Учат в школе: интервью с директором Яснэгской школы

Когда слышишь словосочетание «сельская школа», невольно представляешь такую картинку: небольшое деревянное здание, маленькие светлые классы, учительница с добрыми глазами водит указкой по доске… Именно такая школа в Яснэге, в классах которой ощущается аура доброты и уюта, 8 ноября будет праздновать свое 70-летие.

Пройден длинный путь, вложен огромный труд нескольких поколений учителей, к дальнейшей жизни подготовлены сотни выпускников. В преддверии красивой даты мы поговорили с молодым «рулевым» образовательного процесса в поселке, директором Яснэгской школы (которая под своим крылом держит и воспитанников детского сада) Сергеем Мартыновым .

— Сергей Александрович, расскажите, откуда вы родом, где выросли и учились? Думали ли в детстве, что ваша работа будет связана с детьми и школой?

— Я родился совсем недалеко, можно сказать, по соседству, в деревне Захарово села Ыб. В детстве даже не подозревал, что мои карьера и жизнь будут связаны с детьми. Педагогическое образование получил на факультете технологии и предпринимательства при Коми пединституте. Впоследствии трудился в Управлении по надзору и контролю в сфере образования Минобраза республики. За 10 лет работы был знаком практически с каждой школой нашего региона, знал, так сказать, внутреннюю кухню.

— Как вы оказались в Яснэгской школе?

— По приглашению начальника управления образования нашего района Нины Николаевны Панюковой, с которой мы тесно сотрудничали в министерстве. Зная о типичных проблемах малокомплектных сельских школ, приехал, будучи настроенным на сложную, но нужную работу. Здесь я уже четвертый учебный год. Поначалу всем сложно, и я не стал исключением. Нужно было все продумывать и взвешивать в очень короткие сроки. Ведь, помимо выстраивания внутренней концепции работы школы, директор следит за материальной базой учреждения, проведением аукционов, закупок, заключением договорных отношений. Это ежедневная кропотливая работа.

– Как идет подготовка к юбилею школы?

– 70-летие – достойная дата, и отметить ее мы решили не просто, вернее, не только праздничным концертом, а подключить полезный компонент. Для директоров школ района будет организована стажировочная площадка, на которой я поделюсь опытом, как на базе нашего учреждения мы обучаем по профессиональным программам, исходя из своих материально-технических и кадровых возможностей, расскажу о нюансах. Наши ребята 10-11 классов осваивают и примеряют на себя профессии пожарного, воспитателя и даже цветочницы.

— Замечательно, тем более для глубинки. А как менялась школа? Одно из значимых событий – открытие «Точки роста». Что еще?

— За время моего руководства произошло несколько значимых событий. Одним из самых ярких, действительно, стало открытие образовательного центра, что дало определенный импульс как учебным, так и внеучебным процессам в школе. Для детей здесь квадрокоптеры, 3D-моделирование, трехмерная печать, виртуальная реальность, медицина, шахматы и робототехника. Ребята занимаются изучением беспилотных летательных аппаратов и настолько успешно, что в 2021 году заняли первые места в двух номинациях на региональном уровне в соревнованиях по аэроробототехнике на базе Сыктывкарского университета. Причем и на управляемом, и на программируемом квадрокоптерах. Сами такого не ожидали, но было очень приятно. Спасибо за подготовку победителей преподавателю Тамаре Николаевне Ревякиной. Также на базе «Точки роста» ежегодно стали проводиться соревнования по шахматам и шашкам, проходят уроки ОБЖ, информатики и технологии, идет дистанционное изучение французского языка как второго иностранного. Планируем открытие театральной студии.

— Как обстоят дела с материально-технической базой?

— Работа идет. Так, благодаря поддержке Монди СЛПК был проведен капитальный ремонт производственного цеха столовой, и сегодня он соответствует всем требованиям санитарных норм и правил. Совместно с Ростелекомом по оптоволоконным каналам связи провели интернет, что обеспечивает бесперебойную работу с электронным журналом и дневником; стали применяться обучающие онлайн-платформы. С достойной Сетью возможности почти безграничны.

В этом году с инициативной группой сельчан мы прошли отбор проектов по программе «Народный бюджет» и благоустроили входную зону здания детского сада, выложили дорожки из брусчатки при входе в начальную школу, восстановили отмостку части здания, установили беседки для дошкольной группы и группы продленного дня, заменили ветхую входную дверь на пластиковую с домофоном. Своими силами в дошкольной группе уложено мягкое напольное покрытие будо-маты, заменены посудные мойки, обновлен кухонный гарнитур. Сейчас готовим смету на капитальный ремонт здания начальной школы и дошкольной группы. Это, оказывается, весьма кропотливый процесс. Но я доволен, что мы не стоим на месте, а развиваемся во всех направлениях.

— А какие у вас «болевые точки»? Что нужно менять?

