Магазин в селе – место особое

Снабженцы, психологи, информаторы и просто хорошие люди – это все о продавцах сельского магазина. Они в деревне выполняют задачи стратегические и за это в особом почете. В былые времена продавца сельпо выбирали на общем сходе, как председателя колхоза. Сейчас на этой должности люди грамотные, честные и добропорядочные. Одна из таких – заведующая шошкинским сельпо Ольга Шурганова. О тонкостях торгового дела и потребностях своих покупателей она знает все, ведь за прилавком стоит уже 15 лет.

Раньше торговали в шапке

– Работать в магазине в Шошке я вызвалась сама. Это случилось после упразднения совхоза «Сыктывкарский», где я трудилась лаборантом в молочном цехе. До этого был довольно солидный, пятнадцатилетний, опыт работы заведующей столовой. Повар – моя первая профессия, я ее получила в 1989 году в максаковском ГПТУ № 7. Сославшись на свой опыт, я «сосваталась» к заведующей Потребительским обществом (ПО) «Сыктывдин» Татьяне Земляковой, и она мою кандидатуру одобрила, – рассказывает Ольга Анатольевна. – Раньше сельпо в Шошке вело торговлю в старом, ветхом здании. Мне довелось в нем работать с 2005 по 2014 год. Было холодно, трудились в телогрейках, перчатках и шапках. Сейчас уже шесть лет, как у нас новое, уютное, теплое помещение. Отопление газовое, очень экономное, в эту теплую зиму нам даже не было необходимости включать его постоянно и на полную мощность.

Завозной день – горячий

На выходных в сельпо приходит много дачников и приезжих, тех, кто на неделе работают в городе. Если зимой в Шошке живут чуть более пятисот человек, то летом за счет дачников население увеличивается в разы. В завозные дни и в день пенсий и зарплат сельпо битком набито покупателями. Большой их поток, безусловно, приносит прибыль торговле. Но это и большая нагрузка на продавца. Все в нашем коллективе универсалы – и за грузчика поработают, и витрину интересно оформят, и ценники красиво напишут, и с кассой грамотно управляются. Сейчас забот добавилось – тщательно дезинфицируем помещение и оборудование в связи с эпидемией коронавируса. В постоянных хлопотах мне как заведующей недосуг в рабочее время заниматься финансовыми отчетами, приходится делать их дома.

Иногда просят мидии

Запросы сельского потребителя непритязательны. Хлеб, молоко, мясо и рыба – этот ассортимент неизменен и завозится небольшими партиями, чтобы продукты были всегда свежими. Благодаря качеству продукции местной птицефабрики мясные изделия залежалыми никогда не бывают – их завозят по вторникам и пятницам. В понедельник, среду, пятницу и субботу – хлебные дни. Так как работаем преимущественно под заказ, уходит, как правило, весь товар подчистую. Сельчане любят сладости, выпечку. Есть гурманы, которые заказывают мидии и креветки, экзотический товар завозим маленькими партиями.

Поговорить по душам

– Сельский магазин – это информационный центр, куда стекаются все деревенские новости, – делится Ольга Анатольевна. – За свежим хлебушком сюда приходит много сельчан, но еще больше – не столько за булкой, сколько разжиться последними новостями. Поговорить по душам в процессе покупок – это святое. Продавец всегда поддержит покупателя в невзгодах и радостях, даст нужный совет. Сейчас, в связи с пандемией, я строжу работников, чтоб маску надевали и подальше друг от друга стояли. Хоть, поверьте, для сельчан такие ограничения крайне дискомфортны. Стараемся поддержать и приободрить людей. Видя довольные улыбки своих покупателей, искренне радуемся за них.

Хочется выразить огромную благодарность нашему немногочисленному коллективу – Ольге Николаевне Рочевой и Анне Николаевне Поповой – за трудолюбие и добропорядочность в работе.

Записала Наталья ПЕЧОРСКАЯ. Фото предоставлено О. Шургановой.