Блокадная симфония: рассказ очевидца

Настоятель прихода святого мученика Евфимия Кочева в Выльгорте иерей Димитрий Хрусталев предоставил «Нашей жизни» любопытный рассказ. Не так давно страна отмечала 75-летие освобождения от блокады Ленинграда. Отец Димитрий поведал, что был знаком с одним из тех героев, кто защищал осажденный город на Неве и сумел отразить некоторые эпизоды жизни в своих очерках. «Это педагог, писатель, краевед Александр Иванович Щанов, к сожалению, ушедший в мир иной в 2012 году. Он являлся прихожанином нашего храма. Кстати, был женат на уроженке Сыктывдина из деревни Парчега – Нине Георгиевне Бессоновой. Там у семьи был дачный участок, куда они приезжали летом. Сейчас готовится к изданию книга фронтовика «Дорога жизни», в которую входит и «Блокадная симфония»», – рассказал настоятель прихода. Предлагаем вашему вниманию этот замечательный рассказ. Одним из важнейших сражений Великой Отечественной и всей Второй мировой войны оставалась легендарная битва за Ленинград. Вцепившись мертвой хваткой друг другу в горло, более миллиона воинов с обеих сторон давили и душили, стреляли, кололи и резали. Бойцы Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота прочно сковали и перемалывали десятки немецко-фашистских дивизий, нужных Гитлеру под Москвой и Сталинградом.

Вооруженные до зубов, наглые и коварные, осатаневшие полчища группы армий «Север» фельдмаршала фон Лееба и генерала фон Кюхлера ни массированными концентрическими ударами, ни штурмами, ни варварскими бомбардировками и артобстрелом города, ни даже костлявой рукой голода не смогли поставить на колени «упрямый» Ленинград.

Город жил, трудился и сражался. Рвал железное кольцо блокады. Великая сила духа нашего народа и армии порождали всепобеждающую энергию и волю к победе.

…Позади первая, самая тяжелая блокадная зима 1941-1942-го, унесшая 600 тысяч жизней ленинградцев. Хотя положение города заметно улучшилось к лету сорок второго, но оставалось тяжелым вплоть до прорыва блокады в январе сорок третьего. Работая с предельной нагрузкой под бомбежками и обстрелом врага, «Дорога жизни» не могла обеспечить город, Ленфронт, Балтфлот продовольствием. Голод продолжал терзать людей.

Враг наращивал силы. Готовил решительный штурм города. Для обстрела фашисты перетащили с Запада крепостные орудия с диаметром ствола 500 и более миллиметров. Фюрер готовил химическую атаку. Участники обороны Ленинграда помнят, видимо, как летом сорок второго всем выдали противогазы и флаконы с противоипритной жидкостью. Говорили позже, что Лондон пригрозил Гитлеру массированными бомбардировками городов, это охладило фюрера.

Гитлер, вермахт были уверены в близком падении города. Командующий группой армий «Север» фон Кюхлер ждал, что вот-вот руководители Ленин- града и командующие фронтом, низко поклонившись, преподнесут ему на золотом подносе символические ключи от вымирающего города.

Как бы в ответ в воскресенье 9 августа сорок второго в Ленинграде раздались оптимистические всепобеждающие мелодии Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Это был 355-й день блокады. Некоторым из нас, в том числе и мне, посчастливилось послушать трансляцию музыки великого композитора в штабе батальона из старого видавшего виды приемника. С гордостью за наш народ, несломленный дух сражающегося, непокоренного Ленинграда мы передавали чувство близкой победы над врагом воинам. Вскоре с новым пополнением прибыли в дивизию офицеры – слушатели симфонического концерта. Вот что они рассказали.

…Большой зал филармонии на Малой Садовой был переполнен ленинградцами, одетыми во все лучшее, военными. Карл Ильич Элиасберг взмахнул дирижерской палочкой – и полилась божественная музыка. Зал замер. Величественная тема Родины, на которую черной вороньей стаей налетели вороги, патетический реквием павшим героям, мелодии, вселяющие уверенность в скорой победе, глубоко запали в сердце каждого, кто был в зале в тот вечер. Слушатели забыли о войне, блокаде. Им казалось, что силы разума и человеческого добра победили и война уже позади. Измученные ленинградцы снова почувствовали себя в красивейшем довоенном городе.

Последний взмах палочки дирижера – и оркестр умолк. Загипнотизированные музыкой, люди сидели не шелохнувшись, словно прикованные к сиденьям. Но вот переполненный зал взорвался аплодисментами. Когда все затихло, солдат и матрос неторопливо подошли к авансцене и молча положили две консервные банки и две буханки хлеба.

За те восемьдесят минут, пока звучала чарующая музыка великого композитора, ни один вражеский снаряд не взорвался в городе, ни один фашистский стервятник с черными крестами на крыльях не прорвался в ленинградское небо. По приказу командующего фронтом Л.А. Говорова хорошо поработали наши дальнобойные пушки и орудия главного калибра морских кораблей Балтфлота. Они исполняли свою контрбатарейную «огненную» симфонию.

Уже после войны на встречах однополчан в Ленинграде знаменитый руководитель и дирижер симфонического оркестра Карл Ильич Элиасберг рассказывал, что «оркестранты (почти 80 человек – восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов и т.д.) в сорок втором играли с таким воодушевлением, с таким подъемом, как никогда». После войны так играть не удавалось. А ведь музыканты, в концертных фраках и белых воротничках, выбритые до синевы, были так слабы, что дирижер не был уверен, удержатся ли они на стульях, и некоторых хотели даже подстраховать.

– В пятидесятые годы, – рассказывал Карл Ильич, – в Ленинграде проходил международный форум музыкантов. По завершении участники собрались на банкет в ресторане «Астория» — том самом, где в августе сорок первого немецким командованием был запланирован «банкет победителей». Подходят ко мне два солидных немца-музыканта. В притихшем зале один обращается ко мне: «Да… В сорок втором мы были офицерами одной из дивизий, блокировавших Ленинград. Мы, немцы, народ музыкальный, затаив дыхание слушали великое творение Шостаковича. Мы были шокированы. Многих оно повергло в оцепенение. Как мог умирающий город создать такую музыку и с таким неслыханным мастерством и вдохновением исполнить ее? Симфония подавляла все злое, она была пронизана оптимизмом, уверенностью в вашей победе. И в нас осела бацилла неверия в успех: а возможно ли победить такой народ?»

Это были те самые немцы, которые в сорок втором стояли на Вороньей горе и варварски обстреливали непокоренный Ленинград.

О концерте заранее не оповещали, в пригласительных билетах не были проставлены ни дата, ни время – по соображениям безопасности, но симфонию слушал весь Ленинград. Слушали ее и далеко за пределами неприступного города. Музыка великого композитора воспринималась как важнейшая духовная победа ленинградцев над жестоким и коварным врагом. Она вдохнула новые силы в защитников непобедимого города на Неве.

Стойкость, античное мужество и воля к победе ленинградцев, бессмертный подвиг участников легендарной битвы за наш Ленинград и сегодня ошеломляют человечество.

«Их победа, – писала газета «Нью-Йорк таймс» в феврале 1944-го, – будет записана в анналы истории как своего рода героический миф… Ленинград воплощает непобедимый дух народа России». Хорошо сказано.

Александр ЩАНОВ, участник Великой Отечественной войны. Фото из открытых источников.