себя ты просто взглядом».
И ведь действительно, она права,
Гоняемся за призрачным мы счастьем,
А только приоткрой глаза и руку протяни:
Оно же с нами, вот оно же, рядом!!!
Проснулся. Светит солнышко в окно,
На подоконнике в горшке цветут фиалки,
Мурлычет кот, и где-то вдалеке
Гремят грозы весенней перекаты.
Вселенная, ведь, правда, клад зарыт
У нас у всех у двери дома?
А мы готовы мир весь обойти,
Лишь счастье бы найти у дальнего порога.
И небо звездное у нас над головой:
Спокойное, красивое, родное,
А мы все тянемся туда,
Где будто ярче свет, но небо там все темное‚ чужое.
Чужие песни там, чужие города,
Чужие стены у чужого дома,
А здесь дом свой – родная сторона,
Земля своя и мама на погосте.
Вселенная сказала: «Посмотри,
Все, что твое, оно с тобою, рядом…
Все, что твое, цени и береги,
Окинь вокруг себя лишь просто взглядом…
Тот же посыл прослеживается и в другом стихотворении. Откладывая проявление своих чувств и эмоций по отношению к близким, человек не задумывается о ценностях, которые теряет с каждым днем. Не стоит откладывать жизнь на завтра…
Потом
Все время оставляем на потом:
Слова любви, совместную прогулку…
Потом, когда-нибудь, мы вместе чай попьем –
Нет, не сегодня, а потом, потом, потом…
А где это потом, когда оно наступит?
Когда все переделаем дела?
А может, все ж друг другу мы уступим
И вспомним: жизнь сегодня хороша.
Смотри, какой закат, какое солнце,
Щебечут птицы в предвечерней мгле.
Поэтому возьми меня скорей за руку,
Сегодня вечер посвяти лишь только мне.
Одной лишь мне улыбки, поцелуи,
Слова любви – лишь мне ты прошепчи,
Скажи, что лучше нет меня на свете
И всей Вселенной это расскажи.
И ночь укроет нас с тобою покрывалом,
И нежная заря украсит утром дом,
И лучик солнца к нам скользнет и скажет:
«Живи сегодня, друг, а не потом!».
Первая любовь, как весенний лучик солнца нежной юности. Это произведение пропитано невинным волшебным чувством, которое огнем пылает в сердцах влюбленных. Автор использует сравнительные образы относительно эмоций и ощущений героев. Так, сила любви ассоциируется с Ангелом, который помогает персонажам на их жизненном пути. А разногласия между влюбленными и сложный этап в их отношениях сравниваются автором с краем обрыва. Это слово как нельзя точно описывает ощущение той самой грани между жизнью и смертью – любовью и расставанием.
Ты меня никогда не забудешь
Ты меня никогда не забудешь,
Я тебя не сумею забыть,
И, конечно же, вместе нам надо
Этой жизни остаток прожить.
Улыбнуться друг другу, проснувшись,
Пожелать прекрасного дня.
Расставаясь на время, помнить:
Есть на свете лишь ты и я!
Знать: никто и ничто не разрушит
Даровавшее счастье с небес,
И что облаком белым спустился
Ангел к нам с тобой наконец.
Он развеет все наши сомненья,
Унесет все обиды прочь.
И прекрасной, и радостной будет
Даже самая темная ночь.
Путь прошли мы с тобою нелегкий,
У разлуки стоя на краю.
На последнем мгновенье успели
Отойти и понять, что к чему.
Протянули друг другу руки,
Посмотрели в родные глаза.
И, как в юности сладко-далекой,
Наши вновь загорелись сердца.
Сборник стихотворений не обошелся без строк о терзающих героя переживаниях. Через них автор хочет вселить надежду читателю, который наверняка сталкивался с аналогичными чувствами горечи и апатии. Глубокая трещина в душе персонажа не дает забыть былые обиды. Он ставит перед собой цель мужественно выдержать этот тяжелый момент. Отпустить боль и жить дальше – вот к чему стремится сердце, потерпевшее предательство.
Минутная слабость
К боли ран привыкаю,
Учусь заново жить.
Все обиды прощаю.
Только как их забыть?!
Днем – дела и заботы,
Упаду в суету.
Ну а ночь наступает,
Я уснуть не могу.
Эта боль подкосила,
Силы все забрала.
Так судьба обманула
И меня предала.
К боли ран привыкаю,
Учусь заново жить.
