Вопреки обстоятельствам: как живет православная община в Выльгорте

18 сентября отмечается день памяти святого Евфимия Кочева, жителя Выльгорта, одного из новомучеников Русской Православной Церкви. В районном центре вот уже больше 10 лет действует православный приход его имени. Силами этой небольшой общины возводится храм Сретения Господня в самом центре села.

Из предыстории  

До революции в центре Выльгорта возвышался большой каменный храм, главный престол которого был освящен в честь праздника Сретения Господня. Именно его защищал во время гонений на православие в 1930-х годах простой коми крестьянин Ефим Петрович Кочев, занимавший должность старосты на приходе. Он принимал у себя на дому опальных священников и монахов и выступал против закрытия Дома Божьего, собирая в защиту храма подписи сельчан, за что был арестован 16 сентября 1937 года и через три дня расстрелян был по приговору тройки НКВД «за контрреволюционную деятельность». В 1938 году храм был разрушен до основания.

В 2001-м архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Евфимия Кочева к лику святых в числе 17 новомученников нашей епархии.

Разговоры о том, что в Выльгорте будут строить новый храм, стали ходить после прихода на должность главы администрации Сыктывдинского района Артура Рудольфа, который и стал идейным вдохновителем этого строительства.

Православная часовня святого Евфимия в центре села планировалась как часть комплекса зданий Центра народных ремесел «Зарань». В ходе подготовки архитектурного проекта часовня разрослась до размеров полноценного храма. Замышлялся он в каменном исполнении, соответствующий эскиз был представлен на баннерах и буклетах стройки. Каменная святыня органично сочеталась бы с Домом ремесел. Кстати, оба здания проектировал архитектор  Комиграждапроекта Георгий Родионов.

Возведение храма началось 2015 году. От идеи кирпичного исполнения пришлось отказаться по двум причинам. Во-первых, стоимость материала оказалась очень высокой. Во-вторых, при устройстве свайного фундамента, без которого не обойтись при строительстве из кирпича, могли пострадать стоящие рядом «Зарань» и кафе «Завалинка». В итоге нашли компромиссный вариант – деревянный храм на высоком каменном цоколе.

В феврале 2019 года на церковь водрузили долгожданные купола с крестами. Сегодня храм с синей шатровой крышей, золотыми маковками и арочными окнами радует глаз жителей и гостей села.

О том, что сделано и что еще предстоит, нам рассказал настоятель прихода в честь новомученика Евфимия отец Димитрий Хрусталев.

«Храм строит Бог»

Мы стоим рядом с приветливо сияющим куполами храмом. Пока отец Димитрий рассказывает мне о ходе строительства, несколько женщин занимаются благоустройством прихрамовой территории: сажают по периметру участка сирень, иву, арункус, лилии… По словам настоятеля, на стройплощадке трудятся прихожане вместе со своими детьми, когда в этом есть необходимость: выполняют строительные работы, которые не требуют специальной квалификации, чистят снег, топят печь, рубят и складывают дрова, убирают мусор, благоустраивают территорию. Трудности, неизбежные при любой стройке, сближают людей. Даже малое участие в таком строительстве дает ощущение причастности к очень нужному и важному делу.

– Наверное, возведение храма схоже с восхождением к вершине, – говорит отец Димитрий, – поскольку первоначально высота, на которую тебе нужно подняться, кажется недостижимой, и ты не знаешь, что ждет тебя за следующим поворотом.

Осознание того, что стройка храма из камня нам не по силам, пришло тогда, когда был уже вырыт котлован и завезены сваи для фундамента. На это мы истратили все, что собрали за несколько лет. Планировали забить сваи и заняться дальнейшим поиском средств на продолжение стройки. Но специалисты сказали нам, что сваи нельзя оставлять в таких сложных грунтах на зиму, необходимо завершить весь «нулевой» цикл. Средств на это не оказалось, и взять их в ближайшем будущем было неоткуда. Спасти нас могла только Божия помощь. И она пришла. Мы нашли решение, единственно возможное в тех условиях: построить нижний этаж из кирпича, а верхнюю часть  – из дерева. Для такого здания не нужен свайный фундамент. Сваи мы обменяли на бетон и бетонные блоки, из которых сложили стены цоколя.

А дальше начались чудеса, которые сопровождают стройку до сего дня: Господь посылает людей, с помощью которых продолжаются работы, в ответ на наши молитвы указывает на выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми. Последняя по времени чудесная помощь, данная Господом через конкретных людей, – проведение очень сложных работ по прокладке трубы, которая отвела грунтовые воды из дренажной системы храма в ближайший овраг.

