12 июля страна отметила День бортпроводника. Это праздник тех, кто заботится о наших с вами комфорте и безопасности при полете. Преподаватель Коми агропромышленного техникума им. Н. В. Оплеснина Надежда Яранова (на снимке) – одна из тех, кому в свое время довелось бороздить просторы неба на советских лайнерах. Мы попросили вспомнить ее об этом времени.
Светлых моментов больше
— Я проработала в авиапредприятии более 18 лет в период с 1980 года по май 1998 годы, при этом «налетав» 10 тысяч часов. О том периоде жизни у меня в памяти остались самые лучшие воспоминания.
Безусловно, в те годы было непросто. Ранние вылеты, поздние прилеты, ночные перемещения в воздушном пространстве, задержки рейсов по погодным и техническим условиям, часы ожидания… Вплывают в душе и печальные воспоминания, связанные с авиакатастрофой Ту-134 в июле 1986 года, не долетевшего до посадочной полосы Сыктывкарского аэропорта и упавшего в тайге… Увы, без жертв не обошлось, – вспоминает она. (По официальным источникам, причиной крушения стало возгорание в «хвосте» самолета, и пожар вовремя не удалось потушить – прим. авт.).
В летной практике нашей героини бывали самые разные штатные и нештатные ситуации: турбулентность («болтанка») самолета, полеты во время грозы и многое другое. Однако, по словам нашей собеседницы, в ее памяти больше запечатлелось светлых, радостных моментов.
— В небе я так привыкла к своим коллегам и обстоятельствам, что уже была как дома, с ними мы были как одна семья, – говорит Надежда Борисовна. – Этого не забыть: ликование души при взлете лайнера, радость после удачных мягких посадок самолета, особенно при возвращении в Сыктывкар. Летом при снижении высоты в очередной раз можно было полюбоваться видом нашей столицы Коми и красивой панорамой улиц города.
Из авиации – в юристы
— Серьезным испытанием для всех авиаработников стала ликвидация ГАП «Комиавиа» в 1998 году. В связи с этим были «вынужденно» уволены по сокращению штата около полутора тысячи работников. В этот период я тоже оказалась в числе таковых. Поэтому пришлось быстро «переобуваться в полете» и приобретать новую специальность, – с улыбкой продолжает она.
После получения диплома юриста наша землячка трудилась юрисконсультом в различных организациях Сыктывкара.
Сейчас она – на пенсии, но, находясь на заслуженном отдыхе, преподает в КРАПТе правовые дисциплины.
Признается, что недавно очень обрадовалась поступлению на обучение в техникум двух бывших стюардесс сыктывкарского авиапредприятия. «Эти девушки, как и я в прошлом, осваивают новую специальность после оставления работы в небе. Все правильно: учиться никогда не поздно», – резюмирует она.
– Листая фотоальбом, с удовольствием просматриваю снимки и вспоминаю своих коллег по летной работе. Вот фото, где я в Волгограде у известного мемориала «Родина-мать зовет». А здесь я на фото с Галиной Дубровской, командиром нашего экипажа Ан-24 и единственной женщиной-летчиком во всем авиапредприятии. А вот мы с Димой Шучалиным, молодым штурманом. Бережно храню и другие фотографии, где я со своими коллегами по бригаде.
Надежда Борисовна вспоминает, что были у них и свои традиции. Например, всегда организовывали корпоративные праздники, регулярно выезжали на турбазы. Со многими коллегами по летной работе у нее до сих пор сохраняются дружеские отношения, они общаются и переписываются, делясь радостями и хлопотами.
— В связи с прошедшим Днем бортпроводника и предстоящим Днем авиации, отмечаемым в августе, хочу поздравить всех своих коллег с профессиональными праздниками и пожелать здоровья и благоденствия. Не забывайте о самом популярном девизе авиаторов: «Не оставлять взлет лайнера на конец взлетной полосы, а исполнение запланированной идеи и мечты – на конец жизни…».
Елена НЕСТЕРОВА, фото их архива Надежды Ярановой.