Маргарита Баурова: «Мы – дети своей эпохи»

В шестидесятых годах прошлого столетия, когда власть в стране прочно удерживал Никита Сергеевич Хрущёв, когда были некоторые послабления в области демократии, началась сплошная паспортизация. Цыгане вынуждены были кочевой образ жизни поменять на оседлый. В 1961 году, как утверждают старожилы Выльгорта, на окраине села появилась густая цыганская речь. С каждым годом этого люда становилось все больше. И в конце 1970-х местечки Ляпыд, Ляпыдпом и Грезд стали маленькой столицей цыган Коми АССР.

Привлекли к труду

В 1960-х годах был лозунг: «Кто не работает, тот не ест». Отлынивающих от работы признавали тунеядцами, даже была соответствующая статья в Уголовном кодексе РСФСР. В едином марше «строителей коммунизма» таких людей, как было задумано в кремлевских кабинетах, не должно быть.  К трудовой деятельности привлекли и выльгортских цыган. Даже сам барон Дмитрий Бауров устроился на работу в ПМК-494. Возил на своей лошади пиломатериалы на стройплощадки. Слыл человеком добрым, отзывчивым. Однажды на предприятии случился казус. Пришло время выдавать зарплату, а денег в кассе не оказалось. Рабочие шумели, начальник – в растерянности.

– Сколько надо, чтобы выдать хотя бы небольшую сумму тем, кто сегодня остро нуждается в деньгах? – тихо произнес Дмитрий Семёнович. Все переглянулись.

–  Можем подождать денек-другой, – раздались недружные голоса с разных сторон.

– Почему подождем? – сказал так же тихо Дмитрий Бауров. – Если надо, то я завтра с утра и принесу. Но пусть это будет в последний раз. Начальство – оно на то и начальство, чтобы думать о людях, а не наслаждаться тем, что имеет право указывать.

Дмитрий Семёнович слово сдержал. Говорят, что после этого случая в ПМК-494, если не считать лихие нулевые годы, задержки с зарплатой никогда не было.

Уважаемый человек не только в Выльгорте и республике, но и за ее пределами и сын Дмитрия Семёновича Михаил. Михаил Бауров — неоднократный чемпион республики по боксу, нынче возглавляет федерацию бокса Коми, является вице-президентом автономии российских цыган. Михаил Дмитриевич имеет высшее образование, при социализме возглавлял отдел рабочего снабжения речников Сыктывкара.

Вся жизнь, как на ладони

Во времена, когда царицей экономики страны было плановое хозяйство, в дни государственных праздников – 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября – улицы были заполнены транспарантами. И во главе демонстрантов, как правило, шли передовики производства. В первом ряду колонны Выльгортской сапоговаляльной фабрики часто можно было видеть цыгана Николая Вишнякова. Доску Почета учхоза Сыктывкарского сельхозтехникума долгие годы  украшал портрет доярки Маргариты Бауровой.

Маргарита Васильевна по национальности цыганка,  являлась почетным гражданином Выльгорта.

В свое время мне выпала честь побывать у нее в гостях. Зайдя в дом, я был удивлен увиденным. Снаружи он вроде и небольшой, но внутри оказался довольно внушительных размеров. Не скажу, что там было роскошно, но очень мило, красиво, уютно. Образцовый порядок. И это, несмотря на то, что Маргарита Васильевна тогда уже сильно болела

– Мою биографию, – начала рассказ о себе хозяйка, – можно уместить на одной ладони. Родилась я 25 августа 1941 года в деревне Ома Красно-Тиманского (Котласского) района Архангельской области. Отец, Василий Андреевич, в июне 1941-го ушел на фронт. Похоронку на него мама получила в 1945-м. Он погиб, освобождая польскую столицу. Вместе с ним в боях за Варшаву сложили головы более 24 тысяч советских солдат. Телевизор всегда рядом: смотрю передачи и удивляюсь тому, что говорят польские политики о России, о войне с фашистами. И льются слезы из моих глаз. В таких случаях всегда говорю: «Прости, отец, что не пришла на твою могилу и не положила букет цветов. Нынче это я уже не в силах сделать, а полякам, как я понимаю, ты уже не нужен».

Ударница нескольких пятилеток

Сказав так, Маргарита Васильевна, долго утирала слезы, а потом тихо продолжила рассказ:

– Нас у родителей было трое: брат Степан, сестра Рая и я. Брат и сестра давно ушли в мир иной, а я вот все живу. Трудовую книжку завела в 1958 году, когда мы жили в Котласе. Поступила на завод, где выпускали стройматериалы. Через год перевелась на ферму  колхоза «Родина». В 1961 году мой дядя, Митя Бауров, купил в Выльгорте дом. Его жена, Варвара Андреевна, приходится моему отцу сестрой. За ними переехала жить в Выльгорт и наша семья. Я устроилась в Выльгортское отделение совхоза «Сыктывкарский», тогда оно называлось (совхоз объединял все села района) Четвертым отделением. В 1970 году перешла, учитывая близость к дому, на ферму учхоза сельхозтехникума. И там работала дояркой до 1987 года. Хорошие были времена.

