Оксана Клипка: «Всему свое время»

Наше знакомство состоялось в году 2011. Заслуженный артист России Анатолий Измалков пришел в редакцию газеты, в которой я тогда работала, в образе Деда Мороза. С ним была молодая очаровательная Снегурочка – Оксана Клипка. Тогда мне не удалось обстоятельно с ней побеседовать, зато посчастливилось взять интервью сейчас.

Итак, под ваши аплодисменты – выпускница выльгортской музыкальной школы (по классу фортепиано) и Нижегородской государственной консерватории (по классу вокала), в недавнем прошлом — ведущая солистка театра оперы и балета, а ныне заведующая вокальным отделением республиканского колледжа искусств, наша землячка Оксана Клипка!

Интервью с Оксаной Валерьевной я начала с интересующего многих вопроса:

—  Почему пять лет назад вы покинули театр?

— По многим причинам. Назрел момент, когда надо было поменять вид деятельности. Это мой второй уход из театра. После первого и работала секретарем в суде, у меня второе образование — юридическое, но все-таки это не мое.

Без театра мне не тяжело, хотя я очень любила профессию певицы.  Нравилось не то, что мне аплодируют, узнают на улице (кстати, до сих пор при этом неловко себя чуствую), а то, что надо добиваться определенной цели. Как спортсмены преодолевают трудности, берут высоту.

Скучаю по тому театру, в котором я была. По людям, которых там уже нет.   Юрий Главацкий, царствие небесное! Анатолий Измалков и Елена Лагода, мои наставники, уехали из города. Для этих людей театр всегда был смыслом жизни. У нас была театральная семья, мы ссорились, но обязательно мирились.

— Сейчас у вас другая «семья» — студенческая. Как вы общаетесь с учениками?

— Я не очень взрослый человек, и мне легко с ними. У нас замечательные отношения. Я для них и учитель, и психолог, и мама. Своего сына вырастила, теперь у меня много детей. Стараюсь их хвалить. Человек, который выходит на сцену, должен знать, что он самый лучший. Одну мою студентку педагог по другому предмету ругал-ругал, а она ему заявляет: «Зато, у меня голос хороший!» Мое воспитание! (улыбается).

Педагогика мне нравится. Здесь тоже нужно брать высоту: добиваться, чтобы твои студенты были лучшими. Хотя порой тяжело донести до студента, что от него требуется. Все ученики — разные люди, у каждого свои особенности. Но в итоге у меня все получается. Одна из студенток родила двойню на четвертом курсе. Колледж закончила, поступила в профильный вуз, работает в хоре. Очень сложно совмещать такую профессию с воспитанием детей, ведь все спектакли и концерты проходят вечером. В какой-то момент она хотела бросить институт, но я убедила ее не делать этого: вот выучится на педагога по вокалу, будет преподавать, и тогда останется время на семью.

Кроме нее в высшие учебные заведения поступили еще двое моих бывших учеников. Можно сказать, мое педагогическое честолюбие удовлетворено.

— А удовлетворено ли театральное?

— Вполне, я сыграла больше тридцати ролей. Долгое время ключевой была Виолетта в «Травиате». Это сложная роль, динамичная. После нее я с успехом отыграла Марфу в «Царской невесте», теперь это моя любимая роль. Вообще, больше люблю русскую оперу. Она созвучна моей душе и голосу. Когда пришла в театр, мне хотелось сыграть что-то драматическое. Но голосу нужен возраст, с годами к нему добавляется тембральность.  Сейчас я понимаю – всему свое время!  Конечно, хотелось бы спеть и Татьяну в «Евгении Онегине», и Чио-Чио-Сан в одноименной опере…

— Очень запомнился спектакль «Ограбление в полночь» с вами в роли, скажем так,  не обремененной моралью девушки. Необычная для репертуара нашего театра постановка…

— После этого спектакля незнакомые молодые люди звали меня на свидание через страничку в соцсетях (смеется). Объясняла им: «Я не такая!» Об этой постановке писали и высказывали много негатива, и, в конце концов, убрали из репертуара.  И считаю, что зря. Я заметила: те, кто приходили на «Ограбление в полночь», потом стали и другие постановки смотреть со мной, даже оперы. Значит, люди развиваются, им интересно. Ведь это хорошо!

