Сыктывдинская. Народная: о Глафире Сидоровой из Палевиц

В пятницу 27 марта во всем мире будет отмечаться День театров. К этому событию мы приурочили публикациюя друга нашей редакции, писателя, журналиста Александра Сугорова – о великой артистке, почетном гражданине нашего района Глафире Петровне Сидоровой.

– Я родился в 1946 году в деревне Ивановке. Наш дом стоял недалеко от ее дома. Разумеется, в детстве я ее не встречал, большая разница в возрасте, она родилась 2 декабря 1922 года. Но отец мой, фронтовик, поддерживал теплые отношения с ее семьей, хорошо знал репертуар знаменитой землячки.

К сожалению, нынешняя молодежь, даже в Палевицах, на ее родине, плохо или вовсе не знает Глафиру Петровну Сидорову.

В книге «Театр – это жизнь», которая вышла в Коми книжном издательстве в 1992 году, она пишет, что ее «отец, Петр Семенович Сидоров, служил в царской армии, воевал в Первую мировую войну с немцами. Вернулся с фронта домой человеком грамотным, да еще наученным играть на различных музыкальных инструментах. 1920-е годы в нашей деревне были бурными. Полуграмотный народ потянулся к знаниям, а в местной избе-читальне завсегда было полно людей. На удивленье всем был создан оркестр, а спектакли шли друг за другом»… Нынче в Ивановке даже клуб за- крыт на амбарный замок.

Далее Глафира Петровна пишет: «Мои родители были активистами художественной самодеятельности, привлекли к ней и меня. Мне было шесть лет, когда я стала «артисткой». Название пьесы не помню, но мне было поручено иногда всхлипывать. Наверное, я хорошо плакала, раз спектакль всем понравился.

В школу, учитывая мою любознательность, родители  отдали меня в шесть лет. Это было в 1928 году. А в 1930-м отца пригласили в Сыктывкар играть в оркестре на втором кларнете. Мы с мамой всегда были зрителями на его концертах. В 1930 году в Сыктывкаре был организован первый передвижной профессиональный театральный коллектив КИППТ – Коми инструктивный показательный передвижной театр, который возглавил Виктор Савин. При нем была создана театральная студия. Мне было 14 лет, когда я твердо решила стать студийкой.

Среди мастеров

Пошла на прослушивание, читала членам приемной комиссии басни и стихотворения. Читала специально громко, чтобы скрыть волнение. Режиссер театра Борис Павлович Семячков, внимательно посмотрев на меня, спросил:  «Сколько лет тебе, девочка?»

Ответила как есть. Он вздохнул и тихо произнес: «Приходите на будущий год». Я шла домой и плакала, казалось, что жизнь закончилась. Но она продолжалась. В Сыктывкаре готовилось открытие драматического театра, в Объячево – колхозно-совхозного театра. Требовались актеры. И тогда правительство республики начало хлопотать об открытии коми национальной студии при Московском театральном институте имени А.В. Луначарского, ГИТИСе. В Сыктывкар приехали представители института для отбора студентов. Экзамены проходили в три тура. После первого прослушивания мне сказали, чтобы я больше не приходила. Я не знала все эти дни, куда себя девать. После третьего тура вывесили список тех, кто поедет учиться. В числе первых стояла моя фамилия.

17 сентября 1938 года я вместе со счастливчиками, в числе которых были будущие знаменитости коми театра: Ю. Трошева, Н. Турубанов, В. Рассыхаев, С. Ростиславина, В. Леканов, А. Рыжков, Н. Поповцева, А. Трошев, В. Попов, Н. Чевский, Б. Савин, Р. Кривошеина, Т. Кобжув, М. Дьяконова и другие, поехала в Москву учиться в театральном институте имени А.В. Луначарского.

Мы часто по вечерам пропадали во МХАТе. Найдя свободную ступеньку, устраивались на ней и так просмотрели не один десяток спектаклей с участием прославленных мастеров сцены художественного театра. Бывали и на музыкальных постановках в Большом. Знаменитые певцы театра, такие как Лемешев, Нежданова, Козловский, Масленникова, великие балерины Уланова, Лепешинская покоряли нас своим искусством. В столице я впитывала в себя все, что имело отношение к моей будущей профессии.

За оборону Москвы

Мы готовились к решающему, дипломному году. С нетерпением ждали каникул и в мыслях уже были дома. Внезапно объявили о начале войны. Мы слушали речь Молотова, 22 июня 1941 года в полдень он сказал: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Большинство студентов уехали на укрепление оборонительной линии под Москвой. Уехала и я. Наш отряд направили под Смоленск рыть окопы. В дороге несколько раз попадали под бомбежку немецкой авиации. Были раненые и убитые.

Приехали. Жили в палатках. Противотанковые рвы и ходы сообщений рыли с раннего утра, и уже с раннего утра над нами летали немецкие самолеты.

Много лет спустя после войны Всероссийское театральное общество проводило на Смоленской земле выездное заседание совета по театральному обслуживанию тружеников села. На это мероприятие пригласили и меня. И сердце защемило: ведь прошло более сорока лет, как вокруг рвались бомбы, свистели пули… Участники совещания крепко жали мне руку, услышав мои военные воспоминания:

…От края села на нас двинулись немецкие танки. Мы бросились бежать в разные стороны. Впереди лес, наше спасение, но до него было где-то с полкилометра. Пули боронили землю, взметая пыль фонтанчиками. Рвались снаряды. И вдруг в небе – самолет. Он стал поливать нас свинцовым дождем. Я споткнулась и упала, встала, пробежала несколько метров и вновь упала. Справа на бреющем полете над моей головой пролетел самолет. Я упала в траву. Там оказалась маленькая ямка, я спрятала туда голову. Когда рассказывают про страуса, который прячет голову под крыло, чувствуя приближение опасности, я живо представляю тот страшный сентябрьский день 41-го года.

Нам повезло. Мы вышли из окружения, приехали в Москву, театр был эвакуирован. Наша коми студия вернулась в Сыктывкар. И как самую большую награду я бережно храню медаль «За оборону Москвы».

Браво и низкий поклон

С тех военных лет Глафира Петровна верно служила коми театру.  Ее муж, актер Николай Турубанов, учился  вместе с ней, вместе они рыли окопы. Он награжден орденом Красной Звезды. У Глафиры Петровны двое детей: Любовь – врач, Валерий – авиатор. Давно выросли два внука и внучки.

В мае 1945 года, Глафире Петровне шел двадцать второй год,  ей присвоили звание «Заслуженная артистка Коми АССР». В 1949-м она удостоена звания «Народная артистка Коми АССР», в 1956-м – «Заслуженная артистка РСФСР», в 1967-м – «Народная артистка РСФСР», через три года – «Народная артистка СССР».

Глафира Петровна награждена орденами  «Знак Почета» (1946), «Дружба» (2005), многочисленными медалями и званиями.

А ее награда нам, зрителям, – десятки великолепно сыгранных ролей.

Почти все пьесы, где блистала артистка, входят в школьную программу. Почему бы на уроках эти хрестоматийные произведения не изучать вместе с биографией Глафиры Петровны? Они лучше бы запомнились, тогда и малая родина стала бы ближе сердцу учащихся.

На главной улице деревни Ивановки стоит дом с мезонином, где родилась и провела детские годы народная артистка СССР Глафира Сидорова. Почему бы на этом доме не установить мемориальную доску? Через два года исполнится 100 лет со дня рождения Глафиры Петровны. Надо бы задуматься о памятнике и широких мероприятиях на ее малой родине…