«Учитель, перед именем твоим…»

Завтра 1 сентября. Этот праздник – не только для нынешних школьников. Он и для тех, чьи ученические годы уже стали воспоминаниями – светлыми и благодарными. О соседке по парте, веселых переменах, любимом уроке, внеклассных мероприятиях и главном Учителе в своей жизни для многих выпускников Поингской школы им стал Александр Иванович Морозов (на снимке). Он поделился с «Нашей жизнью» воспоминаниями о своих учениках, школе, поселке и его жителях.

Судьба…

— В 1973 году я закончил институт и должен был вернуться в свою родную сыктывкарскую школу № 4 в качестве учителя. Но осознавал, что с педагогами, которые там работали, я сравниться не мог — не было практики. Поэтому решил выбрать самый близкий к городу район, набраться там опыта и только тогда вернуться. Куда я конкретно попаду, не имело принципиального значения. Мне предложили на выбор Пычим, Палеви-цы и Поингу. Поинга — так загадочно и красиво звучит! Где она находится, я не знал. Приехал туда в августе, хоть и на перекладных, но очень удачно, без всяких ожиданий (тогда я и не догадывался, что потом 17 лет придется столько километров пешком ходить! — Смеется). Подошел к школе, а она встречает меня широко распахнутыми дверями — оказалось, с утра покрасили полы в коридоре и крыльцо. Пришлось мне знакомиться с будущими коллегами на улице. Тут же народ прибежал, мне все показали-рассказали.

Отработал в Поинге год и понял, что поселок, ученики стали мне родными. Здесь жили очень хорошие, отзывчивые люди. Если у кого-то была проблема, ее решали всем миром, никто не оставался с бедой один на один. Дружно жили и в горе, и в радости. На школьные мероприятия приходили все! Бывало, я даже не знаю людей, а они на нашем событии, празднике. Спрашиваю незнакомую бабушку: «А вы почему пришли?». Отвечает: «А мой сосед будет выступать». Ну что тут скажешь! Случалось, в зал народ не помещался, так выходили на улицу.

В ту пору в Поингской школе было 168 учеников (для сравнения — в соседнем Яснэге в это же время училось 156 человек), в классах — 26-28 ребят! Прошло три года. Лесовозы из Поинги перевели в Яснэг. Многие шоферы с семьями туда переехали. Мы потеряли тогда около 30 учеников — полтора класса! А в Яснэге построили двухэтажную школу. Я по молодости написал письмо в вышестоящую инстанцию, что наша школа маленькая, дети в бараке занимаются, а в Яснэге школа большая, дорога туда хорошая, надо переводить учеников из Поинги в этот поселок… Приехала большая комиссия, за стол сели, меня напротив посадили и отчитали, как мальчишку: «Не ты эту школу построил, не тебе ее закрывать». Тогда я на эти слова немножко обиделся, а сейчас понимаю, что они были правильными.

«Я учитель»

— Отношение к школе раньше какое было! Ходили мы как-то в поход в Верхважью, к тому времени уже десять лет как поселок был закрыт. Дома разобраны, а школа стоит целехонькая, рядом парты штабелями…

Отношение к учителям тоже, конечно, поменялось. Навсегда запомнил такой случай: я только приехал в Поингу, иду по нашей центральной улице, а навстречу — пожилой мужчина в шляпе. Вдруг он останавливается, снимает шляпу и делает ею почтительный жест. Я оглядываюсь, думаю, кому это он… А, оказывается, это меня, то есть учителя, так поприветствовали… И скажите: как при таком отношении плохо работать? Четко осознал, что я не просто молодой человек, я учитель. И больше никто.

По специальности я учитель математики с правом преподавания физики. Но когда пришел в школу, директор спросила, умею ли я рисовать. Умею, немного увлекался для себя. Поэтому с радостью добавили уроки рисования, заодно и черчения. За время работы приходилось вести и другие предметы.

Одна моя ученица увлеклась астрономией. Пришлось и мне углубиться в этот предмет, чтобы наставлять ее. Сколько книжек по этой дисциплине перечитал! Днем изучали звездную карту неба, а вечерами находили эти созвездия, наблюдали редкое в наших краях северное сияние. Кстати, это вообще было нормой. Ученик не должен был ждать ответ на свой вопрос до утра, что-то заинтересовало -пришел и спросил. В то время не было интернета, поэтому учитель, чтоб не терять авторитет, должен был знать все!

