В связи с 95-летием района газета делится интересными фактами и историями из жизни примечательных земляков. На сей раз рассказываем о предках жительницы Выльгорта Надежды Дуркиной, которые проявили отвагу и стойкость во время Великой Отечественной войны, а ещё помогали партизанам. Безусловно, такие люди внесли большой вклад в приближение Победы, и их по праву можно называть героями.
Связь поколений
Надежда Дуркина – воспитатель детского сада №1 Выльгорта. У неё – двое детей и трое замечательных внуков, которым она часто рассказывает об истории семьи и подвигах своих предков.
– Семья – это поддержка, опора, любовь и забота. Подобный ореол создают традиции и обычаи, которые идут от предыдущих поколений – поэтому крепкие и незыблемые. Благодаря им создаётся ощущение надёжности отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, – делится с «Нашей жизнью» Надежда Петровна.
Благодаря сельчанке нам также посчастливилось узнать несколько удивительных фактов о её родственниках, которые пережили страшные дни войны.
Спасли дом от немецкого штаба
Бабушка и дедушка Надежды Дуркиной Ева Ивановна и Семён Юстинович Марковцы жили в Поросцах Брестской области в Республике Беларусь. Имели хорошее хозяйство и растили 12 детей. Немцы ворвались к ним в село в первые дни войны. Дедушка со старшим сыном Дмитрием сразу ушли в партизаны. Бабушка осталась дома с детьми. Весь скот с их двора немцы угнали.
Из рассказов бабушки Надежда Петровна узнала примечательный факт. Фашисты хотели организовать свой штаб в их доме, потому что он был достаточно большой и добротный. Так бы и случилось, если б не смекалка мудрой русской женщины. У Евы Ивановны на тот момент сильно захворал ребёнок. Находился буквально на грани жизни и смерти. Один из немецких офицеров поинтересовался, что это за болезнь. Бабушка ответила: «Тиф, тиф». Тогда оккупанты сильно перепугались, боясь заразиться, и тут же покинули дом. Таким образом Ева Марковец спасла свою семью.
Ночами под страхом смерти Ева Ивановна вместе со старшей дочерью Серафимой (мамой Надежды Дуркиной) пекли хлеб для партизан, которые появлялись в это время в селе и узнавали, как обстоят дела. И хотя она понимала, насколько это может быть опасно, не могла остаться в стороне и помогала приближать Победу своими хрупкими руками и горячим сердцем, окутанным надеждой.
И боль потерь, и счастье
Когда красный флаг стал развеваться над Рейхстагом в знак Победы и пролитой за неё крови советских солдат и мирных жителей, настал момент всеобщего счастья и слёз для всего нашего народа. Ева Ивановна тоже была безмерно счастлива, встретив живых и здоровых мужа и сына.
Семён Марковец был награждён медалью «За отвагу». А Дмитрий сделал предложение своей возлюбленной Любови, которую встретил в партизанском отряде. Судьба будто бы попыталась возместить приобретённым счастьем горечь, боль и лишения, которые им довелось испытать во время войны.
Семён Юстинович был выбран председателем колхоза. Нелёгкое послевоенное бремя на своих плечах несла в ту пору вся наша страна. И семья Марковец – не исключение. Несмотря на это, супруги смогли встать на ноги и воспитать 10 детей (двое погибли во время войны) и помогли вырастить 24 внука.
В числе этих счастливчиков была и окружённая любовью и заботой Надежда Петровна. В 1960-е годы её мама Серафима Семёновна вместе с двумя братьями поехала в Республику Коми на заработки. Так они оказались в Выльгорте. Спустя некоторое время Серафима Марковец обжилась, вышла замуж и родила четверых детей.
Что касается бабушки и дедушки Надежды Петровны, то в 1970-х они перебрались в Пинск Брестской области, где прожили долгую счастливую жизнь.
Сохранённые реликвии
Сельчанка вспоминает, что в детстве они часто ездили в Белоруссию. Однажды в гостях у бабушки мама рассказчицы предложила побывать в родных краях – деревне Поросцы. Надежда Дуркина откровенно признаётся, что дом, который сохранил дух войны, надежды и защиты, произвёл на неё непередаваемое, захватывающее душу впечатление.
– Конечно, внешне дом отличался от того, что на старой фотографии. Однако он не потерял своей внутренней силы. Мы поинтересовались у нынешних владельцев: не осталось ли раритетных вещей от прежних хозяев? Каково было наше удивление, когда они вынесли нам несколько глиняных горшков, чуть потёртых, но не потерявших формы. Приятно было держать в руках и другие «артефакты»: вышитые скатерти, рушники, рукописные церковные книги. Все эти вещи мы принесли домой, бережно храним их и будем передавать из поколения в поколение, – резюмирует сыктывдинка.
Подготовила Елена ВИШНЯКОВА.
Фото предоставлены Надеждой Дуркиной.