Погладить радугу: педагог-психолог Тамара Шеболкина об опыте приобщения детей к искусству

На днях стало известно, что наша землячка, психолог детского сада Пажги Тамара Шеболкина, стала победителем всероссийского конкурса арт-практик «Первые шаги в мир искусства». Она заняла первое место в номинации «Игровая деятельность». Мы поговорили с отличившимся педагогом о ней, ее подопечных и методах их воспитания.

— Тамара Александровна, расскажите, где вы родились, учились. Нравиться ли жить в селе, не хотели бы перебраться в город?

— Родилась я и выросла в своей любимой Пажге. Как говорится, где родился, там и пригодился. Окончила Коми государственный пединститут. На тот момент перспектив работать в другом районе или селе не было, и даже если бы и имелась, я бы не согласилась на переезд. Мне нравится наше село, где все друг друга знают и могут помочь, а вот городская суета не по мне.  Молодежь всегда ищет лучшей доли в городах, считая, что там больше возможностей. Но не все понимают, что мы сами создаем свою жизнь и наше благополучие зависит только от нас самих. И не важно – в родном маленьком селе или в большом городе. Главный плюс того, что я живу и работаю в родном селе, – рядом моя семья и близкие мне люди.

— А как давно работаете с детьми? Какие они нынче?

— Педагогом-психологом в детский сад я пришла сразу после окончания института, работаю шестой год. И смело могу сказать, что моя профессия мне очень нравится. Ведь детский сад – это «маленькая страна», здесь сияют глаза детей, а все слова произносятся с любовью.

Касаемо современности скажу так: дети растут и развиваются в век информации.  С самого рождения они сталкиваются с высокотехнологичными достижениями – это компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики. Поэтому современный ребенок умный и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощенный и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

— Расскажите о своей работе. Что служит вам помощником во взаимодействии с детьми?

— Работая психологом, я научилась многому и продолжаю учиться по сей день. Совершенствовать свои профессиональные знания, изучать и применять новые методики, пополнять банк консультаций, создавать своими руками пособия и материалы, находить ответы на волнующие вопросы, помогать детям, раскрывая их возможности, учить и развивать детей, играя, радовать малышей – вот только часть того, что я делаю в течение дня.

В своей работе я использую коррекционные технологии, такие как сказкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, релаксация. А еще интенсивно внедряю игровой компонент. Мы активно используем блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина и тканевый конструктор «Шифоновая радуга». Последний и принес мне победу на российском конкурсе.

— Расскажите об этом поподробнее. Ожидали ли триумф?

— Конкурс был организован институтом художественного образования и культурологии Российской академии образования и проходил в заочной форме. Более тысячи методистов, педагогов, нянь, специалистов дополнительного образования из 37 субъектов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Узбекистан) презентовали свой инновационный опыт. В финал вышли 118 специалистов дошкольного образования. Из них победителями в 12 номинациях стали 38 педагогов.

Я представляла опыт работы по методике «Шифоновая радуга». Это оригинальный авторский конструктор для рисования тканью, который используется в игровой деятельности, изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях, в индивидуальной работе с детьми. Впервые я познакомилась с данной методикой на республиканском форуме в Сыктывкаре, мне она очень понравилась, и я решила использовать ее в своей работе с детьми раннего возраста. Почему именно в раннем возрасте? Шифон – это легкий, мягкий, гладкий материал, который дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». В период адаптации это ощущение носит характер замещающего и, кроме того, способствует развитию воображения, мышления или способности к фантазированию. В дальнейшем мне бы хотелось продолжить работать в данной методике не только с малышами, но и со старшими дошкольниками на занятиях по психоэмоциональной разгрузке. А о победе мы и не мечтали. Просто хотели показать свой опыт работы в данном направлении.

— Вообще, как полагаете, с какого возраста ребят нужно погружать в мир искусства и арт-практик?

– Считаю, что уже с 6 месяцев можно и нужно погружать человека в мир искусства и творчества. Это способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой. В этом возрасте дети способны наносить по всей плоскости листа цветовые пятна, мазки и линии по принципу абстрактного искусства. В любом случае для малыша важен сам процесс использования материала, нежели полученный результат.

— А какой «процесс» важен для вас? Чем увлекаетесь?

— Свободное время стараюсь проводить со своими родными. Ведь семья – это самое важное, что было, есть и будет в душе каждого из нас. С детками мы гуляем, играем, отдыхаем. А больше всего любим ездить с папой на рыбалку.

От себя добавим, что Тамара Александровна – мама двух прекрасных дочек: восьмилетней Алины и трехлетней Ксении. Старшая учится в первом классе, ходит на различные кружки (танцевальный, рисование, самый любимый кружок – лепка из глины). А младшая ходит в детский сад, любимый как для самой Ксюши, так и для ее талантливой мамы. Там Тамара Александровна – «вторая мама» для всех малышей.

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА. Фото из архива героини публикации.