Все обиды прощаю,
Их сумею забыть.
Герой следующих двух произведений склонен к думам о скоротечности времени. Единственный способ оставить часть своего «Я» в этом мире – это сохранить память о себе в сердцах родных и близких. Автор сравнивает такие природные явления, как трель соловья, туман и дождь, с образом персонажа. Это те особенные моменты, которые могут ассоциироваться с героем. Благодаря им память о нем в сердцах его близких будет жить вечно.
Размышления в ночи
Когда-то я уйду, откуда не вернуться.
Когда-то будет день, но только без меня.
Ушли уже туда давно мои родные,
Любившие меня, отец и мать моя.
И будут птицы петь, и почки распускаться,
И будет солнце лить на землю теплый свет.
Но из тех краев уже мне не вернуться,
Не посмотреть на летний розовый рассвет.
Все вроде, как всегда, – жизнь не стоит на месте:
Кружится белый снег, осенний дождь идет.
Лишь только нет меня на белом свете,
Уже не для меня вдали гармонь поет.
Но, как сказал поэт, в своей заветной лире,
Останусь я в стихах, останусь в песнях я.
Я трелью соловья вернусь к тебе весною,
Туманом и дождем вернусь к тебе, земля.
Относительно понятия времени поэт приводит сравнение с окружающей средой: это и метель, и опавшая листва по осени, и быстрый ручей. Наряду с этим, чтобы показать близкую связь времени и главного героя, автор очеловечивает данное понятие. В строках произведения персонаж просит как можно дольше продержаться в сильных руках времени.
Время
Ах, как время летит: то кружит
белоснежной метелью,
То осенней листвой осыпает, любя,
То веселым ручьем серебрится весною,
Ароматной клубникой летом манит
меня.
Время, время, ты миг или вечность?
Все вмещаешь в себя: и любовь, и тоску,
Бесконечное счастье и боль
расставанья.
Только вот задержать я тебя не могу.
А хотелось бы мне хоть чуть-чуть
оглянуться,
Подержаться за сильные руки твои,
На земле этой вечной подольше б
остаться,
И чтоб бремя печали не ложилось на
плечи мои.
Чтоб, как солнце, светить, чтоб дышать
полной грудью,
Улыбаться и петь, позабыть, отпустить
суету.
Каждый день принимать, как подарок и
счастье.
Время, время мое, ты беги, догонять я
тебя не спешу.
В этом стихотворении автор погружает читателя в атмосферу праздничного волнения перед концертом. К слову, произведение посвящено Году культуры в Республике Коми (2018-й).
Людмила Ивановна олицетворяет концертный зал, сравнивая его с «живым организмом» и наделяя человеческими качествами все, что там находится: кресла, кулисы, сцену. Такое отношение к творчеству демонстрирует огромный вклад в него энергии и сил, любви к искусству.
В зале концертном
Замер зал в ожидании чуда.
Ти-ши-на…. Перед бурей?! Да нет!!
Замер зал в ожидании чуда
Перед праздником клубным: «Концерт!».
Кресла шепчутся: «Скоро прибудут
Наши зрители шумной гурьбой.
Будут весело, радостно, дружно,
Аплодировать песне любой!».
За кулисами сколько волнений –
Знает сцена, «живой организм».
Стоит это того, без сомнений,
Лишь за крики и «Браво!», и «Бис!».
Зал концертный, навеки впитал ты
Смех и слезы, и запах кулис.
И высокое дело искусства
Здесь навеки оставил артист!
Сколько будет потом поздравлений!
Это будет потом, а пока
Замер зал в ожидании чуда –
Говорящая здесь тишина.
Незамысловатое доброе стихотворение, отправляющее на миг в детство, имеет право быть в творческом багаже поэта. Оно напоминает сказку Владимира Сутеева «Под грибом». Персонажей объединяет случай, которому они могут противостоять лишь сообща. Смысл произведения простой, но, к сожалению, не всегда досягаемый для восприятия людей с черствыми сердцами. И… о важности дружбы необходимо понимать с самого детства.
На солнечной полянке
На солнечной полянке
Играли два жука.
Карабкались и прыгали
С большого лопуха.
Вдали порхала бабочка, летала стрекоза.
Пила нектар с цветочка
Веселая пчела.
Вдруг налетела тучка
И пролилась дождем,
И спрятались все дружно
Под стареньким грибком.
Подготовила Елена ВИШНЯКОВА.
Фото из архива Людмилы Кутеповой.