У них нет плохой погоды: Владимир Ильчуков — о службе в ГИБДД и о том, что ему дорого

Для большинства из нас дорога – просто перемещение из пункта А в пункт Б. Но есть люди, для которых в ней заключены профессия и призвание. Это сотрудники ГИБДД, которые в мороз и в солнце, в день чудесный и в непогоду следят здесь за порядком. О насыщенной «дорожной» жизни мы побеседовали с инспектором отделения ГИБДД Сыктывдинского района Владимиром Ильчуковым , который на службе уже без малого двадцать лет.

— Откуда вы родом? Думали ли в детстве о такой профессии?

— Как говорится, где родился, там и пригодился: в Пажге. Какое-то время были мысли о переезде на юг, прельщал морские воздух и просторы, но любовь к малой родине взяла верх. В детстве не помню, чтобы задумывался конкретно о такой профессии, но судьба сама все расставила по местам. На дороге я с 23 июня 2003 года, пошел двадцатый год службы на линии.

— Как проходит ваш рядовой рабочий день?

— Традиционно инспекторы работают по схеме «день – ночь – отсыпной – выходной». День мы начинаем с инструктажа: руководство знакомит с оперативной обстановкой, оперативно-профилактическими планами, сообщает о ночных происшествиях, дает ориентировки. Далее инспекторы получают целый арсенал: табельное оружие, патроны, наручники, газ, электрошокер, бронежилет. После каждый экипаж выезжает на свой маршрут. В Сыктывдине есть южный куст – в сторону Яснэга, и северный – за Эжвой. Чаще всего мы работаем в южном.

— Какие навыки, черты характера необходимо иметь представителям вашей профессии?

— Нужно уметь общаться с людьми, быть сдержанным и хладнокровным, ведь очень часто нарушители провоцируют на конфликт, переходят на повышенный тон. Но мы должны оставаться максимально демократичными, сохранять спокойствие и беспристрастие. Немаловажны, конечно, выносливость и физическая подготовка. Свою форму мы регулярно поддерживаем на занятиях. Ежегодно сдаем физические нормативы на профпригодность, каждую неделю – зачеты по огневой подготовке.

— Меня давно интересует: как вам не жарко летом, не холодно в морозы, не сыро весной-осенью? Дело привычки?

— Такая уж профессия. И в мороз, и в жару в первую очередь страдают ноги, ведь мы не роботы. Плюс ко всему дорожная пыль, выхлопные газы. Но у природы и сотрудников ГИБДД нет плохой погоды, мы готовы работать в любых условиях. Сейчас у нас хорошая сезонная экипировка. Да и иммунитет крепчает за годы службы.

— Какой у вас водительский стаж? Помните ли, как сами сдавали экзамены?

— На категорию «А» сдал экстерном, будучи пятнадцатилетним пацаненком, на легковой автомобиль тоже сдал с первого раза, без ошибок и замечаний. У меня была высокая мотивация и отличный пример: отец всю жизнь был водителем.

— Сейчас очень сложно сдать на права…

— Машин на дорогах нынче в разы больше, чем раньше, поэтому современный водитель должен быть, безусловно, компетентным, уметь маневрировать, не бояться потока, чувствовать уверенность. Тяжело в учении, легко в бою.

— Что меняется или поменялось в культуре поведения и вождения водителей, скажем, за последнее десятилетие?

— Думаю, нарушений стало все же меньше. Немалые штрафы, уголовная ответственность за повторное нетрезвое вождение дисциплинируют. Хотя, конечно, нарушителей много и до сих пор. Но и машин стало больше, поэтому процент нарушений все же меньше.

— У нас сельский район, это привносит свои нюансы. Какие правонарушения чаще всего на селе, в глубинке?

— Мы больше работаем на федеральной трассе. Нарушения типичные: отсутствие страховки, непристегнутый ремень, тонировка. Касаемо глубинок: здесь часто бывают мнимые угоны, когда автомобиль, так сказать, заимствуют подросшие дети или загулявшие друзья.

— Не так давно введенные европротоколы облегчили вам жизнь? Как помогают в работе электронные сервисы?

— Нужно было это сделать давно, как говорится, еще вчера. Раньше нам приходилось отвлекаться на пустяковые ДТП, оформлять каждую мелочь. Хотя до сих пор люди старой закалки звонят, но постепенно это должно искорениться. И электронные сервисы очень удобны. Мы сразу видим информацию по водителю, стажу, машине. Это упрощает процесс проверки.

— Как относитесь к подмигиваниям-предупреждениям, негласным дружбе-братству водителей. Лояльно?

— Положительно.

— А какая у инспекторов рабочая лошадка? Поспеваете за нарушителями?

— За последние годы наш автопарк полностью обновился. Лично я езжу с напарниками на новом УАЗе патриоте, конечно, за рулем такой машины приятно и комфортно.

— Расскажите про интересные случаи из практики. Погони, интриги, расследования…

— Курьезных случаев хватало. Но, думаю, раньше адреналина было больше: чаще погони, порой стрельба. А вот наркоманы как были, так и есть, ловить их не переловить. Вот, например, в 2014 году нам удалось распутать целый клубок преступлений. В кювет улетела машина, в ней – девушка с парнем. А, надо сказать, у представителей силовых структур наметан взгляд на тех, кто употребляет наркотики. Мы решили проверить машину, нашли понятых. И не зря – багажник был под завязку набит спайсами. Дело получило резонанс, удалось раскрыть целый наркотрафик. Наши «герои» уже отбывают срок.

— Наверняка, самое тяжелое в вашей работе – воочию видеть трагедии… Можно ли к такому привыкнуть?

— Когда первый раз увидишь мертвого человека, будет не по себе… Постепенно привыкаешь, но, конечно, равнодушием это не назовешь. Очень радуется сердце, когда пострадавших получается спасти, извлечь из автомобиля с помощью гидроножниц, оказать первую помощь, успеть… В таких ситуациях время идет не на часы, а на минуты, секунды.

— Расскажите о своих увлечениях. Наверняка, как многие сельчане, охотник-рыболов!

— Нет, кстати, ни то, ни другое. Жаль мне зверюшек и птиц, и так подкосила людская ненасытность нашу тайгу. А увлекаюсь я мотоциклами, до сих пор люблю ездить с ветерком. Первый мой двухколесный транспорт – «Минск». Потом – «Иж Планета». Есть у меня и легендарная «Ява», раритет 1989 года, на ходу. Сдуваю с него пылинки. Много раз у меня просили купить «железного коня», но такие вещи не продаются.

Раньше занимался лыжами, сейчас особо для занятий спортом времени нет, хватает физнагрузок на работе.

— Семья уже привыкла к вашему формату работы?

— Привыкли. Жена Наталия. Два сына. Ефим (назвал его по имени деда) закончил восьмой класс, Прохор – первый. Мальчики, когда вырастут, хотят идти в силовые структуры, по стопам отца.

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА, фото автора.