Елена Янкова – актриса Академического театра драмы имени Виктора Савина. Большой друг сыктывдинского музея и молодёжного театра районного Дома культуры «Любители». Уроженка Выльгорта, о своих земляках всегда отзывается с большой любовью и благодарностью. Мы же гордимся ею и восхищаемся её талантом. 27 марта отмечался Всемирный день театра, и мы не упустили повода поздравить Елену Рольфовну и побеседовать с ней.
— Как вы пришли к тому, чтобы стать актрисой?
— Точно этого не знаю. Когда читала стихи, хотелось, чтобы на меня смотрели. Чувствовала этот адреналин, творческую энергию. Возможно, так случилось во многом благодаря моей учительнице литературы Надежде Васильевне Базаровой. Я ей очень признательна. Она, чтобы у нас развивалась память, устраивала пятиминутки на каждом уроке, к которому мы готовили стихотворения. Так у меня и вышла пятерка по литературе. Кстати, именно Надежда Васильевна впервые вывела меня на сцену. Это была школьная линейка на выльгортской площади, я была в пятом классе. Надежда Васильевна попросила меня прочитать доклад и даже одела в пальто своей дочери, чтобы на публике я смотрелась хорошо. По ощущениям, вся моя жизнь «до» готовила меня к тому, чтобы я стала актрисой.
— Если не театр, с чем бы вы хотели связать свою жизнь?
— Если не театр, то и ничего. Иногда бывают моменты, когда ничего не получается, расстраиваешься. На следующий день приходишь и думаешь: «Как хорошо, что я служу в театре. Иначе не смогла бы ходить на работу». Мне когда-то сказали: «Как приятно, наверное, заниматься любимым делом и ещё получать за это деньги». Это не просто работа, это уже твоя жизнь. У нас в городе есть любительский театр «Радость». Я помогаю им на репетициях, в последний раз ко мне присоединился мой коллега Илья Кеслер. Два раза в год они ставят спектакли, показывают в звоннице при соборе, ездят с ними по детским домам. Для них театр – отдушина, хоть в основном и заняты в других сферах.
— Какая из ролей на данный момент ваша любимая?
— Пожалуй, нет такого разделения: любимые роли или нет. Каждая из них проходит через твоё сердце. Есть те, которые в молодости мечтала исполнить, например, Золушку или Снегурочку. Я вообще актриса-травести, могу играть девочек и мальчиков. Такие специалисты раньше выходят на пенсию. Был закон, согласно которому актёры-пенсионеры не могли дальше работать. Сейчас всё, к милости Божьей, поменялось, поэтому я продолжаю играть. Более того, ощущаю начало второй молодости и цветения. Хотя, конечно, Золушек и Снегурочек уже не сыграть.
— А где сложнее: в детских спектаклях или вечерних?
— Труднее и ответственнее играть для детей, ведь ребёнок должен поверить в то, что происходит на сцене. Если ему не понравится, он просто не будет смотреть. Нужно следить за вниманием детей. Не стоит делить роли и спектакли на лёгкие и тяжёлые, просто ко всякому герою надо суметь перейти.
— Что скажете о недавно показанной в драмтеатре «Кадрили»?
— Над ней шла очень интересная работа. Был приглашён педагог по пластике Андрей Запускалов, также с нами работала хореограф Ангелина Комлева. Режиссëром этого спектакля выступил Захар Комлев. С первых репетиций Захар поставил задачу: играть будем без бытовых предметов, а также определил форму спектакля – потешки. Он удивительным образом видит весь спектакль целиком с самого начала работы. Для меня роль в этой постановке неожиданно оказалась очень сложной. В пьесе соседки, поспорив, меняются мужьями, для меня как для жены с 37-летним стажем это недопустимо. Поэтому роль вышла непростой по части преодоления своего характера. На данный момент была одна премьера, так что я пока не поняла, получилось у меня или нет.
Мне очень нравится спектакль «СКТВКР». Режиссёр – мой большой друг Максим Соколов, он же поставил «Маньпупунёр». У него многое рождается прямо на сцене. Вот Максим умеет находить такие слова, чтобы ты сразу понимал, что от тебя требуется. Не каждому режиссёру это дано. Очень важно взаимопонимание между актёром и постановщиком.
— А как происходит актёрское «туда и обратно»? Вход в роль и выход из неё?
— По этому поводу вспоминаю актрису Лидию Цевелёву. У неё был такой козырь: мгновенное перевоплощение. Проходя за кулисы, она улыбалась, хотя на сцене только что плакала. Это очень тонкий переход, мне не совсем понятно, как такое происходит. К примеру, мой муж всё поёт чисто с первого раза. Мне же для этого нужно репетировать раз пять. Но я тоже спою. Со входом в роль похожая ситуация. Кому-то нужно долго подходить к этому, а кто-то уже на читке делает всё правильно.
— Елена, что же, по-вашему, сцена?
— Это другое измерение. Можно болеть всю неделю, а выйти на сцену и вдруг перестать. Много в жизни необъяснимых вещей.
— Как же сохранять баланс между этим измерением и тем?
— Нужно просто заниматься своим делом и стараться делать это хорошо.
— Вы с коллегами проводите время вместе только в стенах театра?
— Недавно была театральная лыжня – соревнования между театрами нашего города. Не буду скрывать, это мой проект, посвящён Дню театра, уже пять лет мы так собираемся. К слову, вот уже два года соревнования выигрывает театр оперы и балета, счастливички.
— Какие, на ваш взгляд, главные компоненты счастья?
— Надо, чтобы на душе было спокойно. А на душе спокойно, когда на работе и в семье всё хорошо.
Беседовала Анна ВОЛОГДИНА.
Фото предоставлены героиней публикации.