Навстречу Победе: о фронтовике Великой Отечественной войны Василии Ватаманове

Подвиги советских солдат, которые приблизили нашу Победу, забывать нельзя. В преддверии знаковой даты расскажем о судьбе уроженца Выльгорта, участника Сталинградской битвы, Василия Ватаманова (10.01.1924 — 20.07.2002). Записки фронтовика собрала и перевели в электронный формат преподаватель истории Коми республиканского агропромышленного техникума имени Н.В.Оплеснина Валентина Чередова и студенты этого заведения. Книга с мемуарами нашего земляка вышла в феврале этого года, незадолго до 80-летия Сталинградской битвы.

 

Эшелон под бомбёжками 

После окончания Выльгортской средней школы, в июне 1941 года, Василия Ватаманова мобилизовали для работы на заводе в местечке Лесозавод в Сыктывкаре. Совсем ещё мальчишка трудился комлевым обрезчиком на станке до мая 1942 года.

– Было тяжело. Работали в две смены по 12 часов. Частенько в выходные дни отрабатывали часы для Фонда обороны. В вечернее время проходили военную подготовку. Завод, кроме повышенного задания на переработку древесины, выполнял военные заказы, выпускал «болванки» для прикладов винтовок и многое другое, – писал Василий Михайлович.

В мае 1942 года юношу призвали в Красную Армию, после непродолжительной подготовки попал в маршевую роту, а затем его отправили на фронт. В пути эшелон с солдатами подвергался многократным бомбёжкам. Приходилось, не дожидаясь остановки поезда, на ходу, выпрыгивать из вагонов-теплушек и бросаться в укрытия. Несколько десятков солдат не доехали до фронта: погибли или были ранены в пути.

– Оружие в маршевых ротах не выдавали. В пути мы были беспомощны. Когда прыгал с вагона, то попал правой пяткой на рельсы и разбил себе ногу. Чувствовал сильную боль и не мог наступать на пятку. Так и ходил на носке правой ноги около месяца, – вспоминал фронтовик.

Освобождение Калача

Затем Василия Ватаманова назначили командиром отделения стрелкового взвода. После пребывания на передовой в течение двух месяцев, нашего земляка, как и всех командиров, направили на курсы подготовки.

В наступательных боях самой памятной для Василия Михайловича стала операция по захвату переправы через реку Дон в районе города Калач в глубоком тылу противника. На этом участке фронта оборону занимала Румынская дивизия. 19 ноября 1942 года после артиллерийского обстрела позиций противника следом наши защитники пошли в атаку следом за танками. Несмотря на ураганный огонь врага, русские солдаты рывком добрались до первой линии обороны. Противник начал отступать.

– 23 ноября 1942 года освободили город Калач. Успешные действия нашего подразделения дали возможность 4-му танковому корпусу быстро переправиться на левый берег реки Дон. К концу этого дня они подошли к посёлку Советский и там соединились с частями 4-го механизированного корпуса генерала В.Т. Вольского. Так завершилось окружение крупной группировки немецко-фашистских захватчиков в районе Сталинграда, – приводил интересные факты герой.

Бои на Орловщине  

Тяжёлые бои по ликвидации этой группировки врага продолжались еще длительное время до февраля 1943 года.

Весной того же года советские солдаты с боями прорывались к Днепру. Они освободили города Александровка, Павлоград, Синельниково и другие населённые пункты. Затем началась подготовка к новым боям. Поступило подкрепление в виде «свежих» бойцов и новой техники. Появились даже бронетранспортеры английского производства. В конце июня взвод Василия Михайловича перебросили ближе к передовой на Мценское направление.

5 июля на Орловском направлении (недалеко от Мценска) началось сражение. В течение шести суток немецко-фашистские войска пытались прорвать оборону наших войск. Их самолеты с «воем» неслись на укрепления советских солдат, сбрасывали бомбы и различные тяжести, куски рельс, бочки. Выдержав удар гитлеровцев, наши войска ответили им контрнаступлением.

«Гитлер – капут!»

На подступах к городу Речица уже в Белоруссии пехота залегла под сильным огнём, а танки встретили преграду – речку.

– Ночью нашей группе дали задание разведать силы противника и систему его обороны. Обойдя заслон противника справа по болоту, мы вышли в район противотанкового рва и начали наблюдение, – вспоминал фронтовик. – Возвращаясь с задания, заметили за сараем и скирдами соломы три противотанковых пушки на огневых позициях, которые охранялись часовыми. За сараем также стояли две автомашины и тягач с брезентовым кузовом. Землянку для расчётов не обнаружили. Других частей близко не заметили, поэтому решили уничтожить эту батарею.

После взрыва гранаты в кузове тягача наши воины открыли огонь по часовым и выскочившим из кузова немцам. Два фрица скрылись в сарае. Мы вдвоём с товарищем кинулись за ними. Одного застрелили в сарае, другому удалось скрыться. Я заметил движение и побежал к скирде соломы. Смахнул ногой солому и увидел лежащего на спине немецкого офицера. Он начал поднимать руку с пистолетом. Но у меня был наготове автомат. Дал короткую очередь ему в грудь, его пуля просвистела мимо. По моей команде фриц поднял вверх руки и сказал: «Гитлер капут!». Он оказался командиром этого отделения, унтер-офицером, – рассказывал в своей книге Василий Михайлович.

Безусловно, это было очень ценно – взять «языка», да ещё такого ранга.

По разную сторону баррикад 

В боях наш земляк вместе с соотечественниками впервые встретились с частями Русской освободительной армии «власовцами». «Власовцы» оказывали упорное сопротивление нашим войскам. В плен они, как правило, не сдавались, зная, что им грозит за содеянное.

