Крестьянский быт и святые уголки: экскурсия по чудодейственным местам в Ыбе

Как жили коми зыряне и какие чудодейственные места есть в Ыбе – об этом и много другом узнали гости, приехавшие в наше старинное село по случаю 30-летия местного краеведческого музея имени Александры Куратовой. 

Воров гнали, кур в дом забирали                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В составе десанта – сотрудники Шереметьевского дворца музея музыки Санкт-Петербурга Владимир Кошелев и Варвара Летягина, преподаватель колледжа искусств Надежда Чашникова, помощник директора колледжа Светлана Чашникова, основатель и первый директор музея при Сыктывкарском госуниверситете Майя Бурлыкина, зампредседателя Союза журналистов Коми Валентина Лях и корреспондент «Нашей жизни».

Встретила нас методист «храма истории» Нина Турова. Про эту женщину впору говорить «и швец, и жнец, и на дуде игрец», ведь Нина Николаевна совмещает должности хранителя, исследователя, экскурсовода, завхоза и даже садовода! Бывает примеряет и роль педагога, если сюда приводят на занятия школьников или детсадовцев.

Основательница музея – Александра Александровна Куратова. Еще в 1970-х годах она со школьниками на общественных началах решила собирать информацию о фронтовиках села, а позднее параллельно и о старинном быте коми крестьян. Сельчане передали музею немало раритетной утвари: прялки, кадушки, ухваты, чугунки, детскую люльку, игрушки – все это теперь хранят стены учреждения.

— А вот это под столом – курятник, – огорошила всех Нина Николаевна, показывая на клетку с дверцей. – Зимой птицу держали дома, неподалеку от печки, чтобы не замерзала. Делали специальный ящик с соломой, регулярно его чистили. Кстати, печка у нас бутафорская, а вот все остальное – подлинное: ухват, посуда, кочерга и прочее.

Гости с интересом рассматривали созданный здесь уголок крестьянской избы с люлькой, игрушками для малыша и старинной иконой преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Кстати, по словам Нины Туровой, иконы раньше служили вместо сейфов: за ними клали деньги и документы. Хотя дома не запирали, просто ставили у двери коромысло или метелку, чтобы чужие не зашли. «Воровства не было, а если изредка и случалось, нарушителя изгоняли из села. Считалось, что его проступок портит будущий род. Если это был молодой человек, у него из-за воровства могли быть проблемы с созданием семьи», – дополнила хранительница.

Люльки, сапоги и утюги

Внимание приезжих следопытов привлекла люлька, в которую был положен коровий рог. На вопрос туристов «Для чего?» Нина Турова рассказала, что его вычищали и использовали для кормления младенца. Это делали старшие дети и другие домашние, пока мама работала по хозяйству или на поле. Здесь же мы увидели одеяло в технике лоскутное шитье, игрушки того времени: куколки из соломы, бересты, подвески в виде фонариков, напоминающие церковные люстры (паникадило). Еще один раритет – старинная подростковая кровать, сделанная без единого гвоздя (на деревянных втулках). Девочек с малолетства учили прясть из овечьей шерсти, а затем вязать. Ткали и одежду из льна, который выращивали в Ыбе повсеместно.

Что касается посуды, в основном ее делали из глины. Чтобы мясо и рыба не портились, создавали специальные «холодильники» (рыли яму, которую обкладывали льдом). Кстати, по случаю праздников и важных событий у сельчан было принято ходить друг к другу в гости. Ыб состоит из отдаленных деревень, но расстояния никого не пугали. Народ плавал на лодках, ездил на лошадях. Зимой для передвижения и во время гуляний использовали коней с телегой и санями, катались и на лыжах.

Также хозяйка стилизованной «коми керки» рассказала о том, как раньше изготавливали сапоги, показав образцы обуви, утюги, жернова и прочие изделия. А далее мы с интересом окунулись и в быт коми охотников и рыбаков. Все были удивлены смекалке наших предков, приметив меховые лыжи. Оказывается, мужчины специально устилали деревянных «помощников» шерстью животных, чтобы при подъеме в гору ноги не скатывались назад против ворса.

Ценные земляки и артефакты  

Отдельно Нина Николаевна пояснила, как ведется летопись села Ыба. В ней хранятся данные о наградах местных жителей, включая фронтовиков, ежегодно вносятся сведения о том, сколько здесь жителей, какие знаменательные события произошли в селе.  — Благодаря этой исследовательской и поисковой работе сделана стела участникам Великой Отечественной войны, ее обновили в прошлом году, пополнив список недостающими именами героев, – пояснила она. Участники десанта погрузились в военное прошлое страны, изучая стенды с информацией о фронтовиках Второй мировой и части снарядов в витрине, которые привезли сюда поисковые отряды Вахты памяти.

Немало в музее и других раритетов, например, царские монеты, включая знаменитые чешуйки, принесенные сельчанами. И особый раритет – полкопейки (сабляница), существовавшая на Руси при правлении Иваном Грозным (1533 – 1584).

