В Сыктывдине найдены детали американского военного самолета

Вблизи  Мандача обнаружены детали военного самолета, предположительно Douglas DC-3. Местные говорят, что этот самолет совершил аварийную посаду в 1947 году. Активисты не оставляют надежду восстановить историю этого «привета из прошлого».

Разгадка — глубоко

Как оказалось, жители Мандача давно знают об этом месте, где вместе с самолетом захоронена память о каком-то диковинном для этих мест историческом событии. А вот в архивах, интернете и даже в ФСБ данные об этом воздушном судне отсутствуют (возможно, работники НКВД на нём перевозили золото партии – делает предположение в социальных сетях группа Авиация в Коми).

— Лет двадцать назад я была на том таинственном болоте, тогда там был полноценный корпус, а сейчас одни детали. Подойти к самолету было невозможно из-за вязкой топи. Местные говорили, что, да, упал, но подробности почему-то никто не рассказывал. Помниться было на слуху, что пилоты остались живы, но опять же никто не говорил, что они иностранцы, — рассказала «Нашей жизни» Ирина Санникова, которая уже переехала с Мандача, но часто бывает здесь.

Когда есть загадка, люди усиленно ищут разгадку. На болота в Мандаче, хоть и не в первый раз, но полные энтузиазма, отправились активисты под руководством сыктывкарца Максима Попова, который давно проявляет интерес к этому самолету и уже не в первый раз пытается внести ясность в эту историю.

— Примерно 20 лет назад мы с отцом пошли на болото. Он рассказал, что там лежит самолет. Действительно, на месте лежали обломки. Остова самолета уже нет, его по частям «разобрали», остались только некоторые детали. Мы решили, что должны дополнить историю авиации Коми, точно узнать, что это был за самолет и куда он летел, — рассказал организатор поездки Максим Попов.

История умалчивает

В результате нескольких походов к самолету в прошлые разы Максиму удалось определить серийные номера некоторых деталей, шасси, покрышек. Молодой человек обращался к экспертам, общался с местными жителями, перерыл справочники, даже делал запрос в УФСБ. Но о таинственном самолете ему пока известно мало. Так, один из жителей Сыктывдинского района сообщил, что воздушное судно упало в 1947 году. Предположительно, это Douglas DC-3.

В результате импровизированной «экспедиции» на болото 3 октября были определены серийные номера еще нескольких деталей, но из-за тяжести перевернуть и осмотреть хранящийся на болоте редуктор от двигателя активистам не удалось.

Собранные данные и артефакты сыктывкарцы передали кандидату исторических наук и преподавателю СГУ имени Питирима Сорокина Федору Иванову. Именно с ним Максим Попов сотрудничает, чтобы больше узнать о самолете.

— На территории Коми АССР располагались подразделения Гражданского воздушного флота ― ГВФ СССР (в дальнейшем ГВФ назывался «Аэрофлот»), а также МВД СССР, история которых, в том числе авиакатастрофы и авиапроисшествия известны. В данном случае удивление вызвало то, что в опубликованных работах по истории авиации Коми о таком происшествии ничего не было сказано. Озадачило и то, что это самолёт американского производства ― предположительно DC-3. В авиаподразделениях на территории Коми были машины такого типа, но советского производства: лицензионные копии DC-3 ― Ли-2. Детали Ли-2 были отечественным, хотя двигатели могли быть и заграничными, оригинальными, из закупок или поставок по ленд-лизу, как, впрочем, и шины, ― пояснил Фёдор Иванов.

На поверхности

 Эксперт рассказал, что полевая поездка позволила узнать новые данные о самолете. Так, двигатели и шины шасси ― иностранного производства, а окраска самолета была серебристой.

— Возможно, самолет о котором тут идёт речь ― не DC-3 (их перед войной закупили всего 19), а поставлявшаяся в годы войны по ленд-лизу его военно-транспортная модификация С-47. Таких машин всего было получено 700. Судя по всему, найденный самолёт принадлежал или МО СССР или МВД СССР из числа подразделений, базировавшихся не в Коми АССР, либо же ― на что указывает окраска ― подразделениям ГВФ СССР за пределами Коми. Чтобы это выяснить, нужно поискать информацию по подразделениям ГВФ в Архангельске, Перми, других соседних регионах. Второй этап — поиск информации в НАРК (Национальном архиве Республике Коми). Известно, что самолет приземлился, летчики добрались до Сыктывкара, вернулись с солдатами и сняли приборы: следы такого взаимодействия могли сохраниться. Еще необходим поиск по номерам деталей в интернете. Тогда появится зацепка, которая позволит обратиться в ведомственные архивы.

 В будущем Максим Попов после «восстановления» истории самолета планирует передать найденные артефакты в один из музеев Коми.

Виорика Головина, в публикации использованы материалы ИА БНК. Фото Taiga Kaleidoscope и из архива Максима Попова