Из переписной книги Яренского уезда 1678 года: первая «часовня с образцы» появилась здесь в 1676 году, «… а к тому погосту (Выльгорту) припущены: починок Алексеевской, деревни Петровская, Сидоровская, Ошки, Фоминская, Микитинская…»
В клировой ведомости…
Более шести веков назад Стефан Пермский ввел в Коми крае христианство, основал на Севере первые православные церкви. В 1383 году, благодаря его трудам и стараниям, был учреждена Пермская епархия с центром в селе Усть-Выми. В 1564 году епархия переведена в Вологду. «Дер. Алексеевская, что был погост Выльгорт» в 1646 году относился к Шошкинскому приходу, так как своей церкви не имел. Крестьяне ходили в Шошку, где были «церковь во имя архистратига Михаила да церковь во имя Николы чюдотворца, а в церквях образы и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и все церковное строение мирское (Переписная книга Яренского уезда 1946 года). Только через 30 лет появилась в Выльгорте та самая «часовня с образцы»…
В «Клировой ведомости Усть-Сысольского уезда…» за 1900 год о селе Выльгорте отмечено: «Когда в этом приходе церковь получила свое существование, по неимению точных данных, неизвестно. По некоторым же хранящимся в церковном архиве документам можно очень приблизительно предполагать, что первая здесь деревянная церковь была простроена в 1693 году». В этом же документе за 1831 год написано, что «первая церковь во имя Ильи Пророка в Выльгорте построена в 1777 году и освящена 1 декабря 1778 года». Она была деревянной и не отапливалась. «Расстояние сей церкви от Консистории (Вологды) было 822 версты, от Духовного Правления (Усть-Сысольска) в 7 верстах, от Благочинного в 79 верстах». Ближайшие церкви были Усть-Сысольский Троицкий собор в 7 верстах и Архангельская церковь в Шошке в 15 верстах.
Священником в Выльгортской Ильинской церкви до 1797 года был Алексей Герасимович Худяев, дьячком – Илья Фёдорович Денисов (до 1798 года), пономарем – Артамон Худяев.
Священноцерковнослужители
Вторую церковь в селе – Во имя Сретения Господня – построили в 1801 году и освятили 2 декабря 1802 года. Это здание также было деревянное, но теплое. Престолов было три: Во имя сретения Господня, в холодной церкви 1777 года постройки – Во имя Ильи Пророка и в приделе – Во имя Святителя Стефана Пермского. Утварью церкви в то время были обеспечены достаточно. Земли и зданий, принадлежащих церкви, до 1831 года не было, кроме одного казенного деревянного дома, который «к употреблению из-за давности постройки был не годен».
Священником в Выльгортской церкви в 797 году назначили Илью Фёдоровича Денисова. Безупречная его служба на этом посту в течение 37 лет была не раз отмечена духовными властями. В 1802-1819 годах Илья Денисов был благочинным, а с 1810 года – духовником для причта Усть-Сысольского Троицкого Собора. Только преклонный возраст (74 года) вынудил его оставить в 834 году службу в церкви. Вместо него священником назначили Виктора Михайловича Соколова (до 1836 года). Дьячком Сретенской церкви был Андрей Ильич Денисов (до 1823 года), затем его сын Андрей Андреевич Денисов, пономарем – Василий Алексеевич Худяев. С 1814 года добавили по штату должность диакона. Им стал Алексей Иванович попов (до 1816 года), затем – Пётр Степанович Нифонтов, который проработал в церкви с 1826-го по 1841-й год.
В церквях велся строгий учет. Имелись книги описи церковного имущества, составленный «священноцерковнослужителями и приходскими людьми в 802 году и припечатан печатью», приходская книга «о приходах свечной церковной, зашнурована и припечатана печатью Усть-Сысольского Духовного правления», копии с метрических книг, исповедная роспись с 1780 года, «обыскная книга, выданная с зашнурованной печатью» с 1830 года.
«Тщением прихожан»
С годами увеличивалось население села. К 1830 году в нем было уже более 160 дворов и проживало 1030 человек, в том числе 493 мужчины и 537 женщин. К Выльгортскому приходу тогда относилась деревня Чит с 17 дворами и 95-ю жителями. Церковные дома со временем ветшали, и жители села на волостном сходе решили собрать деньги на постройку нового, но уже каменного здания, которое стояло бы века.
В 1847 году «тщением прихожан» была построена теплая каменная одноэтажная церковь «с двумя приделами, с холодной и колокольнею в одной связи». Правый придел Во имя Сретения Господня освятили в 1848 году, левый – Во имя Стефана пермского – в 1849 году. В холодной церкви был один придел – Во имя Ильи Пророка.
Священников в церкви был назначен в 1837 году Илья Ефимович Попов, который проработал в нем до 868 года. За усердную и долговременную службу он был награжден набедренником, а в 1859 году получил «наперстный бронзовый крест на Владимирской ленте в память минувшей войны». В 1868 году Илья Попов был назначен духовником для причта Усть-Сысольского Троицкого Собора. Диаконом в Сретенской церкви в 1843-851 годах был Григорий Александрович Покровский, а затем Андрей Андреевич Денисов (в 1853-1882 годах). Пономарем в 824-1853 годах был Николай Васильевич Худяев, а затем его сын – Николай Николаевич Худяев (1853-1868 годы).
