«Было 24 заряда, верный пес и горбуша в мешке»: охотник Сергей Соколов рассказал о своем увлечении

Сегодняшний гость «Нашей жизни» – бывалый охотник и интересный собеседник Сергей Соколов.

«Кулик летит на родное болото»

Сергей Михайлович – коренной нювчимец: здесь родился, закончил школу, сюда десять лет назад вернулся на постоянное место жительства. Конечно, были армия, как у многих юношей – спорт, музыка, учеба и работа в городе.

Детское увлечение футболом и хоккеем Сергей Соколов сохранил на долгие годы. Уже будучи взрослым, горожанином, гонял мяч с ребятами во дворе. Мальчишки, увидев его, звали: «Дядя Сережа, пойдем с нами!»… Он до сих пор нет-нет да и тряхнет стариной!

Перед армией прошел подготовку на базе республиканского ДОСААФа в военно-спортивном лагере «Соколенок» в Пычиме. Долг Родине отдавал в Военно-воздушных войсках, сначала в Туркестанском военном округе (с восторгом вспоминает учебные классы в бывших царских конюшнях в Самарканде), затем – в боевой части Среднеазиатского военного округа в городе Балхаш. Был радистом первого класса, в памяти мог держать до пяти групп знаков Морзе. Предлагали осваивать эту профессию дальше, но отказался. «Отслужил положенное и вернулся в Нювчим – кулик летит на родное болото», – объясняет свое решение Сергей Соколов.

После демобилизации до 1980 года работал на Нювчимском чугунолитейном заводе слесарем-ремонтником: чинил станки.

Женился на сыктывкарке. «Шел по городу парень с гитарой, увидел симпатичную девушку и познакомился», – с улыбкой вспоминает собеседник. Петь и аккомпанировать себе на струнном инструменте – тоже его увлечение. До армии состоял в оркестре при нювчимском клубе. Музыкант и балагур – он и сейчас душа компании. Любит и мастерски исполняет старинные народные песни, особенно казачьи, по душе ему творчество Александра Розенбаума, группы «Любэ». «Какой праздник, застолье без песен! А  шутки-прибаутки – это вообще у нювчимцев в крови», – говорит мой собеседник. Показывает фото, на снимке – момент поселкового праздника, в окружении благодарных зрителей лихо отплясывает заводной Сергей Соколов.

А ведь он еще и знатный путешественник! Побывал во многих городах большой страны, вдоль и поперек обошел Питер, Москву, Смоленск, Севастополь, Одессу, Ялту, Новороссийск… Черноморское побережье знал как свои пять пальцев: одно время работал вахтой в Туапсе, где предприятие из Коми строило пансионат, и находил время для изучения истории окрестных населенных пунктов.

С историей у него, видимо, взаимный интерес. В родном Нювчиме, у себя во дворе Сергей Соколов нашел монету 1801 года. Рассказывает: «Наш дом на улице Северной тогда крайний в поселке был, землю там еще не сильно успели перелопатить. Я копал грядки и вдруг – такая находка! Подарил раритет родственнику, он увлекается стариной».

Кстати, дом Соколовых – напротив нынешнего дома-музея Прометея Чисталева. Жили с известным композитором бок о бок, Сергей приятельствовал с сыном Прометея Ионовича Леонидом, ныне покойным. Учительницей Сережи в школе была мама Прометея Ионовича Елизавета Александровна.

А еще с детства и по сей день его окружают верные друзья – собаки (сегодня это два четвероногих – лайка и гончая). Жена Сергея Михайловича Нина Лазаревна это расположение мужа всей душой разделяет. А собаки разделяют увлечение хозяина музыкой – «поют» под гитару. Но это – на заслуженном отдыхе, после охоты.

Пуще неволи

Охота для Сергея Михайловича – это даже не страсть, а образ жизни. Раньше он и заядлым рыбаком был. В Нювчимском пруду водились сорога, окунь, щука, ерш… Хариус с речек, бывало, спускался. Уловы были серьезные, рыбу сушили, вялили… А сейчас не сидится ему на месте – душа просится в лес.

А там – благодать!

И стихи на душу ложатся:

В моей заснеженной избушке

В еловом острове глухом

Мне часто снится домик отчий

Под вой пурги в краю лесном.

