«Люблю сложных пациентов»

О постовой медсестре терапевтического отделения сыктывдинской Центральной райбольницы Валентине Юговой из Выльгорта мы решили написать, поскольку слышали о ней много теплых отзывов. И не удивительно, ведь ей не раз приходилось принимать участие в спасении людей, находящихся на грани жизни и смерти. Как только я подхожу к ней на пост, нас окружают пациенты: «Ну, наконец-то, и про нашу Валечку Ивановну напишут! Она же золотой души человек!».

И нянечка, и дворник  

— Родом я из поселка Абезь Интинского района. Мой папа – Иван Михайлович Попов – попал туда работать по распределению: трудился фельдшером, – начинает Валентина Ивановна. – Мы жили при медпункте, отец очень любил свою профессию: принимал больных и днем, и ночью. Все было хорошо, но из-за отсутствия школы родители приняли решение переехать. Ради нас с братом Васей папа пожертвовал любимой работой, ведь на новом месте трудно было устроиться по специальности. Некоторое время ему даже приходилось лечить животных. В 1984 году наша семья переехала в Выльгорт. И здесь папа до пенсии трудился рентген-лаборантом. Он очень хотел, чтобы я стала медиком, вот я и решила поступать на медсестру в медучилище.

По окончании учебы Валентину и ее подругу Наталью Таскаеву направили работать в райюольницу Сыктывдина, в детское отделение. Девушки переживали, ведь мечтали о терапии или хирургии. Тем не менее, постепенно прикипели к работе душой и трудились там более 10 лет.

— Работать было очень сложно, потому что многие детки до года были без родителей. Приходилось быть и нянечкой, и воспитателем. На работу порой шли через магазин, прихватив конфетки для маленьких пациентов, носили и книжки с погремушками, чтобы занять их досуг. В сложные 90-е на свои деньги приобретали памперсы… А еще мы гуляли с малышами: запеленаешь – двадцать минут с одним походишь, потом – с другим. Воспитателей не было, санитарок – тоже, так что и полы, когда все уснут, мыли сами. Умудрялись и снег чистить вместо дворника – все успевали! Были молодые, инициативные, энергичные… – вспоминает Валентина Ивановна.

После 15 лет работы на этом месте медсестру Югову пригласили на подработку в реанимацию. «Я очень долго думала – это же так страшно! Я не смогу!»  – вновь беспокоилась я. Но в итоге снова согласилась», — говорит она.

Привычка спасать  

В течение трех лет Валентине Ивановне приходилось ночами работать в детском отделении, днем – в реанимации. Слова благодарности высказывает она врачу-реаниматологу Владимиру Николаевичу Кузякину, который обучал ее премудростям работы в экстренных условиях, а также медсестре Ларисе Ивановне Лыткиной, оказавшей большую поддержку.

— Помню, привезли безнадежного больного с циррозом печени: исход был уже ясен. Но когда мужчина скончался, я сутки, наверное, плакала, что мой  пациент ушел из жизни, – продолжает медсестра. – А вскоре к нам поступила женщина с остановкой сердца. Мы очень долго боролись за ее жизнь: сердце то билось, то прекращало работать – мы то и дело заводили его дефлибилятором… В итоге пациентка выжила. А я сутки потом ходила в эйфории, что человека удалось спасти. Эта женщина до сих пор мне встречается на улицах и с улыбкой здоровается.

Когда отделение реанимации закрыли, перед Юговой встал вопрос – куда идти. Поначалу работала в детской консультации – не хотела терять прежний профиль. Но выдержала на новом месте лишь месяц. «Там много бумажной работы, это точно не про меня. Я поняла: мне нужна реанимация, мне вечно нужно кого-то спасать», – улыбаясь, признается собеседница.

И она вновь вернулась в свою стихию – палату интенсивной терапии, где всегда есть экстренные больные. А после того, как и ее закрыли, перевелась в терапевтическое отделение райбольницы постовой медсестрой. Тот бесценный опыт, который приобретен в реанимации, оказался как нельзя кстати. Ведь иным пациентам может резко стать плохо, а доктор не всегда рядом. Так что постовой сестре всегда надо быть начеку. Вот и молодым практикантам наша героиня старается привить полезные навыки, рассказать, а если возможно, и показать что-то прямо во время процедур.