— Для нас, сельских школ, достаточно острый и злободневный вопрос – квалифицированные кадры. Педагоги уходят на заслуженный отдых, а молодые специалисты неохотно едут в село да и вообще идут в школы. Сегодня у нас вакантны должности учителей русского языка и литературы, иностранного языка, воспитателя, дефектолога. Существенным подспорьем становится программа «Земский учитель» и дистанционный формат. Конечно, он не заменит живого процесса обучения, но может помочь. Так, французский язык ребята уже третий год изучают по скайпу. Тьютор помогает: сканирует контрольные, следит за процессом обучения, но основное действие – через экран. И сельская школа – это взаимовыручка и поддержка. Я благодарен коллективу, мы заменяем друг друга, прикрываем тылы и действуем, как единый отлаженный механизм.

— Как думаете, сельская школа может брать «планку» вровень с городской? Или, быть может, где-то даже выигрывает?

— У нас индивидуальный подход к детям, ведь классы маленькие. В десятом классе вообще один ученик – попробуй-ка плохо успевать! Но в городе притом, что классы переполнены, есть конкуренция, которая мотивирует, поэтому даже не знаю, где и как лучше. Одно могу сказать точно: у нас – теплая семейная атмосфера, а учителя держат себя в профессиональном тонусе, нисколько не сбавляя планку успеваемости и не делая скидок на отдаленность ни себе, ни детям. К тому же в нашей школе у детей не только общее образование, но и дополнительные мероприятия, кружки и секции, профессиональное обучение.

— Спорт на селе. Для этого есть условия? Чем могут заниматься ваши ребята?

— Министерство образования поспособствовало проведению ремонта в спортзале: утеплены полы и потолок, заменены освещение, радиаторы отопления, старые окна на стеклопакеты, уложен специальный спортивный линолеум. Спортзал стал теплым и светлым, теперь в нем днем занимаются дети, вечером – взрослые. Все секции при школе бесплатные, работают спортклубы, тренажерный зал. Направленность самая разная: настольный теннис, эстафеты, футбол, волейбол, баскетбол, национальные подвижные игры…

– Какие качества школа старается привить ученикам?

– Прежде всего, это самостоятельность, ответственность за свои поступки, уверенность в своих силах, настойчивость, любознательность, гибкость мышления, творческий подход к решению поставленных задач. Сейчас школа регламентированно берет на свои плечи и функционал воспитания через такие движения, как Юнармия, Российское движение школьников, волонтерство и другие форматы. Под руководством Риммы Александровны Некрасовой при школе функционирует музей, в котором ведется работа по различным направлениям. Дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения.

— К слову, согласны ли вы с бытующим мнением, что по уровню воспитанности нынешняя молодежь уступает поколению молодых людей из СССР?

— Каждое поколение уникально, так как росло в совершенно разное время, и равнять всех под единый стандарт неправильно. В жизни современной молодежи большую роль играет интернет, а информация теперь воспринимается на бегу. Раньше все полученные знания перерабатывались ребенком «внутри» и становились его жизненным багажом. Сегодня дети не думают над вопросом, а сразу ищут ответ в интернете, «арендуют» чужие знания, комбинируя их, что тоже неплохо. И, как я уже сказал, воспитательная часть в школе с каждым годом наращивается, а объединения из прошлого существуют и сейчас, просто в новом формате. Пионеры и тимуровцы зовутся волонтерами. Все они делают добро, проводят экоакции. В этом году возрождаем направление «Лесничество». У нас – лесной поселок, как говорится, сам Бог велел.

— Ваши планы на ближайший год?

— В 2022-м предстоят первые квалификационные экзамены и первый выпуск учащихся по программам профессионального обучения, капитальный ремонт здания детского сада, ждем «земских учителей», ожидаем поступление учебных комплексов, восстановление прогулочной площадки для дошкольников.

— С какими словами вам хотелось бы обратиться к учителям и ученикам?

— Пользуясь достойным поводом – предстоящим юбилеем школы, – выражаю глубокую благодарность нашему коллективу за нелегкий, чрезвычайно ответственный труд, за огромный вклад в развитие системы образования нашего района и успешную воспитательную работу. Ваш профессионализм и необыкновенная работоспособность, ваше чувство ответственности всегда обеспечивают надежный тыл и заслуживают почета и признания. Каждый из вас – мастер своего дела, независимо от того, большой у него опыт или маленький. От всей души желаю вам новых творческих побед и достижений!

«Сельская школа — это не просто учреждение, это центральная составляющая уклада сельской жизни, некий духовный центр, обеспечивающий сохранение и трансляцию культуры, исторических традиций народа. В отличие от города главным фактором жизни сельского населенного пункта является не наличие в нем предприятия и даже не количество рабочих мест, а, прежде всего, наличие в нем школы. Недаром в народе говорят: «Село без школы — все равно, что церковь без креста». Есть хорошая школа — будет хорошее село, а значит, будет регион, будет страна, будет российское общество. Поэтому без преувеличения можно говорить о том, что сельские школы составляют важный стратегический резерв государства», — считает Сергей Мартынов.

Виорика ГОЛОВИНА. Фото автора.