В преддверии Дня работника леса в нашей редакции побывала ветеран труда с сорокалетним стажем, всю свою профессиональную жизнь посвятившая Сыктывдинскому леспромхозу, – Татьяна Каликова.
Она рассказала нам о буднях лесозаготовителей и лесопереработчиков, об их дружной работе и не менее дружном досуге, веселых мероприятиях трудящейся молодежи, о братстве и взаимовыручке людей, которые с годами только крепли. Как и большинство людей старой закалки, Татьяна Юрьевна – больше о других, скупо – о себе, но по крупицам мы собрали небольшой рассказ о нашей героине. И это – гимн «леснику».
Гарьинский лесопункт – школа жизни
Родилась Татьяна Юрьевна в Выльгорте, закончила местную школу и в 1967 году поступила в Ухтинский лесотехнический техникум, где освоила профессию технолога по деревообработке.
— В то время какраз только набирала обороты обработка древесины, специальность была востребованной. После учебы меня приняли в Сыктывдинский леспромхоз, сразу отправив помощником мастера на нижний склад в Гарьинский лесопункт, где открылся цех по производству щепы, — рассказывает гостья.
Спустя год, после курсов повышения квалификации наша героиня перешла в управление леспромхоза — инженером по технике безопасности. Но тесное общение с простыми трудягами поддерживала всю жизнь, за исключением нескольких месяцев декрета – раньше детей нянчили недолго.
— В лесу работа кипела и приносила удовольствие. Раньше очень много людей были заняты в лесу. Только в Гарьинском лесопункте в зимний период трудилось по 16-18 бригад, включая и укрупненные. Считаю, им надо кланяться — работали тяжелыми бензолами, смены по семь часов и в дождь, и в холод.
Лесная отрасль — не только лесозаготовка, но и сортировка, учет. Это кропотливая сфера – в ней я и была занята. Знала всех. Работали мы дружно, от души и с большим энтузиазмом, – говорит Татьяна Каликова.
Со временем труд стал механизироваться. По словам собеседницы, Гарьинский лесопункт был полигоном для испытаний новой техники – именно здесь пробовали работать на лесозаготовительных машинах и новейших тракторах.
— Пятьсот тысяч кубов в год – вот такие объемы мы заготавливали! И нищепки не пропадало. Погрузка шла круглосуточно. Наш лес разъезжался по всему Советскому Союзу – на Украину, в Молдавию, Финляндию, – с гордостью говорит Татьяна Юрьевна.
Работать и отдыхать с душой
С 1972 года Татьяна Каликова – на посту освобожденного секретаря Сыктывдинского комитета комсомола.
— Комсомольцев в районе было около двух тысяч, только в Новоипатово — 45 человек! Обязанностей у комсомольского секретаря– много. Мы проводили спортивные соревнования, летние спартакиады. В каждом лесопункте работала своя комсомольская организация – проводились собрания, воспитательные беседы, субботники, процветала художественная самодеятельность. Помню, и наш Гарьинский «Дом культуры» — старый и неказистый – всегда был набит до отказа. Мы успевали и работать, и отдыхать с душой, — говорит Татьяна Юрьевна. – Помимо выполнения основной деятельности, работали в колхозах – нас отправляли туда убирать картофель или на сенокос. А мы пели песни, ели всегда «общиной», все вместе, да за беседами и шутками. Трудились до упаду, но было весело. Это время вспоминается с особенным теплом.
Знала всех – от сучкорубов до водителей лесовозов. Работали мы качественно, от души и с огоньком. Вспоминаю с большим уважением мандачских тружеников с большой буквы: Дмитрия Зинченко, братьев Владимира и Ивана Гаджиевых, Галину и Василия Потаповых, бригаду Сивкова и Чеусова в Гарьинском лесопункте. Люди советской закалки, готовы были работать день и ночь, сейчас таких нет, — говорит Татьяна Юрьевна.
Своих не бросаем
По ее словам, в то время люди работали на совесть, но и государство их ценило, создавало все условия: были и хорошие дороги, и доступные продукты, и школы, и детские сады. Все работало как часы.
— Со временем на многих предприятиях профкомы развалились, но в Сыктывдинском леспромхозе профсоюз всегда был. Меня избрали председателем профкома на добровольных началах, и я всегда старалась помочь людям. Мы объезжали ветеранов, готовили к праздникам денежные премии, подарки, выписывали дрова по льготной цене… Такая работа велась и в самые сложные годы, — говорит Татьяна Юрьевна. — Мы даже отправляли детей сотрудников леспромхоза в лагеря на море: в «Орленок» и другие. Не так давно на улице меня окликнул молодой человек. «Татьяна Юрьевна, а мы с вами в лагерь ездили, с большим теплом вспоминаю эту поездку», — сказал он. Много-много детей мы возили, всех и не упомнишь, — говорит героиня публикации.
Зарплата видеомагнитофонами
Вспоминает Татьяна Юрьевна и сложные 1990-е – испытание для многих трудовых коллективов.
— В то время я работала в отделе сбыта. Мы не спали ни днем ни ночью. Живых денег наши работники не виделипять лет. Но мы крутились как могли, постоянно организовывали бартер с предприятиями. Так жили многие предприятия. Вместо зарплаты – мебель, техника. Видеомагнитофоны и телевизоры за работу… Сумасшедший дом. Сложное было время, что уж говорить, — вспоминает Татьяна Юрьевна.
Спасибо, лес!
К слову, оба сына героини связали свою профессиональную деятельность с лесной промышленностью и старейшими лесными предприятиями Коми – «Лузалес» и «Монди СЛПК».
Сама Татьяна Юрьевна, конечно же, по сей день очень любит лес. И тихую охоту.
— Помню, раньше приду домой с работы, уставшая, а меня ждет полный балкон грибов – сыновья натаскали. Сейчас, конечно, реже выбираюсь, все-таки возраст. Но всегда знала и знаю, лес – наше все, — говорит она. — Очень рада, что жизнь моя была связана, сплетена в единую косу с лесной промышленностью, что я трудилась плечом к плечу с такими достойными людьми. Всем ветеранами бывшим работникам Сыктывдинского леспромхоза желаю здоровья и оптимизма. Мы гордимся, что столько лет отдали лесной отрасли.
Виорика ГОЛОВИНА. Фото автора и из архива редакции.