Уснул мой дружище лохматый,

Сморило бродягу тепло,

Лишь только метель куролесит

И снегом бросает в окно…

Или такие строки:

Прошагал я по лесу немало

И шагал не всегда налегке,

Но было 24 заряда,

Верный пес

и горбушка в мешке…

Охотится на зайца, глухаря, боровую дичь. Любит утиную охоту. Приходилось и лося, и медведя добывать, причем косолапого однажды один принес. «Была, можно сказать, случайная встреча… – говорит собеседник. – А так обычно с товарищами медведя на засидке на овсах караулили».

Из транспорта у Сергея Соколова – УАЗ и новомодный квадроцикл. Но бродить он любит пешком. И плутать, конечно, приходилось. Хотя заядлые охотники, как правило, в лесу не пропадают. Припасы в рюкзаке выручают. Выходят – где по компасу, где по наитию, по меткам-зарубкам. Да и свои тропинки годами натоптаны…

«Любимые места есть у каждого рыбака или охотника. А вот «своих» мест нет, природа – для всех общая. Есть чужое – силки и капканы на путиках. Не ты ставил, значит, не трогай – это закон. Увидел дичь на чужом проходе, встретил хозяина – дай ему знать. Бывает, пришлые разоряют чужие путики – но это не промысловиков, это хапуги, как мы их называем – одноразовые охотники», – говорит Сергей Соколов.

По его словам, профессиональная зависть среди охотников – явление редкое. Настоящие охотники уважают друг друга. А враги у них общие – мародеры и волки.

«Сейчас разгулялись серые разбойники. Снимают на гону наших товарищей – охотничьих собак, гибнут они на работе – в лесу», – сокрушается собеседник.

Общий у охотников и закон гостеприимства, который действует в лесных домиках. Есть у  Сергея Михайловича своя охотничья избушка с колодцем – приют для уставшего или заблудившегося путника в ночь и непогоду. «Пожалуйста, заходи, только не разоряй, не хулигань. Всем, что здесь найдешь, пользуйся. Уходишь домой – оставь свои припасы: соль, сахар, спички, сухари… Если пустой пришел – дров принеси. Оставить их хотя бы на одну растопку – священная обязанность каждого постояльца. Подремонтировать, подправить – уважающий себя и законы гостеприимства гость, если в силах, сделает это», – говорит охотник.

На вопрос, допустимо ли (в силу того же гостеприимства) на охоте или рыбалке принять «для сугреву», отвечает однозначно: «Как недопустимо это, когда ты за рулем, точно так же – когда ты с оружием в руках. Пьяные рыбаки, бывает, тонут – даже опытные. Охотники – случайно попадают друг в друга. Но после удачной охоты выпить чарку – это традиция. Даже припевка есть: «Выпьем, братцы, на крови…»

Охотничий фольклор вообще богатый. Есть в нем и приметы. Сергей Соколов соблюдает такую: «Обычно в лес уходишь на утренней заре и  смотришь, чтобы по дороге никто не встретился, особенно на выходе из поселка. Иначе удачи не будет – сглазить могут. Универсальное средство – сплюнуть через левое плечо (улыбается)».

Есть приметы, а есть и железные правила. Например, весной не стрелять самочку, особенно боровой дичи. В случаях спорного выстрела (оба охотника стреляли, оба попали) – добыча или по жребию, или по-товарищески: сегодня трофей твой, а завтра – мой.

«Удача на охоте не всегда улыбается. Бывает, тебе повезло, а твоему товарищу нет. Делимся. Тем более что ведь охотимся, как правило, со своими людьми, знакомыми. С чужими – встретишься где-то у охотничьего костра, поздороваешься, пожелаешь удачи. Или поможешь машину застрявшую вызволить, или сам помощи попросишь. Или совет дашь, особенно начинающим охотникам.

Что советую? Быть предельно осторожным с оружием, особенно нарезным, уметь с ним обращаться и тщательно за ним ухаживать. Не стрелять по невидимой цели – на шум, на шорох. Соблюдать охотничий кодекс совести и чести, культуру и вежливость охоты».

17 мая Сергей Соколов будет праздновать юбилей – 65 лет. Сергей Михайлович, удачной вам охоты на долгие годы!

Юлия ЧУПРОВА.

Фото автора и из архива С. Соколова.