В последнее воскресенье марта весь мир будет чествовать служителей Мельпомены, среди которых немало и блистательных сыктывдинцев. Так, сердца зрителей Национального музыкально-драматического театра вот уже 30 лет покоряет Андрей Епанешников (на снимке).
В копилке его талантов – и писательство, и декламация литературных произведений, и многое другое. Андрей Николаевич ответил на наши вопросы относительно своей биографии, поведал об увлечениях и настоящей любви – театре.
Начали, как водится, с истоков, корней.
– Родился я в Эжвинском районе Сыктывкара, но так как мои родители на тот момент были прописаны в Часово, то по документам «родом» я оттуда. Моя мама Зоя Васильевна, в девичестве Размыслова, – из Слудки (Придаш по-коми), там у нас «рцдцвцй керка», где выросли мои дяди и тети, с детства бывали и мы с братом Сергеем. Придаш – это мое место силы, где в основном я и провожу свой отпуск, привожу дом в порядок, прошлым летом, например, крышу чинил. Там отдыхаю и душой, и телом: рыбалка, книги, творчество, баня с веником и чаем. Красота!
Летом прошлого года наконец-то удалось съездить на родину отца – в Усть-Цилемский район, где я не был почти 40 лет… Повидался с братьями, другими родственниками, побывал на Усть-Цилемской горке, в общем, очень тепло и душевно провел там три дня. Поездке поспособствовало приглашение на семинар, на котором, в частности, упоминался и мой дед Дмитрий Александрович Епанешников – ученый, известный своими успехами в овцеводстве.
– Какие детские воспоминания особенно греют душу?
– Одно из таких – первый поход в драматический театр во время отдыха в пионерском лагере. Город не помню, а вот красивый театр вижу как сейчас. Сохранился в памяти и главный герой – высокий артист с длинным красным шарфом на шее, – он пел и танцевал. Из театра я вышел, впечатленный на всю жизнь.
– Вы были творческим ребенком? Чем увлекались? Как проводили время?
– Все мои школьные годы выдались спортивными: вольная борьба, футбол, лыжи, бег. Еще много читал. Моими кумирами были сначала книжный Спартак, потом «киношные» Бумбараш, Д’Артаньян, Шерлок Холмс. Понятное дело, все это отражалось и на дворовых приключениях: то на шпагах или мечах сражался, то что-нибудь расследовал. У меня было очень счастливое детство, о нем я люблю вспоминать.
– Как и когда вы приняли решение стать актером?
– Однажды, после того, как я «на экваторе» бросил учебу на автокрановщика, мама дала мне почитать объявление в газете о наборе абитуриентов в Сыктывкарское училище искусств на специальность «актер театра драмы и кино». Я не думал об этом серьезно, готовился идти в армию, на экзамен явился от нечего делать. И поступил.
Практически с первого курса был на сцене. Затем заочно окончил Ярославский государственный театральный институт. В целом 10 лет учебы, а на службе у Мельпомены уже 30 лет.
– Есть ли любимые спектакль и роль?
– Какую-то одну постановку выделить трудно, люблю все, в них вложено много души. Роли бывают разные: и маленькие, и второстепенные, и главные, и фольклорные, и сказочные, и современные – каждая требует особого отношения. Легкость, с которой играет артист, скрывает много напряженных репетиций.
– Какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа?
– Каждый артист по-своему подходит к раскрытию образа, это во многом зависит от актерской школы. Я иду от внутреннего к внешнему. Люблю быстро учить текст и потом жонглировать им в разных предлагаемых обстоятельствах, задаваемых режиссером. Как только нащупал нутро образа, его психологию, сиюминутную «доминантную потребность», главную сверхзадачу, перехожу к отбору выразительных средств: это и «заикание», и «близорукость» или, наоборот, «спортивность», да что угодно, то, что проявит его как персонажа. По опыту знаю: легко артисту – трудно образу, трудно артисту – легко образу. Конечно, бывают и исключения, когда все как-то само сходится: и амплуа, и роль, и все как по маслу. Ну а художник и швейные мастерицы оденут меня так, как видит режиссер, и я готов ко встрече со зрителями.
– Легче ли со временем, с опытом выходить к публике?
– За кулисами всегда крещусь, молясь, говорю: «С Богом!» и выхожу. Даже спустя 30 лет на сцене волнуюсь, как на соревнованиях, потому что спектакль – это не кино, на паузу не поставишь. И каждый раз это другой спектакль, с другими полутонами в эмоциях, другим накалом страстей, другими паузами и интонациями. Как вчера, даже при всем желании, не получится, тем и интересен театр, он – живой. Кто-то из великих сказал, что в театр ходят посмотреть на эмоции; пьесу же можно почитать и дома. Тут не просто говорят выученный текст. На сцене живут, действуют и воздействуют друг на друга разные люди разными способами и приспособлениями, поэтому некоторые спектакли идут много лет и до сих пор любимы зрителями.
– Вы служите в национальном театре, ваши роли – только на коми языке?
– Есть у нас одна постановка на русском языке – это основанный на реальных событиях исторический спектакль «Жизнь с привилегиями навечно», я там и на немецком говорю немножко.
Однажды во время его показа к нам в гримерку зашел иностранец, кажется, венгр, и через переводчика удивленно спросил: «А где коми спектакль?!» Я показал ему репертуарный лист и объяснил, что сегодня он попал именно на «Жизнь с привилегиями навечно».
А вообще я рад, что знаю и коми кыв, и на русском свободно говорю. Сложилось так, что служу в национальном театре, а наша задача – сохранить коми язык. Что касается желания выступать на русском, то оно есть, и я неплохо, как мне кажется, это делаю – в проекте Литрес «Чтец».