Учителя были прекрасные. Очень многому меня научил мой коллега, тоже учитель математики. Он еще физкультуру преподавал, а физкультура сильнее сближает с учениками, чем «статичные» предметы. Он много про ребят мне рассказал, про их особенности, с кем как общаться. На кого надо вовремя прикрикнуть, а кого и наказать — а то мама его еще сильнее накажет. Тогда родители следили за детьми.

Что нравилось: почти все педагоги у нас были «универсалами», в школе — отличная взаимозаменяемость, никогда не было «пустых» уроков — всегда находилась замена. Актированных дней тоже не было — при любой температуре все в школе.

Уроки никто не прогуливал. А как загуляешь — все на виду! Кто-нибудь из взрослых все равно поинтересуется, почему ты не на занятиях. Да и сами ребята сознательные, ответственные были, с дисциплиной особых проблем не возникало.

Подготовка к жизни

—           Мы старались, чтобы занятия не были скучными. Например, устраивали «весенние классы» — выносили парты в сад и проводили там уроки биологии, литературы… Либо вообще уходили в лес — рисовать пейзаж. На физике изучали сжатие-расширение в зависимости от температуры, бутылки на улице замораживали — лопаются или не лопаются. А в магазин сухой порошковый пломбир привезли, так заодно и пломбир этот в снег закапывали. Вышли, бутылки проверили, прихватили мороженое и полакомились.

Насчет знаний детей мы никогда не волновались. Слабых, в смысле — не знающих, у нас не было.

Побеждали на олимпиадах — заочных, выехать в район было большой проблемой. Сколько было талантливых ребят — как орешки предметы щелкали! К сожалению, не все свои таланты реализовали, но это уже другая история.

Чем больше было детей в классе, тем лучше они занимались. По той простой причине, что когда их много, этот не слышал, этот отвлекся, но зато, когда начинаешь спрашивать, все ушки навострят и товарища выслушают. А тот, кто отвечает, пока встает для ответа, успеет и в учебник, и в тетрадь соседа заглянуть — жизнь заставляет (смеется). Почему троечники, как правило, лучше приспособлены к жизни, чем отличники? Отличники при малейшей трудности теряются, потому что не привыкли к непонятным ситуациям, а троечники — либо пан, либо пропал. И все успевают, выкручиваются. У них прекрасная подготовка к жизни!

Вообще дети самостоятельные были. Когда почила пионерская организация, появилось самоуправление, не показное, а самое настоящее: проводили вечера, мероприятия какие-то, иногда учителей забывали позвать.

Сами зарабатывали: собирали брусничные листья, в лесничестве работали. Первые калькуляторы — инженерные! -купили на свои деньги. Поменяли парты на столы. У нас была современная мебель, новейшее оборудование. В нашей маленькой школе было три телевизора, девять проигрывателей, большой музыкальный центр, огромные колонки, цветом музыкальная установка…

Хулиганили в меру…

—           К нам приехал новый учитель русского языка. Поначалу держался немного в стороне и от коллег, и от учеников. Его шокировало, что наш ребенок может подойти к педагогу и сказать, что тот в каком-то вопросе неправ (школа была очень «домашняя». Мы же дома любим и уважаем маму, но претензии ей все равно высказываем…). Однажды он остался вместо меня дежурить. В 21:00 школу нужно было закрыть. В это время он мне звонит. Думаю, ну, что-то случилось. И слышу его восхищенный голос: «Александр Иванович, вы представляете, эта козявка пятиклассник проводит «Веселые старты», а эти верзилы старшеклассники (называет имена) выполняют его команды!.. Давайте я им еще хоть полчаса дам!». С тех пор человека как подменили.

Наши дети всегда имели свое мнение и могли его вы сказать. Приказать им: «Возьми тряпку и вытри эту парту!» было нельзя. Возникал резонный вопрос: «А почему я?». Они, как дома, по-хозяйски, сами проявляли инициативу и устраняли беспорядок. А когда не ты сообразил, а тебе указали… С нашими такие номера не проходили.

