Время в руках мастера: интервью с Евгенией Сурниной

Этнические орнаменты на поясах издревле содержали в себе определенный смысл. Такой оберег носил каждый. И сейчас можно увидеть людей, которые дополняют свой образ вручную сотканным народным поясом. Евгения Сурнина – ткацких дел мастер. В своих работах она сохраняет дух магического прошлого и создает современное настоящее. В свой профессиональный праздник — Всемирный день ремесленничества (отмечается 10 июня) специалист поведала «Нашей жизни» о деле всей жизни.

Евгения Андреевна с сентября прошлого года заведует сектором по направлению  «Ткачество» в Доме народных ремесел «Зарань». Многогранность ее творчества проявляется в росписи по дереву, создании авторских кукол и бисероплетении.

— Любовь к творчеству передалась мне от родителей. С самого детства запомнилось, как мама расписывала узоры на досках, будучи самоучкой, а папа занимался резьбой по дереву. А еще он шил нам удобные красивые вещи, которые мы с удовольствием носили. Тогда я выглядела самой модной, надевая неповторимые кофты и блузки ручной работы. Глядя на плоды трудов родителей, я завидовала их ловкому умению, хотела тоже как можно скорее научиться мастерству, — признается Евгения.

Ткацкое ремесло она ставит для себя на первое место. В колледже культуры изучила технику ткачества гобелена и поясов на берде.

— И только лишь через пару лет я поняла, что это то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Видимо, духовно доросла до понимания уникальности и богатства этого ремесла, — поделилась специалист.

Старинное мастерство

Традиционно пояса изготавливаются на станке или бердышке – приспособлении для ручного ткачества в виде гребня. Исстари его делают из деревянной тонкой дощечки, в которой прорезывают щели, а в промежутках между ними проделывают отверстия, через которые тянутся нити.

Рисунок на поясе состоит из нитей определенного цвета. Заправочный узор – схема «заправки» нитей в бердо, обычно рассчитывается из числа необходимых нитей по всем цветам.

— Орнамент играет важную роль и несет в себе определенный энергетический посыл. Издревле по узору на поясе можно было определить, из какого района человек родом. К сожалению, значения многих узоров со временем утеряно, а в интернете возникает много споров и путаницы на этот счет. Даже сотрудники музея иногда не могут объяснить происхождение орнамента. Одно верно – это обрядовые знаки, которые признаны оберегать хозяина, — разъяснила мастер.

Гармония цвета

Евгения вдохновляется работами прошлых и позапрошлых веков. По словам ремесленницы, она может дополнить и привнести некоторые свои элементы в рисунок пояса. Главное, сохранять композицию и гармонию, то есть сочетания цветов нитей между собой.

— Названия моих поясов связаны с настроением, например: «Цветет черемухи» или «Осень». Так у человека возникают в голове ассоциации, и он по-своему воспринимает вещь.

Автору изделий больше всего нравится работать с классическими цветами – белым и красным. Такие оттенки традиционно считаются праздничными. Но поскольку для ежедневного образа современного человека такие пояса чересчур броские, мастер старается ткать нитками сдержанных цветов.

— Чаще всего меня просят соткать пояса природных спокойных оттенков, это сейчас считается модным. Особенно мои работы востребованы народными музыкальными коллективами. Артисты хотят соотносить свой образ с этнической тематикой, поэтому приобретают пояса со старинными орнаментами,- рассказала мастерица.

Пояс мироздания

Простой пояс можно соткать за день или два. Но иногда нужно приложить намного больше усилий и времени — на создание особенной вещи.

— Пояс, который делаю сейчас, не похож на другие. Его уникальность в том, что рисунок ни разу не повторяется по всей длине вещи. Когда я тку обычные пояса, то могу даже не смотреть на схему, потому что уже все на «автомате». Но в этом случае из-за необычного построения орнамента я следую схеме, чтобы не ошибиться. За час успеваю соткать пять сантиметров.  На сие творение потребовалось три недели!

Это лиелвардский пояс — элемент национального латышского костюма. Традиционно его размеры около 5-10 сантиметров в ширину и до 270 – в длину. Он украшен сложным геометрическим орнаментом — до 22 разнообразных комбинаций. Считается, что в узорном орнаменте этого пояса закодированы принципы построения Вселенной, мироздания, информация о жизни и смерти. Мастер, владеющий Знанием, ткал вещь с именем его будущего владельца на устах и выплетал орнаментом весь его жизненный путь.

В начале пояса располагаются знаки, означающие приобщение человека к социуму, ближе к концу – символы перехода к духовности, мудрости. Завершают работу узоры, которые обозначают переход души в мир иной.

— На лиелвардских поясах вытканы одни из самых сложных в мире орнаментов. Нынешние мастера сохранили лишь их рисунки, но названия, не говоря уже о символике, давно потеряны, — дополнила мастер.

Сложности профессии

— Конечно, такое ремесло требует от специалиста должного терпения и усидчивости. Не каждому дано полюбить ткацкое дело. Мне кажется, все зависит от темперамента личности. Если в ней кипит ураган эмоций, то сложно усидеть больше часа за станком. Тем не менее люди проявляют интерес к такому делу.

На мастер-класс к Евгении Сурниной с неподдельным интересом к древнему ремеслу ходят юные умельцы, а занятия посещает старшее поколение. Методика специалиста – индивидуальная работа с каждым.

— Правильно объяснить для меня иногда бывает проблемой, так как у всех разный темп «наматывания на ус» информации. Не раз я даже специально приглашала ученика, чтобы рассказать, как правильно заправлять станок. И в этом нет ничего страшного. Поэтапный ход работы я и сама запомнила не сразу, — объяснила Евгения Андреевна.

На все руки мастер

В копилке работ автора есть и изделия, выполненные в других техниках. Так, например, девушка рассказала о кукле «Рябинка». Ее делают из лоскутков ткани. Но в отличие от обрядовой куклы, где не прорисовывают лицо, мастер в авторской работе наоборот очеловечивает изделие. Евгения пририсовывает глаза и рот северной красавице, одевает ее в нарядный передник и добавляет для тематической композиции корзинку с гроздьями рябины.

Руки мастера не хотят останавливаться на достигнутом и ищут возможность освоить новое для себя творчество.

— В дальнейшем хочу научиться изготавливать разнообразные вещи из глины. Вот уже  десять лет как мечтаю освоить эту особенную технику, даже записалась к специалисту на обучение, — поделилась Евгения Андреевна.

Елена ВИШНЯКОВА. Фото автора и Е. Сурниной.