— Читала про историю с цветком в «Травиате», который вам забыли выдать до спектакля. И во время самой постановки «горничная» положила вам его на стол. Случались ли еще какие-то казусы?

— В «Холопке» я играла крепостную актрису. Там была сцена, во время которой помещик, которого играл Юрий Главацкий, пристает к крепостной. По сценарию я должна была сесть к нему на колени. Надо было красиво все обыграть, а певец случайно сел на подол моего платья. Мне полагалось резко вскочить и убежать, не тут-то было! Я долго пытаюсь встать, падаю и, можно сказать, со сцены уже уползаю!..

В той же «Холопке» персонаж Главацкого хлещет плеткой крепостных. Конечно, не по-настоящему. Но все же мне на самом деле доставалось по спине, было больно! Артист каждый раз извинялся передо мной.

Особые роли были в сказках. Например, я играла Кота в «Коте в сапогах».Накрасят меня, оденут в меха, саблю нацепят — не меньше трех килограммов костюма и реквизита. Под софитами очень душно, тяжело, чуть не падаешь от усталости. А надо еще менять голос, добавлять повадки, ведь дети – придирчивые зрители, их не обманешь. Но роль интересная, а это усталость — приятная.

— Продолжаете ли концертную деятельность?

— Изредка выступаю на разных площадках. В ноябре прошлого года, например, исполняли песни из мюзиклов на концерте с артистом Евгением Гавриловым. Сейчас меня приглашали выступить на Стефановской площади на День республики.

— Традиционный в наше время вопрос: как вы пережили пандемию?

— Бездельничать времени не было, иногда вставала из-за компьютера в 10 вечера. На «дистанционке» — отчеты, индивидуальные занятия, прием экзаменов… К слову: считаю, что дистанционно выучиться пению нельзя! Все равно нужны занятия, может, малогрупповые, индивидуальные.

Самоизоляция хороша тем, что было время побыть наедине с собой, напитаться энергией. Больше времени уделить семье. Мы хорошо пообщалась с сыном, питерским студентом, который приезжал домой на время карантина.

— Охарактеризуйте кратко взаимоотношения в вашей семье.

— У нас равноправие. Предоставляем друг другу право выбора и принятия решений.  Не люблю вершить судьбы людей, даже в малом. Это касается и родных, и моих студентов.

Беседовала Диана ДАНИЛЕВСКАЯ. Фото автора и из открытых источников.

 Интересный случай

Во время гастролей труппы театра оперы и балета в Англию у одной из коллег Оксаны Клипки врос ноготь.  Артистки (все известные певицы) не растерялись, купили в магазине  дорогую водку. Одна из артисток светила фонариком на телефоне, вторая утешала «пациентку», а Оксана Клипка обработала ноготь водкой и отрезала его. «Операция» прошла хорошо, рука у «хирурга» оказалась легкой, все быстро зажило. Теперь певица шутит: «Наверное, в будущей жизни буду врачом».

 Яркое воспоминание 

— Когда училась в консерватории, пошли с сестрой на спектакль «Калифорнийская сюита» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Мы хохотали без остановки! Настолько потрясающе, живо играли актеры. У Алисы Фрейндлих все время падали колготки, но она, не дрогнув, их поправляла. Очень естественная игра, впечатление потрясающее! — вспминает Оксана Клипка.

 Топ-лист героини:

1. Любимая  песня. «Оглянись, незнакомый прохожий!» Александра Градского,

2. Любимые фильмы. Советские, а также американский «Куда приводят мечты».

3. Страна мечты. Абхазия  — «место силы», мечтает купить там жилье и переехать.

4. Машина мечты. Какой-то конкретной марки нет, нравятся большие машины типа джипа или пикапа.

5. Если роль в кино, то какая? Джейн Эйр — трагичная роль, интересная.

6. Хобби. Считает себя «киноманкой», любит мистические, фантастические фильмы.

 Беседовала Диана ДАНИЛЕВСКАЯ.