А вообще ребята хорошие были. Хулиганистые, конечно, но в меру. Нашкодят, и им стыдно, главное, помочь им этот стыд найти…

Не скрою, были у меня и педагогические неудачи. Приезжали к нам как-то двое ребят, с папой они жили. К сожалению, подхода к одному из них мне не удалось найти, хоть я и очень старался. Что странно: наши ребята, пусть он их и обижал, его приняли. Если бы они его не воспринимали, мы бы с ним расстались гораздо раньше…

Это учеба и игра

— После уроков жизнь в школе ненадолго замирала: в два часа дня открывался хлебный магазин и дети убегали туда -покупать хлеб было их обязанностью. А потом что делать? Возвращались в школу. И надо было их чем-то занять. Пошла мода на цветомузыку — сделали цветомузыку… Если играли в «Зарницу», то по-настоящему: с макетами автоматов, противогазами, ватно-марлевыми повязками, ночными дежурствами… Это была игра и учеба. И никаких громких слов вроде «патриотическое воспитание» -все в порядке вещей.

Родители тоже в игры включались. Вечерами приезжали мужчины с лесозаготовки и шли играть с детьми в волейбол. В те же «веселые старты» сначала только ребята играли, потом взрослые возмутились: «Мы тоже хотим!» Играли: команда детей, команда учителей, команда родителей. Веселился весь поселок!

Во дворе школы была огромная перекладина со спортивными снарядами: лестницей, канатом, шестом… Мы их не убирали — кто хотел, тот и занимался. И не боялись ни за сохранность, ни за малышей: они всегда были под присмотром старших.

Утром перед уроками собирались на зарядку. По собственной инициативе и желанию -кому не лень. Сами проводили, упражнения придумывали. Вообще дети были физически активны и развиты.

Часто и с огромным удовольствием ходили в походы. Вот идем, и нужно перейти ручей по бревну, все перебежали, а я стою, как будто контролирую… (Смеется). Но они меня быстро раскусили, советовали: «Идите и не смотрите вниз!». Двинулись дальше, пить хочется. Дети учат: «Возьмите воду из лесной лужи и пейте через платок. И вот закусите…» Срывают крапиву — и в рот. Я такое чудо впервые увидел! «Только этой стороной, где не колется. И посолите». Правда вкусно!

Мы в походы вообще мало продуктов брали. Мальчишки рыбачили — за час на удочку эмалированное ведро хариуса или щуки ловили. Но как истинные рыбаки на этом свою миссию считали выполненной — принесли и поставили, чистили и варили мы с девчонками.

Чудили, конечно. Например, играли в «футбол на коленках». Как-то девочки возмутились, что мальчики бегают быстрее, поэтому играют лучше, и тогда мы решили сражаться на равных: встали на четвереньки и принялись гонять мяч.

Очень добрые были. Однажды кто-то из увязавшихся за нами малышей упал на доску с гвоздем. Девять километров мальчишки несли его на руках «крестиком» до поселка. Никто не сказал, что он сам пришел, давайте его бросим.

Бывало, в походы ходили на несколько дней, и родители за детей не волновались — доверяли другим детям и учителю. Сейчас, чтобы выйти на природу часа на два, нужно триста тридцать три документа согласовать.

Вместо послесловия

— Старое здание школы рушилось на глазах, едва учебный процесс не срывался. Латали как могли. Я долго жаловался во все инстанции. И вдруг… в коммунистические времена, когда все по плану, а планы на пятилетку, мне приносят проект. И начали строить новую школу!.. Но принять ее как директор я не успел.

Школу я оставил не потому, что хотел этого. Судьба так сложилась. Тогда начался переходный период, выборы… И меня выбрали — заведующим РОНО Сыктывдинского района. Пришлось. А школа Поинги навсегда осталась в сердце. Обидно было, что умирает поселок, а вместе с ним пустеет и школа…

Первое сентября — большие банты у девочек и строгие костюмы на таких серьезных первоклассниках. Немного щемит в груди — как жаль, что теперь я не с ними… Всем, кто связан со школой, в канун нового учебного года — исполнения их желаний, пусть школа будет местом, куда хочется прийти, пусть учителя и родители будут едины в учении и воспитании детишек. С праздником всех!

Записала Юлия ЧУПРОВА. Фото Е. Музыкант и из архива А.И. Морозова.