– Помню случай, когда мы рано утром выбили силы противника из одного населённого пункта. Враг отступал. Тут заметили, как из другого конца деревни помчались по дороге за противником две подводы, запряжённые лошадями-тяжеловозами. Бросились к ним наперерез, огнём автоматов заставили остановиться. Когда подбежали, то увидели двух ездовых, одетых в форму «власовцев». Они соскочили с подвод, подняли руки и тоже закричали: «Гитлер капут!».

Когда мы их рассмотрели, один по национальности оказался узбеком, а другой, постарше, назвался «пензенским». Мы привели их в деревню к своим. Но в горячке закончившегося боя другие разведчики из нашего взвода расправились с ними, – завершил историю фронтовик.

Смотрел смерти в лицо

В декабрьских боях в Белоруссии, в районе посёлка Паричи, советские войска столкнулись с эпидемией сыпного тифа среди местного населения. Здесь больных немцев специально селили в лагеря по несколько тысяч. При подходе наших войск тяжелобольных фашистов раскидали по населённым пунктам, чтобы заразить русских солдат.

– Наши специальные части проводили работу по борьбе с эпидемией. Видели деревни, где не было ни души. Дома заколочены, на дверях выведено мелом: «сыпной тиф». А вот в своей роте я не помню случаев такого заболевания, – делился в записях удивительными фактами участник войны.

Какие только тяготы не переживал наш герой! Буквально висел на волоске от смерти. Однажды, скрываясь от снарядов, перелезал через бревенчатый забор и, зацепившись за что-то одеждой, повис, не доставая до земли. А рядом падали осколки от попавших в ограждение снарядов. Боец Ватаманов набрался сил и, оттолкнувшись от забора, упал на землю.

В начале января 1944 года наши войска развивали наступление на Калинковичском направлении в Белоруссии.

– Однажды мы, ведя разведку территорию, проходили группой по лесной тропе. Откуда ни возьмись, слева от нас прогремел сильный взрыв. Взрывной волной сбило нас с ног и оглушило. Из семи бойцов двое погибли. На их телах были страшные раны. У третьего, Володи Савельева, осколком вырвало кусок из ноги выше колена, – описывал страшные факты ветеран. – Мы перевязали товарищу рану и после выполнения задания вернулись к своим.

Операция «Багратион»

24 июня 1944 года, после мощной артподготовки и прорыва обороны противника, части нашего корпуса устремились на Бобруйское направление. Эта операция известна под названием «Багратион», где 1-й Гвардейский танковый корпус был на острие наступления наших войск 1-го Белорусского фронта.

B кинокартине «Направление главного удара» показывается действие корпуса, где служил Василий Ватаманов.

– В ходе наступательных боёв случалось побывать под бомбёжкой своих же самолётов, когда пикирующие бомбардировщики «П-2», заходя на наши позиции, сбрасывали бомбы, а потом, видимо, получив сигналы с земли, улетали.

27 июня части нашего корпуса встретились за Бобруйском с частями 9-го танкового корпуса и завершили окружение группировки немецких войск численностью до 40 тысяч человек (как нам стало известно позже). Эти войска несколько суток отчаянно рвались на запад. Но мы не выпустили их из кольца, и 29 июня город был освобождён, – фиксирует памятные для всей страны события в книге Василий Михайлович.

Желание жить

В сентябре 1944 года боец был тяжело ранен на плацдарме на западном берегу Нарвы. Придя в сознание, кроме тел убитых солдат и догоравших на поле танков, он никого не обнаружил.

– Левая рука была залита кровью. Голова кружилась. Первым делом я кое-как наложил на рану повязку. Ползком дотянулся до лежащего недалеко автомата и стал ждать помощи. Когда заметил повозку, дал вверх очередь из автомата, чтобы меня обнаружили. Наши забрали меня и доставили в пункт сбора раненых. Там мне наложили новую повязку и на грузовике отправили в тыл. Когда мы проезжали через поле, нас обстреляли с воздуха два «Мессера». Но всё обошлось. В госпитале медики вынули осколок из раны, – вспоминал фронтовик.

В ноябре, после лечения, Василия Ватаманова направили в учебно-танковый полк в город Курган учиться на командира орудия танка. Затем он попал в 67-ю Гвардейскую танковую бригаду. Дальше из неё в Кривом Роге сформировали Гвардейское танковое училище. И в марте 1947 года демобилизованный фронтовик вернулся в родной Выльгорт.

Послевоенные годы

Василий Ватаманов работал в различных государственных учреждениях и организациях: инструктором-ревизором в военкомате республики, начальником административно-хозяйственного отдела в Министерстве финансов Коми АССР…

В 1952 году женился на уроженке Иба Нине Таскаевой, которая всю жизнь проработала секретарём-машинисткой в госучреждениях. Супруги вырастили и воспитали двух сыновей.

Как инвалид Великой Отечественной войны Василий Михайлович в 1979 году вышел на пенсию.

 

Правительственные награды Василия Ватаманова:

— орден Отечественной войны 1-й степени;

— медаль «За отвагу»;

— медаль «За оборону Сталинграда»;

— медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;

— восемь юбилейных медалей.

 

 

 

Василий Ватаманов участвовал в боях на Брянском, Юго-западном и 1-м Белорусском фронтах, получил три ранения. Ветеран 1-го Гвардейского корпуса орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова, Донского танкового корпуса, а также 65-й армии генерала Павла Батова, бессменно командовавшего ей всю войну.

Подготовила Елена ВИШНЯКОВА.

Фото из архива редакции.