Мне, журналисту районной газеты «За коммунизм» (сейчас  «Наша жизнь». — Прим. ред.), часто приходилось бывать на ферме учхоза. Руководил тогда коллективом очень преданный своему делу Михаил Михайлович Оплеснин.  Его в любое время суток можно было увидеть на работе. Создавалось впечатление, что начальник и домой не ходит, а живет на ферме.

– Так и было, – вспоминая прошлое, сказала Маргарита Васильевна. – Случалось, на улице еще темно, когда идешь на ферму, а Михаил Михайлович уже там. Поможет дояркам разнести по кормушкам сено и комбикорма, добрым словом подбодрит студенток, чай вместе со всеми попьет. Были и другие руководители, но такого сердечного, как Михаил Михайлович, не припомню.

Всякое бывало в работе. Не всегда дела шли в гору. В таких случаях Михаил Михайлович говорил: «Не пора ли нам, девочки, сбацать концерт?» И приезжала концертная бригада техникума или Дома культуры. Без внимания нас не оставляли. И трудовые показатели были хорошие. Начинала я в начале семидесятых годов с удоев молока от одной коровы где-то с двух тысяч килограммов, а ушла на пенсию с показателями свыше четырех тысяч. Была ударницей нескольких советских пятилеток, как и многие мои подруги по работе.

«Добром вспоминаю ту пору и тех людей»

– С вами вместе в те годы в учхозе сельхозтехникума, – вспоминаю я, – работали: Нина Леонидовна Горева.

– Раз, – торжественно загибает палец Маргарита Васильевна.

– Августа Михайловна Шагивалиева.

– Два.

– Мария Егоровна Токмакова.

– Три! – считает Маргарита Васильевна. – В этом списке особое место занимают Серафима Семёновна Начарова, Зоя Григорьевна Токарева, Тамара Александровна Распутина, Людмила Петровна Уродова, Людмила Николаевна Полугрудова, Анна Леонидовна Сазонова, Михаил Иванович Токмаков, Галина Николаевна Черных, супруги Юрий Александрович и Антонина Фёдоровна Распутины, Иван Васильевич Колегов, Людмила Александровна Размыслова, Лидия Алексеевна Пашнина, Анатолий Васильевич Подоров, Валентин Яковлевич Бардаков, Людмила Андреевна Потапова, Галина Степановна Куштысева, Владимир Николаевич Токмаков, Александр Павлович Захаров, Иван Иванович Осипов и многие другие.

– Много было студентов, которые проходили практику на ферме, – напоминаю я.

– Конечно. А как без студентов? Преподаватели часто приходили. Запомнилась заведующая зоотехническим отделением сельхозтехникума Зинаида Ивановна Смирнова. Женщина она видная, городская, а носила резиновые сапоги на ферме, как и мы. Она учила работать не только студентов, но и доярок. Часто на ферме бывали педагоги Галина Фёдорова Курманова, Александра Анатольевна Жаворонкова, Анатолий Александрович Патрушев, Роза Николаевна Рослякова, Мария Николаевна Сергеенко, Раиса Дмитриевна Тарасова, Светлана Ивановна Багаева, Лидия Васильевна Короткова и другие. Добром вспоминаю ту пору и тех людей.

– Раньше, когда включаешь телевизор, – вступила в разговор племянница Маргариты Васильевны Любовь Баскакова, – в первую очередь показывали людей труда, их успехи. Теперь же главные герои – это люди криминала. Разве так можно? Нынче былые заслуги людей перестали ценить. Это плохо. Моя тетя, Маргарита Васильевна, всю себя отдала ферме. И что имеет взамен? Маленькую пенсию и пять тысяч за инвалидность первой группы. Лекарства дорогие, продукты тоже.

О многом мы тогда поговорили.

– О прошлом не надо жалеть, – сказала, прощаясь, Маргарита Васильевна. – Мы – дети своей эпохи. И пусть наша эпоха была не самая радостная, тому причиной проклятая война, но мы свой долг  выполнили. И это меня радует.

Сердце Маргариты Васильевны Бауровой перестало биться в 2015 году.

  Александр СУГОРОВ.   Фото из архива редакции.

Почетным гражданином Выльгорта Маргарита Васильевна Баурова стала в числе первой дюжины сельчан. Одновременно с ней этого звания были удостоены  Татьяна Дмитриевна Алексеева, Виталий Ильич Гилев, Давид Александрович Круг, Анна Михайловна Лыткина, Клавдия Ивановна Оплеснина, Михаил Васильевич Скрипов, Любовь Ефимовна Шаньгина, Лидия Александровна Власова, Павел Иванович Муравьёв, Афанасий Иванович Каракчиев, Виталий Евгеньевич Шишкин.