«Доходов за молебствования»
Земли, закрепленной за церковью, не было, а для своих семей служители церкви использовали «землю издревле от прихожан данную», где они высевали «ржи 2 четверти, ячменя четверть. Пшеницы, овса, льну и конопли по недостатку земли не было». Как отмечено в «Ведомости о церкви … за 1862 год», у всех троих – священника, диакона и пономаря «было ржи по неурожаю 2 четверти, ячменя 2 четверти, всего на сумму примерно 32 рубля серебром. Означенное количество хлеба употреблено на продовольствие своих семей и обрабатывание земли, а в продажу не поступало. В сем 1862 году снято сена всеми тремя лицами на 32 рубля серебром. Как сена, так и соломы в продажу не поступало. Пустошей от лесов строевых и дровяных не имеется, и дрова приготавливаются сами из крестьянских дач; рыбных и других угодий, приносящих доход, не имеется».
Дома служителями также были построены своими руками и стояли на отведенной близ церкви общественной земле. Жалование они получали с 1 июля 1954 года 168 рублей серебром в год. В течении 1862 года в церковь «доходов за молебствования и поминовения усопших поступило 92 руб. 50 коп. серебром; руга, положенная на всех троих лиц, по согласию с прихожанами производится ежегодно от 25 четвертей, но по неурожаю в настоящем (1862 году) собрано 4 четверти… Во время праздника Рождества Христова и Святой Пасхи от прихожан получали печеным хлебом». В пользовании церкви была мукомольная мельница, «отданная прихожанами по приговору на третье десятилетие в бесплатное пользование с 12 апреля 1898 года». С 20 июня 1906 года эта мельница по приговору прихожан была передана «в аренду на 10 лет крестьянину Платону Сараеву с платежом в пользу церкви по 100 рублей в год». При мельнице находился церковный деревянный дом.
«Жителей тех мест»
В XIX веке население Выльгорта сильно увеличилось. К 1880 году в нем было 344 двора, где проживало 874 мужчины и 1128 женщин. Кроме самого центра – Вичкодора – к селу относились деревни Ляпыд (впоследствии разделенный на Якощ и Лыпыдом), Грезд (Ветев-грезд, Ниний Грезд и Седъяково), Худяево (Сорма и Силапиян), Дав и Давпон. К Выльгортскому приходу относилась и деревня Чит с 26 дворами. Поэтому, кроме Сретенской церкви в центре села, были часовни: в Даве – «деревянная Во имя Великомученницы Параскевы с приличным иконостасом», построенная в 1881 году, и в деревне Читовской, построенная в 1871 году. В 1909 году начато строительство в Давпоне часовни Во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. В Ляпыде имелся молитвенный дом, построенный в 1891 году «с разрешения Епархиального начальства и поддерживаемый усердием жителей тех мест».
В конце XIX-начале XX века священниками в Стеренской церкви были: Яков Степанович Попов, Георгий Онисимович Мысов, Павел васильевич Неволин. Диаконом с 1885 года был Адриан Фёдорович Рогов. Псаломщиками служили: Филарет Венедиктович Комаков, Константин Александрович Певгов, Михаил Александрович Шадрин, Георий Федосеевич Мысов, Алексей Павлович Ростиславин, Алексей Николаевич Сапожников, Григорий Алексеевич Бронников. Помогали им в работе и крестьяне села. Председателем церковно-приходского попечительства состояли: Василий Петрович Оплеснин, Даниил Матвеевич Оплеснин. Церковными старостами в разное время были: Степан Артамонович Суханов, Василий Диомидович Мальцев, Григорий Даниилович Оплеснин, Иван Спиридонович Налимов и другие.
Реабилитированы
XIX век – период духовного расцвета и просвещения России и Коми края. Тогда строили новые церкви, открывали школы, земские училища и библиотеки. Много сделали служители Сретенской церкви и для развития просвещения в селе Выльгорте. Священники давали уроки Закона Божьего в училищах – мужском (открылось в 858 году) и женском (открылось в 1897 году). Их дочери также преподавали различные предметы. Много лет проработали в школах и училищах Мария Григорьевна Мысова, Надежда Яковлевна Попова, Фаина Алексеевна Рогова. Уроки пения давали диаконы и псаломщики.
К 1901 году в Выльгортском приходе было грамотных 560 мужчин и 136 женщин, в школах и училищах обучалось 160 детей. Для продолжения образования они могли пользоваться литературой из книжной лавки, открытой в Выльгорте в 1896 году, и библиотек, открытых в 1897 и 1903 годах. Как отмечалось в «Ведомостях о церквах… за 1909 год», в Сретенской церкви также имелась небольшая библиотека, где были: «…пояснения Священного писания – 4 экз., Творения Святых отцов – 4 экз., книг церковно-исторического содержания – 56 экз., всего – 73 кз.». Но эти книги особым спросом не пользовались, так как в Выльгорте имелись «2 народные библиотеки-читальни и в них книг религиозного содержания: в 1-й – 175 экз., во 2-1 – 65 экз., читателей в обеих – 750 человек.».
В 1920-1930-е годы начался период гонения на церковь. Церкви закрывали. Служителей и их семьи ссылали в другие села и деревни, многие были репрессированы. Так, Ефим Петрович Кочев был церковным старостой в Выльгортском приходе. 14 сентября 1937 года его арестовали и осудили по статье 58-0 УК РСФСР и через пять дней расстреляли. В 2001 году Ефим Кочев был канонизирован как новомученик Коми земли. Пострадали в 1930-е годы и дети служителей церкви. Их лишали избирательных прав, не принимали в средние и высшие учебные заведения, с трудом им удавалось устроиться на работу. И только через несколько десятилетий имена невинно пострадавших были реабилитированы.
______________________________________________________________________________
«…Во время праздника Рождества Христова… от прихожан получали печеным хлебом».
______________________________________________________________________________
Из предисловия «Родословной росписи уроженцев с. Выльгорт за XVI – XX века», выпуск 2004 года. Составила Мария ЕЛЬСОВА, помощь оказала Людмила ДИНГЕС.