Известно, что родителям очень важно не упустить выявленные отклонения в развитии ребёнка с самого юного возраста, в том числе и в речи. Отследить и скорректировать такие моменты призван проект сотрудников Коми регионального отделения российской организации «Красный Крест», реализованный на грант Главы Коми, выделенный по линии Минэкономразвития.
Подробности «Нашей жизни» рассказала одна из сотрудниц организации, уроженка села Часово, старший инструктор по первой помощи «Красного Креста» Юлия Русанова.
Восполнить пробел в развитии
Юлия Евгеньевна окончила КГПИ по специальности «учитель-логопед». Параллельно, начиная с третьего курса, выучилась ещё и на психолога. Признаётся, что перед глазами был пример: мама – воспитатель, вот и она захотела связать свою профессиональную деятельность с детьми.
Вначале работала воспитателем в Сыктывкаре, затем – методистом управления образования Сыктывдина. Отмечает, что коррекционные группы имеются далеко не во всех дошкольных учреждениях.
– Вот мы с коллегами и решили организовать такой «десант», чтобы помочь детишкам и их родителям, – говорит Юлия Евгеньевна. – Это уже второй грант, который мы реализуем. Первый выиграли в 2021 году – он ушёл на закупку вспомогательных материалов: логопедические инструменты, оборудование для их стерилизации, дидактические пособия, настольные игры, ориентированные на развитие дыхания, памяти, мышления, и другое. Благодаря этому мы провели занятия по диагностике и развитию дошколят посёлков Краснозатонского, Седкыркеща и Максаковки. А второй аналогичный проект заточен чисто под Сыктывдинский район.
Инициативная группа сотрудников написала проект, рассчитанный на диагностику и занятия с детьми сёл Часово и Палевиц. Для нашего региона это, можно сказать, уникальный, пилотный проект.
И диагностика, и игры
Получив второй грант в прошлом году, инициативная группа направила средства на зарплату специалистов и водителя, топливо, дидактические материалы. В состав команды вошли психолог, дефектолог и два логопеда.
– С октября по май мы регулярно ездили в детсад Часово. Вначале проводили диагностику, затем – игры на речевое дыхание, развитие мелкой моторики, лексико-грамматические упражнения (чтобы дети могли правильно образовывать слова), игры на фонематическое восприятие и понимание грамматического строя речи. На первых порах воспитанники были на занятиях с родителями, а потом привыкли к нам, и присутствие пап и мам уже не требовалось, – дополняет координатор проекта, психолог Вера Корсакова.
Сеансы диагностики и развивающих игр проводились одновременно в разных кабинетах всеми специалистами. На каждого приходилось по пять детей из разных групп. Помимо ребят из детсада, по запросу местных учителей стали заниматься и с часовскими младшеклассниками.
После всех занятий шло обстоятельное консультирование родителей: на что стоит обратить внимание и как дальше развивать ребёнка. Им показывали различные полезные методики, рассказывали, где можно посмотреть и заказать пособия и игры в помощь малышу.
– Проведённые с юными сельчанами занятия дали хороший эффект. Одни дети начали лучше произносить звуки, другие – более связно говорить, третьи овладели навыками описания картин, четвёртые стали легко составлять рассказы. А школьный дефектолог подтянул воспитанникам старших групп детсада внимание, память, мышление, приготовив их к школе, – резюмирует Вера Корсакова.
Теперь педагогический «десант» намерен посетить дошколят Палевиц. Там будет проведена их диагностика и даны консультации родителям.
Елена НЕСТЕРОВА, фото автора и «Красного Креста».