Хотелось бы выразить слова сердечной благодарности всем, кто отозвался на наши просьбы о помощи: кто проектировал, бесплатно предоставлял строительные материалы, трудился безвозмездно или жертвовал денежные средства.

К слову, в семье одного из наших благотворителей, Андрея Киселева, хранится предание о том, что дед по линии его отца был активным членом церковной общины выльгортского храма (того, который разрушен).

Отец Димитрий поясняет, что в поисках денег на строительство храма обращались ко многим предпринимателям и организациям. Иногда получали отказ сразу.

– Чаще обещают рассмотреть наше обращение, но дальше этого дело не идет. Наверное, не всякого Бог допускает стать причастным к делу храмостроительства. Мы еще раз убедились в том, что храм строим не мы, его строит Господь нашими руками,  – отмечает собеседник. –  И даже скудость средств на всех этапах строительства идет нам на пользу…

Видя мое удивление, отец Димитрий поясняет:

— Если бы их сразу было достаточно, мы, конечно, все быстро бы построили, но при этом наверняка сделали строительные ошибки. Нехватка же денег заставляет нас постоянно останавливаться, и в процессе этих пауз мы Божией помощью приходим к более эффективным в техническо-экономическом плане решениям. Так что когда нужно, Господь нас останавливает, а когда нужно, подгоняет, – с улыбкой говорит он. – Несмотря на то, что стены и крыша уже готовы, нам предстоит еще много работы по внутренней и внешней отделке здания, по благоустройству территории. Пользуясь возможностью, хотел бы обратиться ко всем неравнодушным людям с просьбой о помощи для продолжения работ на храме.

Основная доля затрат на строительство оплачивается за счет пожертвований простых людей, которые мы собираем, как говорится, с миру по нитке… Регулярно поступает помощь от потомков святого Евфимия Кочева, проживающих в Москве. Вообще, география жертвователей – это вся Россия.

Оригинально и экологично 

— Всю прошлую зиму времени не теряли: внутри шла шлифовка стен, – поясняет настоятель. – С нашими помощниками-строителями мы пришли к общему мнению, что внутренние стены будут просто отшлифованы и покрыты антисептиком. Вид и запах дерева – изюминка храма. Мы подумали и о том, что в числе наших прихожан могут оказаться люди с ограниченными возможностями. Для того, чтобы на инвалидных колясках можно было самостоятельно попадать в храм, планируется устроить отдельный вход с пандусом.

Этим летом произошло долгожданное событие: была запущена автономная газовая котельная. Систему отопления сделали еще прошлой осенью, однако газ по техническим причинам не подали, и «сердце» храма – печка-буржуйка – спасала здание две зимы подряд. Замораживать его нельзя, потому что подвижка замороженного грунта под фундаментом без свай может стать причиной деформации самого фундамента и стен.

— Сейчас в храме идет обустройство полов. По возможности мы стараемся использовать материалы, которые магазины могут отдать даром или с большой скидкой, – продолжает батюшка. – С нами работает известный в республике мастер-художник, тоже имеющий опыт в строительстве храмов – Александр Забоев… Мы берем недорогую или даже некондиционную плитку для пола. Работа опытного художника-дизайнера и умелого мастера позволяет сделать из этого материала пол,  который будет выглядеть оригинально, художественно и гармонично.

Надо сказать, что многим членам православной общины близок принцип сбережения природы через минимализм потребления и максимальное использование вторсырья. Прихожане активно откликнулись на призыв настоятеля  не дожидаться, когда государство наконец-то всерьез займется раздельным сбором бытовых отходов, а самим производить сбор и сортировку вторсырья. Уже два года община собирает, сортирует и сдает макулатуру, стекло, пластик, пленку, в этом году стали собирать жестяные банки. Вырученные от сдачи такого мусора деньги идут на строительство храма.

Чтобы вывезти вторсырье, отец Димитрий обращается за помощью, и люди откликаются.

– Например, местные предприниматели бесплатно помогают нам с вывозом макулатуры и пластика. За полный фургон выручаем немного – 1,5–2 тысячи рублей, но дело не столько в деньгах, сколько в формировании экологического мышления у односельчан, – поясняет собеседник.

Отец Димитрий показывает недавно сделанную внутреннюю лестницу, ведущую в цокольный этаж, который является многофункциональным помещением: здесь планируется устроить место для совершения Таинства Крещения, воскресную школу, библиотеку, трапезную.  Одним словом, здание храма должно стать настоящим центром духовно-нравственного просвещения.

– Наша стройка продолжается вопреки всем обстоятельствам, – заключает отец Димитрий. – Несмотря на перманентный кризис экономики, и сегодня находятся люди, неравнодушные делу храмостроительства, делу духовно-нравственного возрождения нашей земли.

Елена МУЗЫКАНТ. Фото автора.