Хранительница великого и могучего: интервью с Татьяной Зеленовой

Если самое страшное зло для вас – «ложить кепчуп в калидоре», то, скорее всего, вы – представитель этой замечательной специальности. 25 мая в России отмечали День хранителя письменности и литературы – филолога. Он объединяет представителей самых разных профессий: лингвистов, литературоведов, учителей, преподавателей, библиотекарей. Главное, что их связывает, – любовь к русскому языку и литературе. Учитель русского языка и литературы Выльгортской школы № 2  Татьяна Зеленова (на снимке) поделилась с «Нашей жизнью» секретами своей профессии, рассказала, как адаптироваться к новым языковым тенденциям и о многом другом. Татьяна Васильевна отработала 15 лет в Усть-Куломской школе и вот уже четыре года преподает в нашем райцентре.

— Татьяна Васильевна, традиционный вопрос: как вы пришли в профессию?

— С детства приставала к родным: «Расскажите историю!»  Перечитала все книги из библиотеки в селе Керчомъя, где мы жили. Особенно любила индийские сказки. Мне и сейчас интересна культура этой страны, мечтаю побывать в ней. Видя мою любовь к книгам и детям, мой педагог по литературе советовала: «Тебе нужно идти учиться на филолога или детского врача». Я решила попробовать первое. Сдала все вступительные экзамены на пятерку и была безмерно счастлива.

 О том, сколько студентам-филологам приходится читать, слагают легенды…

– О, я не успевала жить! Иногда за ночь приходилось читать 6-7 произведений. Вспоминаю то время как страшный сон. Но на четвертом курсе познакомилась с будущим мужем, и он стал мне помогать. Читал половину заданного, а затем пересказывал мне содержание.

 Помните ваши первые дни учительства? Были трудности?

– Разве что молодость и неуверенность мешали, но это быстро прошло. Преподавание у старшеклассников быстро «закаляет». Они – любознательные и любят задавать вопросы «не по теме».  Например, на одном из уроков мы разбирали произведение Николая Лескова «Левша». Там есть эпизод, когда царь демонстрирует свое оружие иноземным гостям.  Девятиклассник спросил у меня, почему раньше так делали, а сейчас страны скрывают свои новые технологии в разработке оружия. Я ответила: «Потому что страны стали меньше доверять друг другу». А мой ученик считает, что государства просто соревнуются друг с другом в военном производстве.

 Считается, что современные дети не любят читать. Что делать?

– Заинтересовывать. Я пересказываю на уроке произведение и останавливаюсь на самом интересном месте. Мои ученики особенно любят литературу военных лет и умеют сочувствовать персонажам. Когда мы разбирали «Экспонат №» Бориса Васильева, они переживали: ну как же можно так обращаться со старушкой и дорогим для нее письмом!

Своим примером детей должны подталкивать к чтению книг и родители. Включать постановки по книгам, пусть хоть так дети и взрослые приучаются к литературе.

 Что скажете по поводу грамотности современных школьников?

– Очень хорошо, что пару лет назад в программу вернули устную сдачу русского языка. Сейчас мы снова учим детей грамотно выражать свои мысли. Пока же есть разница с предыдущими поколениями, когда дети читали книги, журналы. И в мыслях не было, чтобы посмотреть фильм, снятый по книге, и потом на основании этого отвечать на уроке! Современные гаджеты — лично я не вижу в них пользы для учеников. Из-за телефонов и планшетов они не смотрят друг на друга, не выражают эмоций, испытывают недостаток человеческого общения. И восполнить его призваны наши уроки.

 У детей сейчас несколько видов предметов, на которых изучаются русский язык и литература. Как вы относитесь к этому?

– Мы, филологи, очень рады, что наши предметы изучаются углубленно. Есть произведения, о которых «забыли». А на уроке родной литературы можем прочитать и обсудить их. Например, «Молодую гвардию» Александра Фадеева или произведения коми писателей, той же Елены Габовой.

 Привить интерес к чтению  многое здесь зависит от учителя?

– Конечно. Если не мы, то кто же вложит детям любовь к книгам? Я сама много читаю. Одна из последних книг – «11 минут» Паоло Коэльо. После моего рассказа о ней две ученицы прочитали это произведение. Ведь это замечательно!

 Сейчас – экзаменационная пора. На что обращать внимание родителям при подготовке к ЕГЭ?

– Прежде всего, контролировать, не бросать ребенка, пока он не встанет на ноги. Родитель должен сделать все возможное, чтобы помочь своему чаду сдать экзамены. Вариантов много: репетитор, бесплатные вебинары, онлайн-школы…

 Можно ли обойтись без знаний литературы, русского языка, если собираешься стать химиком, например?

– Речь — наша визитная карточка. Если человек хочет чего-то добиться, а не жить «серенькой мышкой», то без грамотного изложения мыслей – никуда! Современным детям иногда не хватает выразительности речи. Поэтому мы ее развиваем, например, делаем постановки – по тем же басням Ивана Крылова.

 Как, по-вашему, разговаривают современные телеведущие?

– У меня нет времени смотреть телевизор, но иногда вижу, как безобразно ведут себя участники ток-шоу. Ведь они используют слова-паразиты или нецензурную брань. А наши дети потом так и пишут в сочинениях: «кароче», «норм». Всегда подчеркиваю, что надо различать устную и письменную речь. Мои подопечные знают, что если они будут так писать, пятерку не получат.

 В последнее время в русском языке появляется очень много заимствованных слов. Это хорошо или плохо?

– Неологизмы обогащают нашу речь. Иногда я прошу учеников написать что-нибудь на своем «тарабарском языке» и не понимаю все эти «мемы», «троллить»! Ребята мне «переводят». Так что я развиваюсь вместе с учениками.

 Какие планы, мечты у вас как педагога?

– Одна мечта — чтобы дети сдавали ЕГЭ на сто баллов и потом поступали в вузы.

 Что пожелаете коллегам в канун профессионального праздника?

– Огромного терпения, неиссякаемой энергии и бесконечного воображения.

Диана ДАНИЛЕВСКАЯ. Фото автора.

Проверим свою грамотность:

1. В одном из приведенных ниже слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: слИвовый, вероисповедАние, заселенА, мозаИчный, вручИт. Какое это слово?

2. Исправьте ошибки: четырьмястами рублями, ложи аккуратно, крепчайшее рукопожатие, двое очков, несколько кеглей.

Интересно!

На уроках Татьяны Зеленовой опоздавшим дают задание прочитать любое четверостишие наизусть. Иногда дети начинают собирать строчки из разных стихотворений. Примерно вот так: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром. И грянул гром, Полтавский бой. Москва недаром злится, пришла ее пора…»