Секреты 200-летних амбаров 

После этого все отправились на экскурсию, которую провела авторитетный краевед Светлана Тюрнина. В м. Чулиб, близ дома уважаемой сельчанки Нины Лоскутовой, увы, недавно ушедшей из жизни, она показала уникальную по всем параметрам постройку. Шутка дли – амбар, возведен в 1784 году. Он сделан без единого гвоздя, причем фундамент раньше не закладывали, а вместо опоры использовали бревна лиственницы. Этой породы дерева в Ыбе тогда не было, поэтому ее привозили из Архангельской области. Известно, что один из местных купцов в 1907 году возвел себе из этого дерева дом в м. Вадор.

— Хотя строения и сохраняются, все-таки важно, чтобы за ними был присмотр, чтобы кто-то выкашивал траву, где-то что-то обновлял, чтобы наши раритетные объекты истории не исчезли, – говорит Светлана Андреевна. – Кстати, лично я думаю, что секрет долголетия таких домов и амбаров в том, что они сделаны без единого гвоздя и лишних отверстий. Соответственно, внутри не попадает вода, нет ржавчины.

А еще мы с гостями здорово удивились, увидев на территории дома Нины Лоскутовой две бани. Одна была возведена где-то в 70-80 годах и уже сильно покосилась. Другая появилась еще до войны, стоит крепка и целехонька.

 

Чудеса от Параскевы

Светлана Андреевна рассказала гостям и о другом уникальном сооружении. Ни с чем подобным гостям еще сталкиваться не приходилось. До войны в Ыбе был храм, он был трехпрестольный, но главный престол в честь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1940 году храм большевики приняли решение взорвать.

Нина Васильевна Лоскутова, которой в ту пору была 10-летним ребенком, вспоминала, что за оградой строения собралась толпа верующих, многие плакали, просили, умоляли не трогать дом Божий! Но, увы, никто их не послушал – святыня была уничтожена в одночасье. По  преданию, святая угодница явилась кому-то из жителей и сообщила: теперь нет мне тут места, но я сама создам себе храм. Женщина поделилась сюжетом сновидения с несколькими подругами. А вскоре после этого жители заметили, что неподалеку от места храма вдруг разрослась старая ель. Ее пушистые ветви  примкнули к земле, образов нечто вроде шатра. Люди стали заходить в еловый «дворец». Вскоре на стволе дерева повестили икону святой. С тех пор, по рассказам местных старожилов, там стали происходить чудеса. Особенно славится великомученица помощью женщинам, желающим встретить спутника жизни или родить ребенка. Этому есть десятки свидетельств. Даже известная многодетная мама из Ыба Юлия Шуктомова подтверждает, что не раз выручала ее и подруг Параскевушка.

— Говорят, этому дереву 400 лет, хотя ели столько не живут. Здесь всегда несметное число шишек, а ствол, как видите, «мироточит» смолой. Сучья, которые трескаются, сами же и затягиваются, – рассказала нам Светлана Тюрнина. – Впрочем, верить или не верить в какие-то чудеса – это уже личное дело каждого. Но я видела людей, которые, выходя из нашего елового храма, говорили: во мне что-то перевернулось.

Сохраненные источники

Конечным пунктом экскурсии стал святой источник великомученика Георгия Победоносца. Вообще таких ключей в Ыбе было порядка двухсот, 16 признаны святыми. Сегодня известны места 13-ти. У источника Георгия Победосносца раньше был установлен только христианский крест, года три назад местечко обросло, и народ перестал приходить сюда за водой, к тому же, подход к холму был неудобным.

Год назад уголок был благоустроен благодаря местной администрации, школьникам и умелому руководству процессом настоятеля местного храма Свято-Вознесения протоиерея Георгия Модянова.

— Источник был в неприглядном виде, без мостков, – вспоминает Светлана Андреевна. – Мы, группа активистов, включая местных и дачников озадачились его преображением. Нашли и обустроили к нему новую тропинку, очистили источник, территорию выкосили. Один из коммерсантов предоставил доски, мужчины соорудили мостки. Отец Георгий установил тут табличку о правилах поведения у источника и молитвой. Теперь сюда снова спешат и стар, и млад. Отмечу, что воскресные службы в нашем Вознесенском храме посещают и приезжие, все неизменно спешат к нашим источникам. Водители же, проезжающие тут транзитом, полюбили попадающиеся по пути источники в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» и Преображения Господня.

Под занавес экскурсии гости, напитавшись впечатлениями, еще долго обсуждали увиденное и фотографировались на фоне полей и нового объекта – гигантского моллюска, который сделали мастера из цемента. Аммонит напоминает о том, что много тысяч лет назад в Ыбе обитали представители древней фауны. Гости признали, что Ыб во всех смыслах уникален. А Варвара Летягина написала трогательное эссе о посещении Ыба и его энтузиастах.

Елена НЕСТЕРОВА, фото автора.