Фигаро тут, Фигаро там

— Я очень люблю сложных пациентов,  – делится с нами медик. – «Ну, опять твоих везут!» — говорят мне коллеги, когда из города к нам поступают тяжелые больные, опутанные трубками, а иногда и с пролежнями. И я сразу начинаю вокруг них виться, что-то поправлять, а потом назначенные процедуры выполнять. Почему люблю? Потому что результат твоих усилий налицо. Вот больной зашевелился, вот сжал твою руку, вот улыбнулся и даже сказал первое слово. А кто-то потихоньку уже сам стал есть. И ты радуешься этому, как ребенок!

Помимо прямых обязанностей Валентина Ивановна еще и организует, когда надо, транспортировку больных в город (на томографию, к узким специалистам и так далее). А еще ведь надо и таблетки пациентам разложить, и в палату к некоторым не по разу заглянуть – вдруг что не так? Больным требуется внимание и общение. А там глядишь, пациент уже и на поправку пошел… Иные настолько привыкают к медсестре, что даже советы у нее спрашивают в той или иной жизненной ситуации, делятся  хлопотами и радостями. Недавно один пациент позвонил и доложил: «Валентина Ивановна! Я наконец-то получил квартиру. Поздравьте!».

— Коллектив у нас в терапии дружный: иногда собираемся все вместе, соревнования шуточные устраиваем, угощения готовим. Наталья Дударенко у нас вместо культмассового сектора всевозможные праздники организовывает, а Надежда Напалкова из ничего может приготовить потрясающее оригинальное блюдо. А вообще я всем своим коллегам благодарна, в том числе Светлане Момотовой, Татьяне Липатенковой, Аграфене Логиновой и санитаркам, которые очень помогают в работе, а особенно в уходе за тяжелобольными, — рассказывает собеседница.
Работе медсестра отдает всю себя, но много времени посвящает и семье. Валентина Ивановна вырастила прекрасную дочь Надежду (ныне та живет со своей семьей отдельно), а сейчас растит вторую дочурку Веронику. В этом ей помогает мама Зинаида Андреевна.

Цветочное царство    

Дом у медсестры Юговой – целая оранжерея: на подоконниках пестреют глоксинии, герани, фиалки. Вторая страсть – дача, на которой растут арбуз, дыня, кукуруза, множество сортов садовых роз – в общем, маленький Крым! Украшают ее и яркие садовые фигуры, которые Валентина Ивановна смастерила вместе со старшей дочкой.

Сейчас  она занимается строительством дома. Строит, можно сказать, сама – ранее только брат Василий помогал и пара строителей. Признается, что непростую миссию осилила благодаря мудрым советам отца. Причем и полы сама сложила, и даже канализацию провела. Жить по принципу «я сама» заставили обстоятельства – муж ушел из жизни рано, а услуги специалистов сегодня стоят недешево. Валентина Ивановна даже автовождение освоила: сдала на права, чтобы возить родных на дачу. Младшая дочурка шести лет уже жить не может без дачи: и картошку сажает, и овощи в теплице поливает.

Валентина Югова признается, что от трудовых будней отвлекается еще и чтением современных романов, а иногда не прочь пробежать пару километров для поддержания формы. Такая уж она – во всем отдает себя без остатка: и в работе, и в отдыхе.

— Я во всем стремлюсь  быть похожей на отца. Однажды в поезде познакомилась со студентами. В разговоре обмолвилась, что отец работал в Абези фельдшером. «Это не Иван ли Михайлович? А нам мама с папой рассказывали, что это был очень хороший врач», – отреагировала молодежь. И мне так стало приятно, что до сих пор о нем люди помнят. Значит, и я должна жить и работать достойно. Иногда говорю себе: я самая счастливая! Ведь у меня есть любимая работа и близкие люди рядом, – говорит напоследок наша героиня.

Елена МУЗЫКАНТ. Фото из архива Юговых.