Воспитатель из Выльгорта Анна Филиппова делает удивительные игрушки, помогающие в изучении коми языка

Воспитатель детского сада № 8 Выльгорта Анна Филиппова   этой весной покорила нас во время проведения общерайонного конкурса среди педагогов дошкольного образования «Лучшая языковая среда при обучении дошкольников коми языку». Вместе с коллегой Еленой Мушкиной она представила массу интересных игр, которые помогают малышам запоминать слова и развивать кругозор. В другой раз она со своей юной подопечной блеснула в конкурсе коми чтецов, с задором продекламировав стихотворный диалог двух птиц.  Что ж, чем не повод рассказать о нашей землячке подробнее?

 От домино до «бродилок» 

— Анна Евстратьевна, как давно вы работаете воспитателем, и что побудило вас начать делать игры?

– Мой стаж – 10 лет. Что касается развивающих игр, то каждый учебный год мы работаем по выбранным нами проектам. Стараемся брать для себя что-нибудь интересное и познавательное: «Изучение коми языка через использование мнемотаблиц», «Технология синквейн в обучении коми языку», «Кубики историй», «Ходилки-бродилки». Все перечисленные проекты перекликаются друг с другом. Это означает, что новый проект может включать в себя предыдущий или какие-то его элементы. Например, практически везде применяем мнемотаблицы: схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов.

В течение прошедшего учебного года мы с коллегой работали над проектом, результатом которого стало создание развивающих игр для детей дошкольного возраста. Ребёнку легче воспринимать и запоминать новую информацию, играя. Мои игры направлены на изучение языка, ведь я считаю важным его сохранение в наши дни. В игре мы учим слова, закрепляем пройденный материал, составляем предложения. В нашей копилке – уже много занимательных игр (домино, «ходилки», «говорящие» кубики, лото и другие).

— Легко ли ребята усваивают материал?

— У детей в этом возрасте очень хорошая память, так что им обучение даётся легко. Больше пугаются родители, когда слышат, что в группе изучаем коми язык. Но на собраниях мы играем вместе с родителями и детьми, разбираем стихи и пословицы, показываем, чему научились. К сожалению, многие папы и мамы не знают коми языка, а кто-то понимает, но не разговаривает. Так наши дети приходят домой и учат их! Им очень приятно знать то, чего не знают взрослые.

Есть одна девочка, родители которой русские, то есть дома она не сталкивается с коми речью вообще. Зато в детсаду лучше всех запоминает слова и стихи. Так что обучаемость не зависит от языковой принадлежности: выучить язык могут все!

Технологии – в помощь

Что вы можете посоветовать родителям, которые хотят, чтобы их дети знали коми язык, но при этом они не находятся в языковой среде?

Если не знаешь сам, учить другого весьма непросто, но всё возможно. Можно пользоваться словарями. Сама же я в работе часто прибегаю к их помощи, ведь говорю на ижемском диалекте, а учить детей надо литературному языку. Можно давать знания, как в азбуке, по картинкам. Это один из приёмов мнемотехнологии: так, дети, да и взрослые тоже, легче запоминают.

Вы не первый год трудитесь воспитателем. Работать с детьми очень сложно?

Безусловно, непросто. Но когда видишь горящие глаза ребёнка, когда он тянется к тебе, понимаешь, что это того стоит. Без сторонней помощи было бы гораздо сложнее.  Но, к счастью, у нас в группе родители малышей всегда во всём поддерживают и идут навстречу.

«Учили везде» 

Как вы готовили стихотворение с диалогом филина и дятла, которое помогло вам с подопечной занять первое место в районном конкурсе?

Сначала оно никак не получалось, мы учили его с Ксюшей Першиной (на снимке слева) везде: на прогулке, в свободное время в группе. Дома девочке помогали родители. Я даже предлагала созвониться на майских праздниках и учить, учить. У неё очень хорошо получается читать стихи, эмоционально. Правда, это стихотворение она поняла не до конца, и оттого дело шло медленно. Но потихоньку мы всё преодолели и на сцене прочитали диалог с живыми эмоциями, помогая себе жестами. Ксюшенька очень переживала, что забудет слова, но ведь я была рядом, и это давало ей ощущение, что всё будет хорошо.

А как вы выбираете, что учить?

Стараемся брать для детей несложные произведения, выбираем их по темам. Особенно ребятам нравятся считалки и небольшие стихи, их они заучивают с большим удовольствием! Моим воспитанникам также нравится считать по-коми. Почти все они знают счёт до десяти, а некоторые и дальше. Так что, если есть желание у педагога (наставника) и ребёнка (наставляемого), то все барьеры преодолимы.

Беседовала Анна ВАСИЛЬЕВА.

Фото Елены НЕСТЕРОВОЙ.