Легенда в нас жива! Еще раз о Домне Каликовой

1 января исполнилось 125 лет со дня рождения известной землячки, героини Гражданской войны Домны Каликовой. В редакции «Нашей жизни» работает правнучка легенды, которая посвятила знаменитой родственнице эти строки.

— О ней сложены стихи и написана проза, в ее честь создан балет, установлен памятник. Время заставило нас пересмотреть события революции и Гражданской войны, однако образ Домны Каликовой все равно остается незамутненным! Она стала символом мужества коми народа. А легенду нельзя очернить, как ни старайся.

Биография Домны Фёдоровны широко известна: родилась в 1896 году в деревне Дав Выльгортской волости в бедной крестьянской семье. В те времена семьи были большие, поэтому неудивительно, что у нее много потомков. В их числе и я, двоюродная правнучка по отцовской линии.
Моя бабушка, в девичестве Каликова, передала мне воспоминания своих родителей о Домне. В начале двадцатого века они жили в Выльгорте. Мой прадед Иван Каликов, двоюродный брат Домны, был сапожником. Прабабушка Агафья занималась воспитанием 12-ти детей. По их словам, Домна была «видной» и очень бойкой.

В детстве она работала на кирпичном заводе. А когда выросла, – на заводах Архангельска, Вологды, Петрограда. Как и большинство молодежи того времени, девушка принимала участие в демонстрациях против Временного правительства, столкновениях с полицией.
В мае 1918-го вернулась в Выльгорт. Трудилась в земотделе Усть-Сысольского горисполкома, участвовала в работе Выльгортского культурно-просветительского кружка. С 1919 года – член партии большевиков.

В ноябре 1919-го Домна вступила в усть-сысольский партизанский отряд, куда доставляла сведения о размещении и численности белогвардейских формирований. В декабре того же года ее схватили враги в селе Аныб. Зверски пытали, дотащили до реки Вычегды в районе села Помоздино и расстреляли. До своего 24-летия она не дожила всего девять дней.
И даже после смерти Домна Каликова не знала покоя. Белогвардейцы не давали похоронить ее до весны 1920 года. В марте тело Домны с воинскими почестями было предано земле на Кирульском кладбище в Усть-Сысольске.

Однако в начале тридцатых годов это кладбище было ликвидировано. Власти дали родным недельный срок, чтобы перенести могилы. Но никто этого не сделал. Место перекопали и выровняли, кресты выкинули. В одном из интервью историк Борис Рогачёв, ныне покойный, предположил, что, скорее всего, тело Домны сейчас находится под зданием городского военкомата. Вот так. Даже могилы после нее не осталось!

Конечно, есть памятник, есть улицы в Сыктывкаре и Выльгорте, названные в честь героини. И есть мы, ее родственники. Разбросало нас не только по стране, но и по всему миру, даже до Америки «дошли». Расскажу про некоторых потомков Домны.
Ольга Макушкина, в девичестве Попова. Бывший логопед, сейчас на пенсии. Ее бабушка – троюродная сестра Домны. Ольга Витальевна – коренная сыктывкарка, но уже несколько лет живет в Анапе.
Татьяна Бутырева, в девичестве Каликова. Работала в СУ-4, после травмы стала мастером производственного обучения. Татьяна Николаевна живет в Сыктывкаре.
Августа Сидорова, в девичестве Каликова. Трудилась нормировщицей в исправительной колонии. Августа Ивановна – моя бабушка, ныне покойная. Она почему-то считала, что я чем-то похожа на Домну. То ли характером, то ли внешностью – широкое лицо, светлые глаза. Наверное, все в нашем роду так или иначе похожи на Домну. Она была, есть и будет всегда примером для всей нашей семьи, а частичка ее мужества как будто передалась каждому из нас…
Диана ДАНИЛЕВСКАЯ.


На снимке: двоюродные племянники Домны (сверху слева и снизу справа — Августа и Борис Каликовы с детьми; в центре — супруга Ивана Каликова, двоюродного брата Домны, моя прабабушка), 1955 год.

Фото из семейного архива семьи Сидоровых и из открытого доступа.