– Это ваша творческая отдушина?
– Скорее, давняя школьная мечта работать в звукозаписывающей студии. Теперь у меня есть «Е-ЖАНР-studio», и я увлечен работой с аудиокнигами. Люблю начитывать классику – в ней столько мудрого. Актерская профессия и ремесло звукорежиссера собственных аудиокниг – хорошее сочетание. И многому еще предстоит научиться в работе со звуком. А когда устаю от аудио, перехожу к своим «текстовым» книгам.
– Расскажите о писательской стезе. Что пишете? Для какой аудитории? Я правильно поняла, что ваша изюминка – смешение жанров и применение богатого жизненного опыта?
– Пишу фантастику под псевдонимом Андрей Епаня, и начал с жанра автофикшн: первая книга – «Волчья пасть. Артист» – это смешение реального и фантастического в разных дозах с поджанром «попаданец». Аудитория 16+, хотя, на мой взгляд, можно и на пару лет младше. О чем книга? О приключениях, космосе, любви, азах актерского мастерства, о том, что никто не знает, что будет завтра. Может случиться так, что с тобой останется только твой личный опыт и твои знания, а решения придется принимать срочно, здесь и сейчас. А так как мой главный герой – артист, то знания и опыт у него театральные. Ими он делится с читателями, и именно актерские знания выручают его в опасных передрягах.
Вторая книга – «Багровая сеть. Артист-2» – является продолжением приключений артиста. В ней уже больше научной фантастики. Здесь я попытался создать нечто масштабное и, как мне кажется, слегка переборщил, получилось довольно широкими мазками в некоторых местах. Тем не менее книгу писал три года и, надеюсь, не зря, во всяком случае отзывы положительные.
Сейчас работаю над «Артистом-3». Межгалактические масштабы становятся привычными. В общем, фантазия потирает руки, а что получится, увидим.
– Не было желания писать сценарии для своего театра?
– Эту область пока только прощупал парой детских инсценировок и одной сказкой в стихах. Дальше что-то не пошло, видимо, всему свое время.
– Как еще «творите»?
– Есть волшебная для меня сфера – музыка. Люблю тренькать на синтезаторе, а он у меня профессиональный. Давно сотрудничаю с певицей Олей Сан. Мы и шоу разные придумываем, и песни сочиняем на коми и русском языках. Вдвоем выступаем в шоу-концерте «Шудлы шуДа» («Скажи счастью: «Да!»), есть возможность и новые идеи воплотить в реальность. Так что творчество мое многогранно: не аудиокнига – так книга, не книга – так музыка, не музыка – так песня, не песня – так шоу, не шоу – так спектакль, а все это ― театр! И я очень счастлив, чего и всем желаю.
Единственное, что омрачает, так это то, что наш театр сейчас «прописан» в аварийном здании, зрителя принимаем на разных площадках, чаще не театральных, а так хочется свою рабочую базу, чтобы было где творить, удивлять, вдохновлять. Надеюсь, когда-нибудь и нам улыбнется актерское счастье иметь свою сцену, свой зрительный зал.
– Чтобы не заканчивать беседу на минорной ноте, поделитесь интересным случаем из жизни театра…
– Театр – это гастроли. Однажды, на заре моей творческой молодости, отправились мы в Финляндию на фестиваль финно-угорских народов. В то время чай я вообще не пил, только кофе – понятное дело, растворимый. В поездку взял самую большую банку этого самого кофе. Но, видимо, как-то неудачно собрал свой багаж… В общем, когда на таможне открыл сумку, то ахнул: мой «кофей» рассыпался, и все внутри стало коричневым, спекшимся от жары и липким. Я попытался вытряхнуть свое имущество, но это было бесполезно. Плюнул, запихал как попало обратно – все равно стирать… Подходит моя очередь на досмотр. Меня встречают трое таможенников: двое мужчин и девушка в белых перчатках. Она расстегивает молнию на моей сумке, мило улыбается и задает дежурные вопросы: «Алко? Сигарет? Наркотик?» и опускает руки в сумку.
На свет появляются мой испачканный коричневым носок, такие же «кофейные» футболки и все, что я сгоряча зашвырнул обратно. На вопросительный взгляд таможенницы с испачканными и липкими белыми перчатками сконфуженно ответил:
– No алко, сигарет один блок, а это, указал на коричневые пальцы ее перчаток, кофе рассыпался.
Хохотали вокруг все, кроме меня и таможенницы. Сейчас сам улыбаюсь: случаются же курьезы, которые кажутся трагичными, а спустя время понимаешь, что это шутка судьбы. Нынче, кстати, пью только заварной чай.
Блиц-опрос
Любимые книга и фильм? – Люблю фантастику и классическую литературу. Кино: отечественный «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Назад в будущее», все три части. Эти фильмы пересматриваю время от времени, чем-то они меня зацепили, или же, когда я их впервые смотрел, возможно, был необыкновенно счастлив. В общем, пересматриваю изредка и с большим удовольствием.
Любите природу? — Обожаю. Все времена года.
Не возникало желания уехать из Коми? – Один раз было, как будто захотелось «новую жизнь» начать, но переосмыслил ситуацию: от себя все равно никуда не сбежишь.
Ваш жизненный девиз? – Действие – это волевой акт, направленный на достижение цели.
Этим же девизом руководствуется и главный герой моих книг артист Андрей, так как «действие» – одно из главных элементов актерского мастерства. Действуйте – и да пребудет с вами успех!
Беседовала Виорика ГОЛОВИНА. Фото предоставлены героем публикации.